1ЦАРЬ-КОЛОКОЛ | 2ЦАРЬ-ПУШКА | 3ЦАРЬ-ТАНК | 4ЦАРЬ-ТОРПЕДА | 5ЦАРЬ-ВАЗА | 6ЦАРЬ-ВАННА | 7ЦАРЬ-ЧЕРНИЛЬНИЦА |
Россия – самая большая страна в мире. Поэтому всё в России – самое большое. 26 июля 1730 года императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Царь-колокола, известного своей печальной судьбой. Вспоминаем о семи жертвах отечественной гигантомании.
1
Высота: 6,24 м
Диаметр: 6,6 м
Масса: около 200 тонн
Год создания: 1735
Указ о создании колокола был издан в июле 1730 года, а сама отливка произошла лишь 25 ноября 1735-го. Более пяти лет длились подготовительные работы. Два с лишним года посреди Ивановской площади московского Кремля была десятиметровая яма, в которой готовили форму для отливки. На финальной стадии работы в ней участвовало больше ста человек. За ходом работ следила сама императрица. Колокол, обещавший стать произведением искусства, должен был быть отлит ещё в ноябре 1734-го. И мастера начали переплавку металла, но нагрузки не выдержали три из четырёх печей, и работы пришлось приостановить. На год. За это время умер Иван Моторин, главный мастер, и через год отливкой руководил уже его сын.
Колокол был отлит в ноябре 1735 года, причём заливка формы заняла всего 36 минут. Два года он пролежал в яме – и погиб 20 мая 1737 года. Во время пожара, охватившего Москву, чтобы колокол не расплавился, его стали поливать водой. От контраста температур он треснул. 11-тонный кусок откололся. Через сто лет, и только с третьей попытки, его удалось поднять из ямы и водрузить на постамент, где безголосый Царь-колокол стоит по сю пору.
Диаметр: 6,6 м
Масса: около 200 тонн
Год создания: 1735
Указ о создании колокола был издан в июле 1730 года, а сама отливка произошла лишь 25 ноября 1735-го. Более пяти лет длились подготовительные работы. Два с лишним года посреди Ивановской площади московского Кремля была десятиметровая яма, в которой готовили форму для отливки. На финальной стадии работы в ней участвовало больше ста человек. За ходом работ следила сама императрица. Колокол, обещавший стать произведением искусства, должен был быть отлит ещё в ноябре 1734-го. И мастера начали переплавку металла, но нагрузки не выдержали три из четырёх печей, и работы пришлось приостановить. На год. За это время умер Иван Моторин, главный мастер, и через год отливкой руководил уже его сын.
Колокол был отлит в ноябре 1735 года, причём заливка формы заняла всего 36 минут. Два года он пролежал в яме – и погиб 20 мая 1737 года. Во время пожара, охватившего Москву, чтобы колокол не расплавился, его стали поливать водой. От контраста температур он треснул. 11-тонный кусок откололся. Через сто лет, и только с третьей попытки, его удалось поднять из ямы и водрузить на постамент, где безголосый Царь-колокол стоит по сю пору.
2
Длина: 5,34 м
Калибр: 890 мм
Масса: 2400 пудов
Год создания: 1586
Отлитая пушечных и колокольных дел мастером Андреем Чоховым, Царь-пушка поначалу была поставлена на Красной площади – скорее для устрашения послов, чем как реальная угроза гипотетическим захватчикам. Она является типичной бомбардой и более эффективна в походе, при осаде крепости, чем при её обороне. А поскольку возить пушку таких размеров накладно, да и стрелять она может не более четырёх раз в сутки – в боевых действиях царица русской артиллерии участия не приняла и, пожалуй, никогда не примет. Правда, один раз она всё же выстрелила. И за этот только выстрел её уже можно называть царской. Ведь в качестве заряда для неё выбрали не ядро, а прах свергнутого и сожжённого царя Лжедмитрия, которым Царь-пушка успешно выстрелила в сторону Польши.
Калибр: 890 мм
Масса: 2400 пудов
Год создания: 1586
Отлитая пушечных и колокольных дел мастером Андреем Чоховым, Царь-пушка поначалу была поставлена на Красной площади – скорее для устрашения послов, чем как реальная угроза гипотетическим захватчикам. Она является типичной бомбардой и более эффективна в походе, при осаде крепости, чем при её обороне. А поскольку возить пушку таких размеров накладно, да и стрелять она может не более четырёх раз в сутки – в боевых действиях царица русской артиллерии участия не приняла и, пожалуй, никогда не примет. Правда, один раз она всё же выстрелила. И за этот только выстрел её уже можно называть царской. Ведь в качестве заряда для неё выбрали не ядро, а прах свергнутого и сожжённого царя Лжедмитрия, которым Царь-пушка успешно выстрелила в сторону Польши.
3
Длина корпуса: 17,8 м
Ширина корпуса: 12 м
Высота: 9 м
Калибр пушки: 76,2 мм
Скорость: 17 км/ч
Масса: 60 т
Год создания: 1915
Это страшилище больше похоже на повозку или лафет, чем на танк. Тем не менее, проект с восторгом был принят не только русскими военачальниками, но и самим Николаем Вторым. Рассказывают, что в январе 1915-го разработчик Царь-танка инженер Николай Лебеденко был на приёме у царя и преподнёс ему уменьшенную модель. И два Николая, как дети, полчаса с удовольствием играли поистине царским изобретением. Однако Царь-танку суждено было так и остаться игрушкой царя. На испытаниях в сентябре того же 1915 года танк застрял в грязи и, как ни старались, военные вытащить его не смогли. До 1923-го оружие простояло на месте испытаний, а после было разобрано, как говорится, «на иголки».
Ширина корпуса: 12 м
Высота: 9 м
Калибр пушки: 76,2 мм
Скорость: 17 км/ч
Масса: 60 т
Год создания: 1915
Это страшилище больше похоже на повозку или лафет, чем на танк. Тем не менее, проект с восторгом был принят не только русскими военачальниками, но и самим Николаем Вторым. Рассказывают, что в январе 1915-го разработчик Царь-танка инженер Николай Лебеденко был на приёме у царя и преподнёс ему уменьшенную модель. И два Николая, как дети, полчаса с удовольствием играли поистине царским изобретением. Однако Царь-танку суждено было так и остаться игрушкой царя. На испытаниях в сентябре того же 1915 года танк застрял в грязи и, как ни старались, военные вытащить его не смогли. До 1923-го оружие простояло на месте испытаний, а после было разобрано, как говорится, «на иголки».
4
Длина: 23,55 м
Калибр: 1550 мм
Масса: 40 т
Год создания: 1955
Очередное детище отечественной гигантомании: огромная торпеда с ядерным зарядом, которая была предназначена для того, чтобы буквально смыть Америку с лица Земли. Остаётся только радоваться, тому, что, как Царь-пушку и Царь-танк, её не опробовали в деле. Ведь по замыслу Андрея Сахарова (а именно будущий гуманист и придумал это чудовище) торпеду к берегам США должна была доставить подводная лодка. Запуск её привёл бы к гигантскому цунами: волны, по замыслу академика, достигали бы высоты в 300 метров. Прибрежные штаты были бы полностью уничтожены. Командование ВМФ активно противодействовало реализации «людоедского» (по позднему выражению самого Сахарова) проекта – и он был закрыт.
Калибр: 1550 мм
Масса: 40 т
Год создания: 1955
Очередное детище отечественной гигантомании: огромная торпеда с ядерным зарядом, которая была предназначена для того, чтобы буквально смыть Америку с лица Земли. Остаётся только радоваться, тому, что, как Царь-пушку и Царь-танк, её не опробовали в деле. Ведь по замыслу Андрея Сахарова (а именно будущий гуманист и придумал это чудовище) торпеду к берегам США должна была доставить подводная лодка. Запуск её привёл бы к гигантскому цунами: волны, по замыслу академика, достигали бы высоты в 300 метров. Прибрежные штаты были бы полностью уничтожены. Командование ВМФ активно противодействовало реализации «людоедского» (по позднему выражению самого Сахарова) проекта – и он был закрыт.
5
Высота: 2,57 м
Диаметр: 5,04 м
Масса: 19 т
Год создания: 1828-1843
Самая большая ваза хранится в Эрмитаже и называется большой колыванской – потому что изготовили её в селе Колывань, на Алтае. Автор проекта – архитектор Авраам Мельников, а исполнители – сотни рабочих колыванской фабрики. Невозможно представить, сколько сил они потратили, чтобы от цельного куска зелёно-волнистой яшмы отсечь всё лишнее. В итоге был изготовлен заведомо музейный экспонат: навряд ли кому-то могло прийти в голову использовать Царь-вазу по назначению. Долго рождавшаяся, ваза долго и ехала в Эрмитаж: лишь осенью 1849 года усилиями 770 рабочих она была установлена на своё место.
Диаметр: 5,04 м
Масса: 19 т
Год создания: 1828-1843
Самая большая ваза хранится в Эрмитаже и называется большой колыванской – потому что изготовили её в селе Колывань, на Алтае. Автор проекта – архитектор Авраам Мельников, а исполнители – сотни рабочих колыванской фабрики. Невозможно представить, сколько сил они потратили, чтобы от цельного куска зелёно-волнистой яшмы отсечь всё лишнее. В итоге был изготовлен заведомо музейный экспонат: навряд ли кому-то могло прийти в голову использовать Царь-вазу по назначению. Долго рождавшаяся, ваза долго и ехала в Эрмитаж: лишь осенью 1849 года усилиями 770 рабочих она была установлена на своё место.
6
Высота: 195,5 см
Глубина: 151,1 см
Диаметр: 533 см
Объём: 25 м3
Масса: 48 т
Год создания: 1824
Ванна была изготовлена для Баболовского дворца выдающимся мастером-каменотёсом Самсоном Сухановым. Баболовский дворец, ныне лежащий в руинах, был задуман как своего рода баня. На месте гранитной изначально была мраморная ванна меньших размеров. Специально для новой ванны перестроили часть дворца. Купальня была его центром. Не будет преувеличением сказать, что Баболовский дворец строился вокруг ванны. Но, скорее всего, в ней никто не купался, по крайней мере, регулярно. Вода, которая должна была туда подаваться, – из целебных Таицких источников. Она очень холодная. А каким образом планировалось подогревать воду в ванне – неизвестно.
Глубина: 151,1 см
Диаметр: 533 см
Объём: 25 м3
Масса: 48 т
Год создания: 1824
Ванна была изготовлена для Баболовского дворца выдающимся мастером-каменотёсом Самсоном Сухановым. Баболовский дворец, ныне лежащий в руинах, был задуман как своего рода баня. На месте гранитной изначально была мраморная ванна меньших размеров. Специально для новой ванны перестроили часть дворца. Купальня была его центром. Не будет преувеличением сказать, что Баболовский дворец строился вокруг ванны. Но, скорее всего, в ней никто не купался, по крайней мере, регулярно. Вода, которая должна была туда подаваться, – из целебных Таицких источников. Она очень холодная. А каким образом планировалось подогревать воду в ванне – неизвестно.
7
Высота: 50 см
Год создания: 1875
В Петергофе, в Большом дворце, стоит чернильница из зелёной яшмы в полметра высотой. Весит она несколько сот килограммов: поднять чернильницу можно лишь вчетвером. На зелёном камне выложена мозаика, где изображено здание гранильной фабрики Петергофа.
Год создания: 1875
В Петергофе, в Большом дворце, стоит чернильница из зелёной яшмы в полметра высотой. Весит она несколько сот килограммов: поднять чернильницу можно лишь вчетвером. На зелёном камне выложена мозаика, где изображено здание гранильной фабрики Петергофа.
Григорий Саблин
Комментариев нет:
Отправить комментарий