Финансисты-аферисты: рекорды века
Продолжаем цикл публикаций о выдающихся жуликах финансового рынка. Сегодняшний пост – про крупнейших аферистов новейшего времени. Россияне в список не попали, размах у нас пока не тот. Хотя, судя по отдельным фамилиям, некоторые наши бывшие соотечественники все-таки попали в рейтинг.
Самую большую выгоду приносят махинации с финансами. Мошенники создают пирамиды, банковские трейдеры оперируют на грани риска, топ-менеджеры компаний вводят своих инвесторов в заблуждение. Да и некоторые миллионеры порой оказываются банальными растратчиками, чей капитал - одна лишь видимость. Удивительно, но столь внушительные обманы не влекут за собой сурового наказания. Возможно, дело в том, преступники позволяют себе самых лучших адвокатов.
Недавно судья Нью-Йоркского окружного суда приговорил к двум годам тюрьмы и штрафу в 5 миллионов долларов бывшего члена совета директоров американской компании Голден Сакс и российского Сбербанка Раждата Гупту. Такое наказание он заслужил за торговлю внутренней информацией и финансовые махинации. Нанесенный же им вред оказался куда внушительнее суммы штрафа.
Расследовать такие преступления довольно трудно, а соблазн росчерком пера обогатиться на миллионы - велик. Расскажем ниже о самых известных и скандальных финансовых аферистов последнего времени, действовавших в разных уголках планеты.
Бернард Медофф. Этот финансовый мошенник умудрился принести убытки общей сложностью в 65 миллиардов долларов. Власти приговорили Медоффа к тюремному заключению на 150 лет. В 1960-х годах Бернард основал собственную компанию Madoff Investment Securities. Она сумела стать наибольшей и самой знаменитой финансовой пирамидой в мире за последние десятилетия. Компании безгранично доверяли вкладчики, причем речь шла не только о частных клиентах, но и об инвестиционных компаниях и хэдж-фондах. В самый разгар финансового кризиса 2008 года оказалось, что компания Медоффа - дутая. В напряженный период она уже не смогла завлекать новых инвесторов, оказалось, что прибыль прежним вкладчикам выплачивать просто не из чего. Пострадавшими оказались миллионы частных лиц, крупные финансовые организаций. Крах оказался настолько грандиозным, что один крупный вкладчик, французский инвестор, вложивший в компанию Медоффа около 1,5 миллиардов долларов, даже покончил с собой. Он свел счеты с жизнью после того, как оказалось, что подпитывал рухнувшую пирамиду.
Джеффри Скиллинг и Эндрю Фастов. Пара аферистов принесла ущерб в 40 миллиардов долларов. В результате мошенники приняли решение сотрудничать со следствие. Скиллинг получил тюремный срок в 25 лет, а Фастов отделался 6 годами заключения. Когда рухнула энергетическая компания Enron, для американской экономики это стало неприятным сюрпризом, не меньшим, чем крушение компании Медоффа. Активы компании оценивались в 47,3 миллиарда доллара, но руководители Enron - Фастов и Скиллинг, смогли принести убытки в 40 миллиардов долларов. А виной всему - приобретение убыточной компании. Ее плохое финансовое состояние топ-менеджеры Enron решили не афишировать. Со временем появилась целая система оффшорных компаний, которые скупали у Enron плохие, «убыточные» активы, рассчитываясь акциями самой компании. В 2001 году правда стала известной, компания признала себя банкротов. А ее руководители угодили за решетку.
Бернард Эбберс и Скотт Салливан. И эта пара менеджеров в итоге решила рассказать все властям. Мошенники принесли ущерб в 11 миллиардов долларов. В итоге Эбберс угодил в тюрьму на 25 лет, а его помощник, Салливан - на 5 лет. Мало того, что аферисты нанесли огромный урон, так они еще и фактически уничтожили вторую по величине телекоммуникационную компанию США - WorldCom. Таким стал итог пребывания Эбберса и Салливана на посту руководителей этой некогда славной фирмы. Она развивалась настолько быстро и экстенсивно, что рано или поздно должны были появиться финансовые проблемы. Так, приобретались новые активы, которые стоили порой в три раза больше самой компании. Уже после отставки Эбберса выяснилось, что при помощи Салливана, руководитель WorldCom еще и провернул несколько крупных афер на сумму в те самые 11 миллиардов долларов.
Роберт Аллен Стэнфорд. За свою преступную деятельность этот финансист был приговорен к тюремному сроку на целых 110 лет. Причиной тому стал нанесенный ущерб в 8 миллиардов долларов. Стэнфорд являлся основателем компании Stanford Financial Group. Летом 2009 года его арестовали на основании 21 иска от инвесторов. Когда власти стали разбираться в деятельности Стэнфорда, оказалось, что он построил огромную финансовую пирамиду. И в данном случае, как и с компанией Медоффа, причиной краха стал финансовый кризис 2008 года. Старые вкладчики перестали получать проценты по вкладам, так как новые клиенты перестали вкладывать средства. Стэнфорд чуть было не стал рекордсменом по полученному сроку тюремного наказания для финансистов. Обвинители просили суд приговорить мошенника к 230 годам тюрьмы, однако Федеральный суд Хьюстона сократил срок почти вдвое. Так Стэнфорд не смог превзойти Медоффа ни по сумме аферы, ни по длительности тюремного срока.
Жером Кервьель. Финансист принес убытков на 4,9 миллиардов евро, которые суд и приговорил ему вернуть пострадавшим. Также Кервьель проведет три года за тюремной решеткой. Интересно, что Жером не являлся высокопоставленным топ-менеджером. Он был всего лишь трейдером банка Societe Generale, но своей несанкционированной торговлей сумел нанести работодателю немалый ущерб. Хотя суд и признал его мошенников, сам Кервьель не признался в грехах. Он утверждал, что свои операции осуществлял по приказу непосредственных руководителей. Причем француз не преследовал личной выгоды, а просто пытался добиться высоких показателей, которые принесли бы ему премию. Только вот торговля складывалась неудачно. Кервьель пытался компенсировать убытки новыми, еще более рискованными операциями, что только ухудшало ситуацию. В итоге деятельность трейдера была раскрыта, а сам он - арестован.
Казутсуги Нами. И снова речь пойдет о крупной финансовой пирамиде, «Форбс» вообще поставил ее на третье место по своим размерам. Казутсуги Нами в 2000 году основал компанию L@G, которая просуществовала всего 7 лет. За это время японец под обещания 36% годовых процентов сумел привлечь 128,5 миллиардов иен. В 2007 году компания неожиданно перестала выплачивать проценты по вкладам и отказалась возвращать средства своих инвесторов. Оказалось, что денег на счетах уже и не было - власти обнаружили у компании всего около 300 миллионов иен (3 миллиона долларов). Три года велось расследование, в итоге 76-летний мошенник был приговорен к 18 годам тюрьмы. Возможно, это морально и удовлетворило обманутых вкладчиков, но потерянные два миллиарда долларов им никто уже вернуть не смог.
Квек Адоболи. Предварительно известно, что деятельность Адоболи принесла убыток в 2,3 миллиарда долларов. Пока еще мошенник не получил приговор, да и вины своей он не признает. Хотя известно, что ему грозит около 10 лет тюрьмы. Квек Адоболи родился в Гане, но смог стать трейдером швейцарского банка UBS. В сентябре 2011 года финансиста задержала британская полиция, обвинив в превышении должностных полномочий. Оказалось, что трейдер вел собственную игру с акциями и фондами на биржах, о чем его начальство и не знало. Свою деятельность Адоболи прикрывал путем подделки документов о совершенных сделках. В общей сложности против него возбудили 4 уголовных дела. Его дело очень похоже на случай с Жеромом Кервьелем. Теперь и линия защита обвиняемого и адвокатов строится по той же самой схеме. Трейдер утверждает, что все сделки проводились с одобрения начальства, которое обо всем знало. Никакого стремления к обогащению у Квека, якобы, не было.
Мартин Грасс. Мечтая о крупных бонусах, исполнительный директор аптечной сети Rite Aid (третьей, между прочим, по величине в США), решил приписать своей компании несуществующую прибыль в 1,6 миллиардов долларов. Его поддержало сразу несколько топ-менеджеров. Интересно, что компания была семейной, ее основал еще отец мошенника, Алекс Грасс. Мартин же избрал другой путь развития фирмы - он подделывал отчеты о кредиторской задолженности и вносил в сводные данные о доходах своей сети информацию о тех препаратах, которые вообще никому не продавались. Украденные же из аптек лекарства вообще нигде не учитывались. В 1999 году против Грасса было возбуждено уголовное дело, которое насчитывало 36 преступных эпизодов. Речь помимо прочего шла и о предоставлении недостоверной информации аудиторам и просто инвесторам. После 10 лет судебных слушаний мошенник был приговорен к 8 годам тюрьмы. Свой приговор Грасс встретил раскаянием. Он обратился к акционерам своей компании и просто сотрудникам: «Я сожалею о вреде, который нанес вам своими действиями».
Деннис Козловски и Марк Шварц. Власти приговорили обоих фигурантов уголовного дела к 25 годам тюрьмы, правда, Шварц отбыл свой срок не полностью и уже вышел на свободу. Руководителем мошеннической схемы стал Деннис Козловски. Он с помощью своего помощника, Марка Шварца зарегистрировал на Бермудах компанию Tyco Industrial. Она стала настоящим чемпионом среди сделок с поглощением. Международный конгломерат в итоге включил в себя около тысячи компаний. Однако со временем выяснилось, что далеко не вся прибыль компании распределялась честно. Так, около 600 миллионов долларов Козловски потратил лично на себя с ведома своего помощника. Список вызывающе роскошных покупок вышел поистине скандальным - так, аферист приобрел занавеску для душа за 6 тысяч долларов, а вешалка для одежды обошлась ему в 2 тысячи долларов. Всего пара мошенников нанесла ущерб своей же компании в 1,6 миллиардов долларов, что и повлекло за собой такой приговор.
Ник Лисон. Можно сказать, что именно Лисон стал предтечей деятельности Адоболи и Кервьеля. В 1995 году он являлся старшим трейдером сингапурского отделения английского банка Barings. И в данном случае Лисон решил начать вести самостоятельную игру. Объектом его интереса стали фьючерсные контракты на индексе SIMEX. В итоге уважаемый банк был вынужден признать свое банкротство. Лисон нанес такой ущерб, который втрое превышал стоимость активов финансового заведения. В итоге кредитная организация была продана за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. Сам же трейдер, осознав, что дальше скрывать свои действия и нанесенный урон уже не удастся, пустился в бега. На своем рабочем столе Лисон оставил краткую записку «Извините меня». Через Малайзию и Сингапур мошенник добрался в Германию, где его и арестовали. Трейдер был экстрадирован в Сингапур, где и отсидел 6,5 лет в тюрьме. Интересно, что выйдя на свободу, Ник Лисон решил стать спортивным функционером. Он стал генеральным директором ирландского футбольного клуба Galway United. В свободное от работы время Лисон написал две автобиографические книги. Одна из них, экономический триллер с красноречивым названием «Трейдер-мошенник: Как я обанкротил Barings и шокировал финансовый мир» стала основой для известного фильма «Аферист». Общий убыток от деятельности Лисона составил 1,4 миллиарда долларов. Хозяева ирландского клуба, видимо, очень доверяют раскаявшемуся мошеннику. Интересно также, что интересы Лисон в суде представляли адвокаты из бюро Kingsley Napley. В 2011 году они же защищали интересы другого известного финансового афериста, Квека Адоболи.
Z 1 v 934
Поделиться:
Комментарии 1
«Опущенные в противоестественность» (наркоманы, алкоголики, разного рода маньяки с патологиями и пр.; они – следствие концептуального управления по Ветхому завету);
Животный тип строя психики. (Всё подчинено стереотипам и инстинктам – удовлетворению инстинктивных потребностей, невзирая на обстоятельства. В западной трактовке описывается как «sex-sleep-eat-drink-dream» – «секс-спать-есть-пить-грезить»; в короткой – «хлеба и зрелищ». В «запущенном случае» переходит в скотскую модификацию психики.
Строй психики биоробота, «зомби». В этом случае в основе поведения лежат культурно-обусловленные автоматизмы. Работники крупных корпораций (например, японских), различные группы людей с «промытыми мозгами». Нейролингвистическое программирование (НЛП) – один из инструментов подготовки таких людей.
Демонический строй психики. Его носители способны переступить через диктат инстинктов и нормы культуры, и выработать новые способы поведения и разрешения проблем. Будет ли это добром или злом – зависит от реальной нравственности таких людей. Но нередко, обретая власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих.
Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека – быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни и осмысленно, волевым порядком изкренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает, исходя из того, что Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.
В современной земной цивилизации количественно доминирует, увы, животная и зомби-психика (итог многовековой «работы» библейской концепции). И значительная часть иудеев, включая и раввинат (тех, кто был обрезан на 8-й день и воспитан «как положено») должны быть носителем психики зомби-биоробота. Этот строй психики более дееспособен, чем животный и обеспечивает управление «стадом» через каноны и писания (о них см. ч.3). Раввины имеют менее калейдоскопичное мировоззрение, но удерживают «стадо» в калейдоскопе многочисленных трактовок одного и того же текста или события (то есть осуществляют манипулирование). А «генераторы идей» (различные бильдербергские и прочие комиссии и комитеты) – это представители демонического строя психики. Предел их «свободы» – «корпоративная дисциплина» или лояльность библейскому проекту. [5] С «отступниками» расправляются сурово и всерьёз (в назидание другим).
Всем перечисленным строям психики есть место в библейском проекте (даже опущенным в противоестественность). Недопустимо в нём лишь последний, антисистемный тип: человечный. Подтверждение этому прозвучало 4 августа 2010 г. в эфире насквозь иудейской радиостанции «Эхо Москвы».
Был задан вопрос: Какая концепция сейчас у России?