вторник, 30 июля 2013 г.

Пятнадцать житейских мудростей преподобного Серафима Саровского

Памятник Серафиму Саровскому в городе Саров Нижегородской области.
Фото: Роман ИГНАТЬЕВ



30 июля исполняется 259 лет со дня рождения иеромонаха Серафима Саровского. Преподобный старец известен своими многочисленными делами и подвигами, которыми не только славил Господа, но и проявлял любовь ко всему живому.  Ко всем  пришедшим  к нему иеромонах обращался словами «Радость моя!», а некоторые верующие рассказывали после, что видели его кормящим с рук медведя и других животных. 

Имея дар прозорливости и исцеления от болезней, он часто принимал посетителей как монашествующих, так и мирян. Были среди последних многие знатные люди, и даже царь Александр I приходил к нему за советом и вспоможением
В лике святого отца Серафима признали по инициативе Николая II в 1903 году спустя 70 лет после кончины преподобного старца, а простой народ ещё при жизни «батюшки Серафима» почитал его за мудрые советы и доброе отношение к прихожанам.
Ко дню рождения преподобного Серафима «Комсомолка» сделала подборку изречений иеромонаха, перед чьей житейской и духовной мудростью до сих пор преклоняются миллионы людей.
  • Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум от непристойных колебаний.
     
  • Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.
     
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
     
  • Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества.
     
  • Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Итак, несомненно, приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.
     
  • Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей.
     
  • С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
     
  • Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо.

  • Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.

  • Одного многословия с теми, кто противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.

  • Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.

  • Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему.

  • Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение.

  • Лучше для нас презирать то, что не наше, то есть временное, и преходящее и желать нашего, то есть нетления и бессмертия.
  • Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий