пятница, 26 июля 2013 г.

7 РУССКИХ ОТКРОВЕНИЙ БЕРНАРДА ШОУ



110 ДНЕЙ-НЕДЕЛЬ-ЛЕТ2ИГРА СЛОВ3ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПЯТИЛЕТКА4Я ОСТАНУСЬ ЗДЕСЬ ЖИТЬ!5ВОР ВОРА6ЧЁРНЫЕ УСЫ7ПРЯМАЯ РЕЧЬ
26 июля 1856 года родился великий драматург, писатель и общественный деятель Бернард Шоу. Уже будучи лауреатом нобелевской премии, в 1931 году он посетил Советскую Россию и остался очень доволен. 7 русских откровений Бернарда Шоу.
1
10 ДНЕЙ-НЕДЕЛЬ-ЛЕТ
Свои симпатии к Советскому Союзу Бернард Шоу проявлял ещё до визита в Москву. Сначала это выражалось просто в лёгкой симпатии и подтрунивании над международным настороженным отношением мировой общественности к России, потом же Шоу заявил, что хочет встретить 70-летие в Москве. Внимание всего мира было приковано к этой  поездке, драматург всегда славился своей непредсказуемостью и острословием. Интерес к ситуации подогревался ещё и тем, что вместе с писателем в Советский Союз ехала чета  Астор, представители консервативной партии  лондонской аристократии. Когда Шоу сошёл с поезда на перрон, ему представили ирландского паренька, сказав, что он приехал в Москву на 10 дней, прожил здесь уже 10 недель и собирается остаться на 10 лет. Шоу не заставил ждать своего ответа:  «Если бы я был таким же молодым, как ты, я бы сделал то же самое». И он не шутил. Шоу вообще утверждал, что всё его остроумие заключается лишь в том, чтобы говорить правду…
2
ИГРА СЛОВ
«Чистейший интеллектуал» — такой комментарий дал Шоу, стоя в мавзолее у тела Ленина. Долго смотрел на руки и выдал: «Сразу видно, что эти руки никогда не работали».  Леди  Астор ответила “Он же не пролетарий, он аристократ”. Чему Шоу тут же возразил: “Вы хотели сказать, интеллектуал, а не аристократ”. На что леди Астор ответила: «Это – одно и тоже». Леди Астор любила пользоваться таким парадоксом во время своего визита. Когда ее знакомили с каким-нибудь большевистским лидером, она говорила: «Вы не рабочий, Вы аристократ». Очень часто это срабатывало, и человеку льстило, что английская аристократка считала его аристократом. Вообще леди Астор составляла достойную компанию Шоу, она негодовала, он шутил, она  кичилась своими манерами, Бернард Шоу залазил на царь-пушку и изображал пацифиста.
3
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПЯТИЛЕТКА
Когда Шоу был в кремле,  он увидел, как разбирают храм Христа Спасителя, возмутился и воскликнул:  «Вам нужен не экономический пятилетний план, а эстетический». Потом Шоу рассказали, что к более древним храмам и церквям в Союзе относятся бережно и это ввело писателя в ещё большее недоумение. “Вы, русские, совершенно непоследовательные революционеры. В Англии Генри VIII и Кромвель в Ирландии сделали гораздо больше, разрушая монастыри. Мы, англичане, действительно, революционеры. А вы – полуреволюционеры”. Леди Астор не отставала от Шоу в оригинальности. В дворце советов  она  взошла на трибуну и начала речь: «Я – консерватор. Я – капиталистка. Я против коммунизма. Я думаю, что вы все ужасны». Спускаясь с трибуны, она сказала: “Такое звучит здесь первый раз”.
4
Я ОСТАНУСЬ ЗДЕСЬ ЖИТЬ!
В своих прогулках по Москве Шоу был неутомим. В первый же день визита он успел посетить мавзолей, кремль, парк культуры и отдыха, Петровский парк, Новый стадион, а вечером пошёл в театр. Во время антракта в честь него устроили овацию, все актеры вышли на сцену с красным транспарантом, на котором было написано по-английски : “Великолепному мастеру Бернарду Шоу – Добро пожаловать на советскую землю!” За девять дней своих безудержных гуляний драматург сумел утомить экскурсоводов своей неуёмной жаждой новых впечатлений и это при том, что ему на днях исполнялось 70 лет. Практикуемой писателем вегетарианство  и закалка непростой жизнью давали о себе знать.  На обеде у Халатова, председателя правления Госиздата, Шоу попросили выступить. Он не заставил себя долго ждать и призывно спросил : ”А есть здесь издатели?” Почти половина присутствующих на обеде подняла руки. “Очень плохо, — сказал он – писатели не могут свободно говорить в присутствии издателей. Издатели обычно хорошие бизнесмены, и они эксплуатируют писателей, которые обычно бизнесменами не являются.” “Но у нас все по-другому”, — возразил ему Луначарский — “Писателям много платят, и это они эксплуатируют издательства”. “Тогда -хорошо, — сказал Шоу, я приеду сюда и буду здесь жить”.
5
ВОР ВОРА
В один из дней  Шоу захотел посмотреть на тюрьмы и поехал в Болшево, в колонию для беспризорников, которая находилась в ведении ГПУ. Конечно, писателя  попросили выступить. К большому недовольству охранников и к великой радости мальчишек Шоу сказал: «Когда я был мальчишкой, я тоже воровал. Но я воровал так хитро, что меня никто не поймал. Вор – не тот, кто ворует, а тот, кого на этом поймали. Все вы – должно быть, плохие воришки. За границей тысячи преступников разгуливают на свободе, совершая мелкие и тяжкие преступления. Они еще не пойманы только потому, что они это делают по-хитрому. Однако, придет время, и их тоже поймают».
6
ЧЁРНЫЕ УСЫ
Особенный интерес был прикован ко встрече Шоу со Сталиным. Драматург общался с «вождём народов» на протяжении двух с лишним часов. После встречи все пытались выяснить подробности этой.  Шоу выдержал паузу и сказал: “Я Вам расскажу кое-что о Сталине: у Сталина черные усы”. Уже позднее он рассказал: «Я ожидал увидеть русского рабочего, а увидел грузинского джентльмена. Он не только сам был прост, он сумел сделать так, чтобы бы и нам было с ним просто. У него хорошее чувство юмора. Он вовсе не злой, но и не легковерный». В Берлине отвечая на вопрос об отношении к Сталину, Гитлеру, Шоу сказал: «Сталин –гигант, остальные политики – пигмеи». Отвечая на вопрос о том, не творится ли в России хаос, по сравнению с другими странами, Шоу ответил: “Россия наводит в стране порядок, другие страны лишь валяют дурака”.
7
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Вершиной нашей поездки была беседа со Сталиным. Часовой в Кремле, который спросил нас, кто мы такие, был единственным солдатом, которого я видел в России. Сталин играл свою роль с совершенством, принял нас как старых друзей и дал нам наговориться вволю, прежде чем скромно позволил себе высказаться. Наша группа состояла из лорда и леди Астор, Фила Керра (покойного маркиза Лотиана) и меня. Присутствовали Литвинов и еще несколько русских. По пути в кабинет мы прошли три или четыре комнаты. В каждой из них за письменным столом сидел чиновник. Как мы догадывались, в ящике письменного стола он держал наготове пистолет. Беседа началась с яростной атаки леди Астор, которая сказала, что большевики не умеют обращаться с детьми. Сталин на мгновение опешил, а потом сказал с презрительным жестом: «В Англии вы БЬЕТЕ детей». Леди Астор с живостью ответила ему на это буквально следующее — чтоб он не болтал ерунды, а послал какую-нибудь толковую женщину в Лондон, чтобы ей показали в лагере Маргарет Макмиллан в Дептфорде, как надо воспитывать, и одевать, и учить пятилетних детей. Сталин тут же сделал пометку в своем блокноте. Мы сочли это простым знаком вежливости, однако едва мы успели вернуться, как прибыла толковая женщина, а с ней полдесятка других, жаждущих перенять опыт. Их приняли в Дептфорде, на который Асторы щедро ассигновали свои средства…».
Алексей Рудевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий