вторник, 31 марта 2015 г.

Как жилось в советской Грузии
С 2011 года день установления в Грузии советской власти отмечается как День оккупации. За годы «оккупационного режима» там были построены гидроэлектростанции, развились туризм и промышленность, а уровень жизни был одним из самых высоких по Союзу.

Особое положение

Грузинская ССР в составе Советского Союза была на особом счету. Это было вызвано объективными факторами. Во-первых, в Грузии родился Иосиф Сталин. Кроме того, в составе верховной власти в СССР были и другие грузины, такие как Григорий Орджоникидзе и Лаврентий Берия. Политическая активность в Грузинской ССР всегда была очень высокой, а культ Сталина по понятным причинам был особенно силен.
В Грузинской ССР  был создан режим экономического благоприятствования.  Республика ежегодно получала солидные дотации из союзного бюджета. Уровень потребления на душу населения в Грузии был в 4 раза выше этого же показателя производства. В РСФСР же показатель потребления составлял только 75% от уровня производства.
После знаменитого доклада Никиты Хрущева 14 февраля 1956 года о разоблачении культа личности, в Тбилиси начались массовые восстания. Уже 4 марта у памятника Сталину в грузинской столице стал собираться народ, коммунист Парастишвили поднялся на постамент монумента, отпил вино из бутылки и, разбив её, сказал: «Пусть так же погибнут враги Сталина, как эта бутылка!».
Мирные митинги проходили пять дней. В ночь на 10 марта, желая отправить телеграмму в Москву, многотысячная толпа направилась к телеграфу. По ней был открыт огонь. По данным МВД Грузии, в ходе подавления беспорядков было убито 15 и ранено 54 человека, 7 умерло в больницах, 200 человек было арестовано.
По всему Союзу начался демонтаж памятников Сталину, только в Гори, на родине «вождя народов» по особому разрешению Хрущева памятник был оставлен. Он долгое время оставался самым известным памятником Сталину, но и он был демонтирован уже в наше время, в ночь на 25 июня 2010 года. По указу Михаила Саакашвили.

Вина

Грузия не может не ассоциироваться с винами, а грузин в культурном поле Советского Союза неизменно выступал в роли тамады и знатока длинных красивых тостов.  Грузинская ССР была одним из основных и старейших винодельческих районов Советского Союза, а грузинские вина стали международно-признанным брендом. Известно, что на Ялтинской конференции Сталин угощал грузинским вином «Хванчкара» Уинстона Черчилля, после чего британский министр стал преданным ценителем этой марки.
Сам Сталин любил вина «Киндзмараули», «Хванчкара» и «Маджари».
В Грузии выпускали высококачественные столовые и крепленые вина. Производством виноградных вин занимались предприятия Самтреста, в который входили образцовые совхозы: Цинандали, Напареули, Мукузани, Кварели в Кахетии и Варцихе в западной части Грузии. Комбинат шампанских вин вырабатывал Советское шампанское и виноградные вина. В Грузии к 1960-м годам вырабатывалось 26 марок вин: столовых сухих 12, полусладких 7, крепких 5, десертных сладких 2.

Туризм

В силу оптимальных климатических условий Грузинская ССР была настоящей туристической Меккой Советского Союза. Для советских граждан курорты Грузии заменяли и Турцию, и Египет, и прочую жаркую заграницу. В курортной Абхазии, которая была частью Грузинской ССР, были самые фешенебельные курорты СССР Пицунда и Гагры.
В советскую эпоху Грузия была лучшей тренировочной базой для советских горнолыжников. Также Грузия в целом и Сванетия в частности стали и главными альпинистскими базами Советского Союза.
Здесь периодически проводились альпиниады и разрядные восхождения на вершины Кавказских гор. Большой вклад в развитие советского альпинизма и скалолазания внес  Михаил Виссарионович Хергиани, 7-кратный чемпион СССР и заслуженный мастер спорта Советского Союза.

Грузинский чай

Кроме вина Грузинская ССР была знаменита своим чаем. Его качество, по мнению Вильяма Похлебкина, было конкурентноспособным (на мировом уровне), хотя и с оговорками.
Несмотря на то, что попытки наладить и организовать чайное производство предпринимались в Грузии ещё с середины XIX века, качество его оставляло желать лучшего, а объемы плантаций не достигали и 900 Га.
В начале 1920-х годов в Грузии  были посажены молодые плантации, началась активная и плодотворная селекционная работа. В 1948 году Ксении Бахтадзе удалось вывести искусственные гибридные сорта чая: «Грузинский №1» и «Грузинский №2». За них она была удостоена Сталинской премии. Полученнный позже сорт «Грузинский селекционный №8» был способен выдерживать заморозки до -25. Этот сорт стал настоящей сенсацией.
В советское время грузинский чай стал брендом, известным за пределами Союза. В конце 70-х он уже шел на экспорт в Чехословакию, Болгарию, Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Югославию, Афганистан, Иран, Сирию, Южный Йемен и Монголию.

Цветы, мандарины и теневая экономика

Советские люди не сильно разбирались в специфике этнического разнообразия кавказских народов, поэтому образ грузина, оборотистого и состоятельного дельца, был скорее собирательным. Однако в чем-то он был верным.
По части промышленного производства Грузинская ССР давала Советскому Союзу не так много, зато грузины обеспечивали  советских граждан всем необходимым по части праздников: цитрусовыми, вином, чаем, табаком, минеральной водой.
Грузинская ССР, по данным экономиста Кеннана Эрика Скотта из Вашингтонского института, давала на советские прилавки 95% чая и 97% табака. Львиная доля цитрусовых (95%) также шла в регионы СССР из Грузии.
В своем докладе в вашингтонском центре Вудро Вильсона Эрик Смит также отметил, что грузины сыграли значительную роль в формировании теневой экономики Советского Союза, формируя рынок позднего СССР по типу «конкуренции диаспор».
30/03/15
5 бункеров Второй мировой войны
Бункеры Второй мировой войны долгое время были сверхсекретными объектами, о существовании которых знали единицы. Но и они подписывали документы о неразглашении. Сегодня завеса тайны над военными бункерами приоткрыта.
.

"Волчье логово"


Вольфсшанце (нем. Wolfsschanze, русс. Волчье логово) был главным бункером и штаб-квартирой Гитлера, здесь находилась лавная ставка фюрера и командный комплекс Верховного командования ВС Германии.
Немецкий лидер провёл здесь больше 800 дней. Из этого места осуществлялось руководство нападением на Советский Союз и военными действиями на Восточном фронте.
Бункер «Волчье логово» был расположен в лесу Герлож в 8 км от Кентшина. Его строительство началось весной 1940 года и шло в три этапа до зимы 1944 года. В строительстве принимали участие 2-3 тысячи рабочих. Работы вела «Организация Тодта».
«Волчье логово» было не локальным бункером, а целой системой скрытых объектов, по своему размеру больше напоминающих небольшой секретный город площадью 250 гектаров. Территория имела несколько уровней доступа, её окружали вышки с колючей проволокой, минные поля, пулеметные и зенитные позиции. Для того, чтобы пройти в «Волчье логово» необходимо было пройти три поста охраны.


Разминирование «Волчьего логова» армией ПНР продолжалось почти до 1956 года, всего саперами было обнаружено около 54 тысяч мин и 200 тысяч боеприпасов.
Для маскировки объекта с воздуха немцы применяли маскировочные сетки и макеты деревьев, которые периодически обновлялись в соответствии с изменением ландшафта. Для контроля за маскировкой режимный объект фотографировали с воздуха.
«Волчье логово» в 1944 году обслуживало 2000 человек, от фельдмаршалов до стенографистов и механиков.
В книге «Падение Берлина» британский писатель Энтони Бивор утверждает, что фюрер покинул «Волчье логово» 10 ноября 1944 года. Гитлер уехал в Берлин для операции на горле, а 10 декабря перебрался в «Адлерхорст» («Орлиное гнездо»), другую засекреченную ставку. В июле того же года на Гитлера в «Орлином гнезде» было совершено неудачное покушение.
Эвакуация немецкого командования из «Волчьего логова» была осуществлена в последний момент, за три дня до прихода Красной армии. 24 января 1945 года Кейтель приказал разрушить ставку. Впрочем, сказать легче, чем сделать. Развалины бункера до сих пор существуют.
Интересно, что хотя о месторасположении «Волчьего логова» американской разведке было известно ещё в октябре 1942 года за все время его существования не было осуществлено ни одной попытки атаки ставки Гитлера с воздуха.


"Вервольф"

«Вервольф» (ещё одно название «Айхенхайн» ( «дубовая роща»)), бункер, расположенный в восьми километрах Винницы, был ещё одной ставкой верховного командования Третьего рейха. Гитлер перенес сюда генеральный штаб и свою ставку из «Волчьего логова» 16 июля 1942 года.
«Вервольф» начали строить ещё осенью 1941 года. Строительство курировала всё та же «Организация Тодта», но строили бункер в основном советские военнопленные, которых впоследствии расстреляли. По данным краеведа, исследователя истории ставки Ярослава Бранько, немцы задействовали при строительстве 4086 пленных. На мемориале погибшим при строительстве «Вервольфа», установленном у шоссе Винница-Житомир значится 14000 погибших.
Бункер действовал с весны 1942 года до весны 1944 года, когда немцы в ходе отступления взорвали входы в «Вервольф».  Бункер представлял собой комплекс в несколько этажей, один из которых находился на поверхности.
На его территории было больше 80 наземных объектов и несколько глубоких бетонных бункеров. Промышленность Винницы обеспечивала жизнедеятельность ставки. Специально для Гитлера в районе «Вервольфа» было устроено огородное хозяйство.
Здесь была  электростанция, водонапорная вышка, неподалеку размещался небольшой аэродром. Обороняли «Вервольф» множество пулеметных и артиллерийских расчетов, воздух прикрывали зетнитные орудия и истребители, базирующиеся на Калиновском аэродроме.

 "Фюрербункер"

Фюрербункером назывался комплекс подземных сооружений, расположеных под рейхсканцелярией в Берлине. Это было последнее пристанище немецкого фюрера. Здесь он и несколько других лидеров нацистов покончили с собой. Построен он был в два этапа, в 1936 и 1943 годах.
Общая площадь бункера была 250 квадратных метров. Здесь располагалось 30 комнат различного назначения, от зала для конференций до личного туалета Гитлера.
Впервые Гитлер посетил эта ставку 25 ноября 1944 года. После 15 марта 1945 года он бункер не покидал, только однажды выбрался на поверхность — 20 апреля — для награждения членов Гитлерюгенда за подбитые советские танки. Тогда же была произведена его последняя прижизненная киносъемка.

 Бункер Сталина в Измайлово

Всего так называемых «бункеров Сталина» некоторые историки насчитывают до семи штук. Мы расскажем о двух, которые существуют и сегодня, в которых можно при желании побывать.
Первый бункер — в Москве. Его строительство относится к 30-м годам XX века. Оно было частью госпрограммы обеспечения обороноспособности Советского Союза. Стройку курировал лично Лаврентий Берия. Тогда он якобы произнес ставшую знаменитой фразу: «Всё, что под землёй, - моё!». Содействовал в работе ему глава личной охраны Иосифа Сталина генерал Николай Власик.
Для того, чтобы замаскировать объект, необходима была стройка-прикрытие. Решено было строить стадион.  В СМИ было объявлено: «Для обеспечения соответствующего проведения спартакиады, построить в городе Москве центральный стадион СССР. При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительных трибун не менее как на 120 000 нумерованных мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения учебного и массового пользования».
На поверхности таким образом рождался стадион «Сталинец» (сегодня «Локомотив»), а под землей — бункер.
Глубина его составляет 37 метров. В случае экстренной ситуации здесь было предусмотрено размещение 600 человек. Здесь все было предусмотрено для жизни, начиная от рабочего кабинета Сталина и комнат генералитета до подсобных помещений и продуктовых складов. Сталин работал здесь в ноябре-декабре 1941 года.
Сегодня на территории некогда засекреченного объекта находится экспозиция, посвященная Великой Отечественной Войне. Воссоздана атмосфера военного времени. Представлен даже орден «Победа», которым был награжден генералиссимус.
Что интересно, бункер соединен 17-ти километровой подземной дорогой с центром Москвы, автомобильной и рельсовой.

 Бункер Сталина в Самаре

Бункер Сталина в Самаре строился на случай сдачи Москвы. Здесь располагалась резервная ставка Верховного Главнокомандующего.  15 октября 1941 года ГКО выпустил секретное постановление № 801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в город Куйбышев». 21 октября 1941 года ГКО выпустил ещё одно секретное постановление № 826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве».
Строили бункер московские и харьковские метростроевцы, а также шахтеры Донбасса. С февраля по октябрь 1942 года в работах приняли участие 2900 рабочих и около 1000 инженеров. За основу стройки была взята конструкция московской станции метро «Аэропорт».
Главным инженером проекта был  Ю. С. Островский, главным архитектором М. А. Зеленин, начальником геомаркшейдерских работ И. И. Дробинин.
Строили, понятно, тайно. Землю вывозили по ночам, строители жили тут же или в режимных  общежитиях неподалеку. Работы велись в три смены, меньше чем за год было вынуто 25000 кубометров грунта, залито 5000 кубометров бетона.
Госкомиссия официально приняла бункер в эксплуатацию 6 января 1943 года.
Сегодня бункер располагается под зданием современной Академии культуры и искусства. Раньше здесь был Куйбышевский обком.

30/03/15
5 советских автомобилей, ставших популярными на Западе
Советские автомобили успешно продавались за рубежом. Причём не только в Восточном блоке, где нашу продукцию часто брали в добровольно-принудительном порядке, но и на капиталистическом Западе.

   ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

Первая легковая машина, самостоятельно разработанная советским автопромом, стала и его «первой ласточкой», нашедшей массового покупателя за границей. Просторный салон и багажник, представительная внешность, комфорт пассажиров благодаря независимой подвеске, ремонтопригодная ходовая часть (сказался опыт производства военной техники), — все эти качества более, чем кто-либо, оценили западные… таксисты.
Например, в Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе» (ранее «машины с шашечками» в Суоми представляли собой мешанину разных марок и классов, без единого стандарта окраски кузова).
Справедливости ради, следует вспомнить, что советские авто стали продаваться за рубеж ещё до войны: впервые с нашими четырьмя колёсами широкая европейская публика познакомилась на Парижской всемирной выставке-1937. Но, в любом случае, тогда речь шла об эпизодических экспортных партиях в единицы, максимум — десятки легковых «Эмок». «Победы» же вышли на международный рынок всерьёз: только в 1950 году за кордон их уехало 5 тысяч — десятая часть от общего производства. Причём, как мы уже говорили, продажи шли в острой конкурентной борьбе с именитыми западными концернами.
На Всемирной выставке в Брюсселе-1958 «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после чего её стали покупать в 75 странах. О неубиваемости «двадцать первой» слагались легенды.
Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полоборота — и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!
Кстати, это был наш первый автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём — для продажи англичанам, называвшим «Волгу» «рабочей лошадью». А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах». И — покупали!

Москвич-412 (1967)

Двигатель продаж — реклама. А лучшая реклама — победа в спорте! Так рассудили инженеры Московского автозавода, в 1968 году отправляя своё новое детище на ралли «Лондон-Сидней». Причём гоночная модель минимально отличалась от серийной: доработанная подвеска, штурманские приборы на передней панели, дополнительный бензобак. 16 тысяч километров супермарафона — и дебютант занимает четвёртое место на финише (из 96 стартовавших)! А потом — пьедесталы на ралли «Тур Европы-71», «-72», «-74»! Неказистый «Москвичок» становится международным бестселлером.
Среди старых заводчан ходит байка, будто на сертификационный краш-тест во Францию отправился именно его гоночный вариант, с усиленным кузовом, а вдобавок — с ящиком отборного армянского коньяка в багажнике…
Впрочем, думается, объективная причина успеха — всё-таки в том, что «412-й» являлся первой советской машиной, при разработке которой серьёзное внимание уделили пассивной безопасности. В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства. В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.
В 1960-м за рубеж было отправлено 30 тыс. советских легковушек. В 1970-м — уже 84 тысячи! Но — с учётом Азии, Африки и Варшавского блока; доля европейских капстран здесь не превышала 10%. Особенно продукцию нашего автопрома ценили в Скандинавии и Финляндии (не в последнюю очередь — за неприхотливость и устойчивость к морозам). Так, Москвич-408 стал самым продаваемым автомобилем в стране Суоми в 1965 и 1966 годах (12 тысяч реализованных экземпляров только за этот период). Но даже такие успехи померкли после ввода в строй нового гиганта — Волжского автозавода в начале семидесятых.

 ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников — именно она и создала.
В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.
Особенно нашу ласточку полюбили жители гористых и пересечённых местностей — в той же Австрии, Исландии, Греции… За четверть века на экспорт уехало почти полмиллиона внедорожников. Любопытно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи — «паркетная», для семейного городского авто — маловместительная.

 «УАЗ-Марторелли» (1976)

Однажды гонщик Луиджи Марторелли пересёк Сахару на ГАЗ-69 (который тогда производился в Ульяновске). И был настолько впечатлён внедорожными качествами «козлика», что связался с советским «Автоэкспортом», предложив немедленно начать поставки последней модели — УАЗ-469. Рекламу брал на себя.
В итоге с 1973 по 1999 годы компания Martorelli продала на Апеннинах больше 6 тысяч «уазиков»!
Для европейского рынка их дорабатывали, ставили гидроусилители, дизели «Пежо». Брутальный ульяновец даже засветился в 4 сезоне культового сериала «Спрут» в качестве транспортного средства одного из мафиози.
Как свидетельствует справочник «Внешняя торговля СССР», в 1978 году советский автоэкспорт достиг пика: 388 тыс. легковушек на сумму свыше 500 млн рублей. Что стало и его лебединой песней: с нарастанием кризисных явлений в советской экономике автозаводам всё труднее становилось ставить на конвейер новые модели, и очень скоро конструкция «Москвичей» или «Волг» безнадёжно устарела по сравнению с западными аналогами. Вопрос дальнейшего экспорта в развитые страны, увы, отпал.

30/03/15
5 заблуждений об Александре Невском
Для отечественной истории Александр Невский стал фигурой поистине легендарной. Но за воспеванием подвигов русского князя теряется реальная историческая фигура. Анализ источников показывает, что личность Александра Невского не лишена противоречий.

Предавший Русь татарам

Некоторые исследователи довольно радикально пересматривают устоявшееся представление об Александре Невском, лишая его патриотичности, которой наделила образ князя традиционная историография. Так, Игорь Данилевский акцентирует внимание на том, что иногда в летописных источниках Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком, который пошел на союз с татарами для укрепления личной власти. А Лев Гумилев считал князя подлинным архитектором русско-ордынского альянса.
Александр Невский был не первым, и не единственным русским князем, кто шел на сближение с Ордой. К началу 1240-х годов, когда многочисленные монгольские войска дошли до границ Западной Европы Александр Ярославич оказался перед дилеммой: подвергнуть Русь новому разорению или сохранить на вверенных ему землях мир.
Более того, нельзя забывать, что в противостоянии с католическими странами князь нуждался в сильном союзнике, которого нашел в лице Батыя.
Идя на хитрые дипломатические шаги, лавируя между Ордой и непокорными русскими городами Псковом и Новгородом Александр Невский действительно стремился взять полноту власти над северо-восточными землями в свои руки. Только так он мог, с одной стороны, обезопасить Русь от вторжения немецких и шведских войск, а с другой – поддерживать порядок внутри Древнерусского государства.

Незначительность выигранных сражений

В последнее время существует устойчивое мнение, что Западная Европа серьезно не угрожала Руси, а поэтому ценность выигранных Александром Невским сражений не велика. Речь идет, в частности, о преуменьшении значимости победы в Невской битве.
К примеру, упомянутый выше Данилевский отмечает, что «шведы, судя по «Хронике Эрика», подробно повествующей о событиях в данном регионе в XIII в., вообще умудрились не заметить этого сражения».
Однако подобной оценке возражает крупнейший российский специалист по истории Балтийского региона Игорь Шаскольский, отмечая что «в средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».
Обесцениванию также подвергается и Ледовое побоище. Опираясь на сведения «Старшей Ливонской рифмованной хроники», в которой указывается всего 20 погибших в ходе сражения рыцарей некоторые специалисты говорят о незначительном масштабе битвы. Однако, по мнению историка Дмитрия Володихина, в «Хронике» не учитывались потери среди участвовавших в сражении датских наемников, балтийских племен, а также ополченцев, которые составляли костяк армии.
Нельзя обойти стороной и успешные походы Александра Невского против немецких, шведских и литовских феодалов. В частности, в 1245 году с новгородским войском Александр нанес поражение литовскому князю Миндовгу, который напал на Торжок и Бежецк. Более того, отпустив новгородцев, Александр силами свой дружины преследовал остатки литовского войска, в ходе чего разгромил под Усвятом еще один литовский отряд. Всего, судя по дошедшим до нас источникам, Александр Невский провел 12 военных операций и ни в одной из них не проиграл.

 Непричастность к свержению брата

Известно, что в 1252 году брат Александра Невского Андрей Ярославич был изгнан с Владимирского княжения посланной к нему Батыем «Неврюевой ратью». По распространенному мнению, князя лишили ярлыка за неявку в Орду, однако в источниках отсутствуют какие-либо сведения о вызове Андрея Ярославича в Сарай.
В летописях говорится, что Александр ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку и жаловался на то, что Андрей получил великокняжеский стол не по старшинству и не сполна платил монголам дань.
Историк Дмитрий Зенин склонен видеть инициатором свержения Андрея его брата Александра, так как, по его мнению, Батый не особенно разбирался во всех тонкостях русских межкняжеских счетов и не мог принять на себя такую ответственность.
Более того, некоторые исследователи под именем «Неврюй» подразумевают самого Александра Невского. Основой для этого служит тот факт, что Нева на общемонгольском языке звучала как «Невра». Кроме этого, довольно странно, что имя полководца Неврюя, который находился рангом выше темника больше нигде не упоминается.
В 1255 году из Новгорода был изгнан сын Александра Невского Василий, а его место занял другой брат Александра – Ярослав Ярославич. Исследователь Дмитрий Добров называет это неслучайным. По его мнению, Ярослав рассказал новгородцам правду об узурпации верховной власти Александром. Недаром в «Новгородской Первой летописи» Александр Невский обвиняется в причастности к крестопреступлению.

 Блюститель православия

В современном обществе Александр Невский прочно ассоциируется с властным оплотом православия, не допустившим попрания основ христианской Церкви. В «Новгородской Первой летописи» есть этому косвенное подтверждение. Общий смысл сказанных про князя слов сводится к тому, что архиереев Александр любил, слушал и уважал.
Некоторые историки с этим не согласны. Например, часть исследователей задается вопросом, почему князь отказался от совместных выступлений с католиками против Орды и, более того, пошел на союз не с христианским Западом, а с полирелигиозным Востоком?
В той же «Новгородской Первой летописи» есть такие строки: «В лето 6754 [1246] поиде грозныи князь Александръ в татары ко цесарю Батыю. Смысливши о себе великым разумомъ, Александръ князь абие [тотчас] иде къ епископу Кирилу, и поведа ему речь свою [дело]: отче, яко [мол] хочу ити к цесарю в Орду. Епископъ же Кирилъ благослови его со всем своимъ сбором».
Исследователь Дмитрий Добров утверждает, что Александр Невский, будучи новгородским князем не пошел просить благословение для поездки в Орду у архиепископа Новгородского Спиридона, потому, что знал, что его не получит. Не одобрял Спиридон связи православной Руси с Ордой. Вместо этого князь едет благословляться к ростовскому епископу Кириллу, который был многим обязан отцу Александра Ярославу.

 Непримиримая вражда с Западом

Летописные источники оставили нам немало сведений о сражениях Александра Невского с представителями католического Запада – ливонцами, тевтонцами, шведами, литовцами. Тем не менее, внешняя политика Александра Ярославича указывает скорее на попытки найти компромисс в сложных взаимоотношениях с европейскими государствами.
Это подтверждает ряд мирных договоров. В 1253 году Александр заключил мир с немцами, а в 1262 году с Литвой был подписан не только мирный, но и торговый договор. Именно при Александре Невском на западных границах Руси наступило долгожданное спокойствие.
При заключении договоров Александру, впрочем, пришлось преодолевать серьезные препятствия. Тевтонцы явно противились сближению Руси с Норвегией. Попытка сорвать мирные переговоры потерпела крах под Нарвой, где в 1253 году дружина Александра Невского нанесла поражения крестоносцам. «Разграничительная грамота», составленная в 1254 году, явилась столь желанным итогом сближения Руси и Норвегии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий