вторник, 30 июля 2013 г.

7 самых пронзительных стихотворений Эмили Бронте

"Надежда в мире без надежд". 

18:10 29 июля 2013
30 июля 1818 года на свет появилась талантливая английская поэтесса Эмили Бронте.
Эмили появилась на свет в Торнтоне (графство Йоркшир) в уникально талантливой семье - все дети семейства Бронте обладали литературным даром. Эмили была третьим ребенком, средней из трех сестер - Шарлотта была на два года старше, а Энн - на два года младше. Брат Бренуэлл был на год старше Эмили.  
Дети Бронте разделились на два творческих союза: старшие Шарлотта и Бренуэлл сочиняли романтические повести  "ангрианского цикла", а Эмили и Энн творили историю своего воображаемого мира, Гондала.
Эмили обучалась в Роухедской школе, работала гувернанткой в предместье Галифакса Лоу-Хилле, а в 1842 году уехала с Шарлоттой в Брюссель получать образование далее. После возвращения из Брюсселя Эмили поселилась в деревне Хауорт в западном Йоркшире.
Судьба отмерила Эмили Бронте всего 30 лет - талантливая писательница умерла от туберкулеза, простудившись на похоронах своего брата.
Настоящее признание читателей и критиков - как это часто бывает - пришли лишь через много лет после кончины писательницы. Справедливости ради отметим, что поэзия Эмили в сборнике "Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов" 1846 года (под псевдонимом Эллис Белл) была встречена благосклонно, а вот роман "Грозовой перевал" - сейчас жемчужина английской романистики XIX века - успеха не имел. Лишь после смерти Эмили Шарлотта Бронте второй раз издала труд своей сестры - и роман был встречен хором похвал.
Литературоведы ставят поэзию Эмили Бронте в один ряд с творчеством Байрона, Шелли и Блейка. Характер писательницы проявился в ее стихах в полной мере - печаль, мистицизм, одиночество, жажда и полное отсутствие любви. Как будто Эмили предчувствовала свою грустную судьбу - и судьбу своих сестер и брата.
"Вечерняя Москва" предлагает перечитать строки самых пронзительных стихотворений Эмили Бронте.
1. "Весть с ночью звездной входит в дом...", 1838 год
Весть с ночью звёздной входит в дом:
На вереск ветреный иди,
За птицей с траурным крылом,
Роняющею кровь, следи.
Воздушный наблюдай полёт,
Не отрываясь глядя в высь,
И там, где в степь она падёт,
Склонись, скиталец, и молись.
Что ждать от будущей судьбы
Нельзя - не смею - речь вести;
Но тронет Небо жар мольбы,
И добр Господь - прощай! прости!
2. "Стансы", 1840 год
... Не горько мне, что век твой прожит:
Здесь счастья нет ни в чём;
Мир горевать по мне не сможет,
Раз ты страдаешь в нём.
Не горько мне, что сумрак строгий
Дню летнему венец,
А счастье обретёт в итоге
В могиле свой конец!
3. "Коль скорбью скорбь проснётся...", 1841 год
Коль скорбью скорбь проснётся
И болью боль в тебе,
И жалость встрепенётся -
Вернись ко мне!
Быть более несчастной,
Покинутой - нельзя!
Как сердце рвётся страстно
Из-за тебя...
4. "Старый стоик", 1841 год
... Деньги ценю я мало в чём,
Любовь - насмешкой чту,
А к славе страсть была лишь сном,
Пропавшим поутру;
Молюсь ли я - всегда одни
Слова в моей мольбе:
"Моё мне сердце сохрани
И дай свободу мне!"
Да, раз мой день в конце пути,
Одно твержу я вслух:
Сквозь жизнь и смерть дай пронести
Нескованным мой дух.
5. "Пой, малиновка, под утро...", 1837 год
... То не надежда бурей чувств
Смутила мой покой,
Но одиночества удел -
Стесненье мыслей, чувств и дел -
Ноябрьский мир скупой.
6. "Воспоминание", 1848 год
... Любимый мой, прости, что отдаляюсь,
Когда отлив мирской меня влечет,
И мрачными желаньями смущаюсь,
Попав в суровый их водоворот.
Прости, я без тебя не знала света,
Другая не светила мне звезда.
Вся жизнь моя была твоей согрета,
И все тепло замерзло навсегда.
И наконец я так привыкла к боли,
Что перестала замечать ее.
Я научилась жить усильем воли
И подняла из праха бытие.
7. "К воображению", 1848 год
... Законы мрачные природы
Рассудок волен осуждать
И сердцу все его невзгоды
Из раза в раз напоминать;
Реальность растоптать вольна
Раскрытые бутоны сна.
Но есть и ты — твои виденья;
Твоя весна встает жива;
Ты жизнь блестящую из тленья
Ведешь и дивные слова
Мне шепчешь о мирах иных —
Реальных двойниках твоих.
Пусть призрачна твоя услада,
Но ты приходишь в добрый час.
Ты сердцу ждущему награда,
Ты божества блаженный глас;
Ярчайший сон бессонных вежд,
Надежда в мире без надежд.
Подробнее:http://vmdaily.ru/news/2013/07/29/nadezhda-v-mire-bez-nadezhd-7-samih-pronzitelnih-stihotvorenij-emili-bronte-207130.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий