у. ставшее своеобразной философией Форда, повлияло на жизнь тысяч облей
Фото: modelist-konstruktor
30 июля 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения Генри Форда – великого американца, биография которого не перестает вдохновлять бизнесменов всего мира
Создателя Ford Motor Company, владельца патентов на 161 изобретений и одного из самых богатых людей мира отличали неукротимая жажда деятельности, нестандартное мышление и безоговорочная вера в себя. Свои мысли об организации производства он изложил в произведениях «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930).
1. «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра», - восклицал Генри Форд, выходец из ирландской семьи, жившей в окрестностях Детройта. Родители будущего выдающегося промышленника были довольно патриархальных взглядов. Занимаясь сельским хозяйством, они требовали этого и от сына, у которого к труду такого рода душа не лежала в принципе. В итоге в 16 лет Генри сбежал из дома и уехал работать в Детройт.
У юного Форда была мечта – сконструировать машину для всех, которая воплотит принцип «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
|
«Я создам машину для всех – ее сделают из лучших материалов самые лучшие специалисты по самым доступным чертежам, - мечтал Форд. - У нее будет такая небольшая стоимость, что каждый человек, зарабатывающий деньги, сможет ее приобрести к радости домочадцев и с благословения Божьего».
Первые изобретения Форда оказались неудачными. «Фордмобиль» 1893 года бал похож на современный квадрацикл и вызывал у обывателей недоумение. Однако изобретатель не сдавался и продолжал усовершенствовать модель, одновременно трудясь еще и над созданием бензинового мотора. В то время автомобили оснащали только паровымидвигателями. В итоге уже в 1895 году он рассекал по Детройту на бензиновой «тележке». «…у меня неоднократно возникали проблемы с полицией. Почему, сказать сейчас затрудняюсь, насколько мне известно, тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости. В любом случае, я вынужден был просить особого разрешения у мэра. Какое-то время являлся единственным человеком в Америке, имеющим водительские права», - писал Форд в биографической книге «Моя жизнь, мои достижения».
|
2. «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов», - заявлял Генри Форд, и хотя эти слова, безусловно, были во многом вызваны раздражением, мог игнорировать даже мнения самых опытных советчиков, если был уверен в том, что делает.
В чадности, он на своем предприятии впервые испробовал возможности конвейерной сборки. Это позволило повысить скорость выпуска авто в несколько раз, а следовательно и сделать их более дешевыми а значит, доступными. Именно благодаря удивительному соотношению цены и качества легендарный Ford T с ходу занял 50 процентов рынка.
|
Организация поточного производства по примеру Форда, возникшая в США в первой четверти 20 века, получила название «Фордизм».
3. «Всего два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и страх ее потерять», - считал Форд и активно свое использовал убеждение на практике. Одно из его самых действенных стратегических решений было принято в 1914 году – на заводах «Форда» рабочим начали платить по пять долларов в день (больше ста долларов по нынешнему курсу). При этом рабочий день был сокращен до восьми часов, а рабочая неделя стала шестидневной – Форд стал человеком, который придумал выходной. Фантастические условия труда по тому времени! В результате вопрос текучки кадров был решен раз и навсегда. Претенденты на вакантные места на заводах Ford Motor Company выстраивались в длиннющие очереди, а те, кого приняли, держались за свое место изо всех сил. Проблема кадровой текучки была решена раз и навсегда.
Правда, была у этих райских условий и оборотная сторона. Если на заводе узнавали, что рабочий тратит деньги неразумно: на выпивку, азартные игры или утаивает их от жены – штрафов или увольнения было не избежать. Недоброжелатели даже рассказывали, что на заводах Форда существовала тайная полиция нравов, следившая за личной жизнью работников. Именно система труда в Ford Motor Company обыгрывалась в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), где обезличенное общество ведет летоисчисление с момента выпуска автомобиля «Форд Т» и граждане осеняются себя Т-образными крестами.
|
Тем не менее, большая зарплата давала рабочим возможность накопить на собственное авто – Новый Ford T! Так что альтруизм Форда привел к небывалому скачкообразному росту продаж.
4. «Я не знаю, какой результат принесёт мне реклама, но даже если я заработаю доллар — я вложу его в рекламу», - такого нехитрого, но действенного правила придерживался Генри Форд. Однако не вся реклама требовала финансовых вложений. Однажды автомобильный магнат получил письмо от благодарного обладателя «Форда» V-8. Подобные послания приходили пачками, и промышленник мог бы его отбросить не глядя, но успел заметить подпись – Клайд Барроу. Тот самый Клайд, который вместе со своей спутницей Бонни Паркер уже более двух лет не давал покоя полицейским всех южных штатов. Помимо похвалы машине и ее создателю в письме содержалось обещание впредь угонять только «Форды». Владелец автоконцерна придал письмо огласке, и Бонни и Клайд сделали ему грандиозную рекламу. Гангстер действительно с завидным постоянством угонял «Форды», особенно модель «Песчаная пустыня» - из-за их обшитых сталью дверей было удобно вести огонь. А когда легендарная парочка была застрелена, всю страну облетело фото изрешеченного пулями коричневого «Форда».
|
5. «Многим людям работа представляется битвой, которой надо как можно скорее положить конец. Жизнь — это не остановка, а путешествие, - гласит еще один из жизненных принципов Генри Форда. - Тот, кто думает, что он остановился, на самом деле катится вниз».
|
До самых преклонных лет Генри Форд был в отличной физической форме (этого же требовал и от своих сотрудников, к примеру, мог уволить с формулировкой «пока не сбросишь лишний вес») и словно бы и не собирался никогда отходить от дел. Сын Форда Эдсел всю жизнь пробыл наследником, так никогда и не ставшим королем. Даже после первого инсульта, когда здоровье пошатнулось, магнат не соглашался уступать бразды правления молодым. Второй инсульт нанес более весомый удар, лишив Генри Форда возможности четко мыслить, и он все-таки передал компанию Генри Форду II – одному из своих внуков (к тому времени сын уже умер от рака).
Однако даже утративший ясность мысли Генри Форд до конца жизни был в отличной физической форме, а кроме этого еще и сделался вегетарианцем. 7 апреля 1947 года он велел шоферу отвезти его на Ривер-Ружский завод, а после этого побывал на фамильном кладбище. Этой же ночью генри Форд скончался. В момент похорон заводы компании были остановлены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий