На фоне бесконечных разговоров про «пора валить» истории о гражданах Евросоюза, которые приезжают жить и работать в Россию, выглядят экзотикой. Однако люди в Россию едут, многие остаются, и значит, это кому-то нужно. Учитель английского языка из Румынии, массажист из Тибета, владелец сети ресторанов из Германии рассказали The Village о стереотипах и трудностях, с которыми они столкнулись после иммиграции. 

Тибет

КУНЗАНГ ДОРЖИ
массажист
 
«До того, как приехать сюда, я двадцать лет жил в монастыре, но потом разочаровался в религии и сбежал в Индию, где начал зарабатывать тибетским массажем. Там я познакомился с двумя русскими девушками, одна из которых предложила мне переехать в Москву. Она оформила все документы, и я приехал. Но условия, в которые она поставила меня, были ужасные: мне приходилось работать сутками не получая за это ни копейки и даже не имея возможности выйти в интернет. Однажды мне всё-таки удалось связаться с другой русской знакомой, которая забрала меня оттуда и поселила в квартире своих родственников. 
Самым сложным для меня оказался как раз таки квартирный вопрос. Я думал, что поживу у друзей некоторое время, а потом сниму себе жильё. Но в сознании владельцев квартир нет никакой разницы между тибетцем и киргизом: глаза узкие, значит, не подходит. 
Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №1.
В России трудно живётся, если ты не богатый, а богатым тут стать очень сложно. Если снимать квартиру, покупать еду и одежду, то накопить на что-либо кажется нереальным. Тут всё импортируют, поэтому цены взлетают до небес. Я бы хотел открыть свой ресторан тибетской кухни, но пока не вижу такой возможности. Мне сложно договариваться с салонами о работе, поэтому большинство моих клиентов — это знакомые знакомых. На этом бизнес не построишь. 
Я не говорю по-русски, а английский тут мало кто знает. Даже в Индии с этим проще. Я учу некоторые полезные слова и фразы, например «Я иду спать» или «Вам нужно десять сеансов массажа», но зачастую этого недостаточно. 
Нигде, кроме Тибета и Индии, я не был, поэтому не знаю, является ли это отличительной особенностью исключительно русских, но они кажутся вечно занятыми, спешащими куда-то. Они мало обращают внимания на людей вокруг, а в метро просто стоят и смотрят в пустоту. Я вообще очень легко приспосабливаюсь ко всему, хотя ячменя, которого у вас не найти, всё-таки не хватает. Зато солёные огурцы мне очень понравились». 

Румыния

Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №2.
ДАНИЭЛ ГРОЗУ
учитель английского языка
 
«У меня не было чёткой цели уехать в Россию, просто самое перспективное предложение поступило именно оттуда, из компании BKC IH. В течение нескольких недель они тестировали меня, после чего сказали, что я принят. Оставалось только дождаться сентября, чтобы сесть на самолёт до Москвы. Там уже всё было приготовлено к моему приезду: компания нашла для меня жильё, которое сама же и оплачивала. Тогда это не была идеальная квартира, но каждый год они выдают новую, лучшую, так что теперь, спустя три года, я живу в прекрасных апартаментах.
Я никогда не был в России до этого, но тогда я посмотрел кучу документальных фильмов об этой стране, так что хорошо представлял, чего ожидать. Румыния находится примерно в той же географической зоне, поэтому я сразу почувствовал себя как дома, только дом стал в разы больше. Тут оказалось достаточно чисто, по крайней мере если говорить о Подольске, где я сейчас живу. Мне немного не хватает пляжа или хотя бы чистой речки, где я смог бы купаться летом, остальное можно найти и здесь.
Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №3.
Большинство стереотипов не нашли своего подтверждения, хотя некоторые всё-таки оказались правдой. Русские действительно очень серьёзные, гордые и немного подозрительные, особенно если встречают тебя впервые. Они не такие разговорчивые, как большинство европейцев, отчего вытекает немного странная манера письменного общения: письма выглядят слишком серьёзными и официальными. Я заметил, что русские пьют не так много водки, как об этом говорят у нас, но зато сильно налегают на пиво, что лично мне кажется довольно странным. 
Многие удивляются, что можно спокойно жить в стране, не зная её родного языка. Но, оказалось, знания английского тут вполне достаточно, чтобы не испытывать сложностей в повседневной жизни. Конечно, я провожу много времени с англоговорящими людьми, но и продавщицы могут тебя понять: у некоторых из них случается ступор, некоторые улыбаются или даже смеются, но в конечном счёте ты получаешь то, что тебе надо». 

США

Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №4.
ДЖОНАТАН ЭРЛ
корреспондент The Moscow Times
 
«До того как приехать сюда работать, я проучился целый год в Петербурге, а потом изучал в колледже русскую литературу. Единственное, чего я хотел к тому времени, — это вернуться обратно в Россию, чтобы усовершенствовать свой язык и продолжить изучать страну. Тогда мой друг, который учился в МПГУ, договорился, чтобы меня устроили туда учителем. Его мама, которая работала там же, долго бегала по разным администрациям, умоляя и уговаривая взять меня в качестве инструктора. Отец моего друга был прорабом, поэтому я поселился в квартире, которую снимал за чисто символические деньги — 15 тысяч рублей, о чём мне не переставали напоминать. 
Пока я был здесь, больше всего мне не хватало моих любимых сэндвичей, нормальной пиццы, стендап-камеди-клубов и кинотеатров, где показывают недублированные фильмы. Хотя еды мне вообще не хватало: то, что хотел я, либо вообще отсутствовало, либо стоило огромных денег. Поэтому я стал больше готовить дома — жарил курицу или варил макароны с сыром, делал себе обычные бутерброды с колбасой. 
Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №5.
Сердечность, ум и выносливость русского человека были единственной причиной, почему я остался здесь так надолго. Люди здесь, хотя и немного грубоваты, намного более толерантны, пока стоят в огромных очередях (а сервис тут отвратительный) или пробках — двух ситуациях, которые выводят меня из себя. Меня всегда удивляло то, что они так легкомысленно относятся к своему здоровью и так спокойно — к тайным вселенским заговорам. 
Самая шокирующая вещь, которую я здесь увидел, — это прокремлёвская пропаганда. Раньше я никогда бы не подумал, что кто-то согласится за деньги выкладывать лживые твиты или зарабатывать на жизнь, говоря выборочную правду на RT. Так много продажных людей — от депутатов до проплаченных активистов — поколебали мою веру в то, что большое и сложное общество может стать более гуманным и справедливым». 

Индонезия

Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №6.
ДИМАС ИНДРАПРАСТИА
переводчик
 
«Мне нравится жить в России, здесь очень красиво, особенно зимой. В Москве дорого, конечно, и мало ресторанов с азиатской кухней. Из-за этого я даже научился готовить: дома, в Индонезии, это не требуется, есть много мест, где можно дёшево пообедать. Я не могу покупать здесь одежду, потому что таких маленьких размеров у вас попросту нет. Встречаются иногда, но редко. 
Русские очень серьёзно относятся к соблюдению правил, прямо до крайностей. Один раз я стоял в обменнике, время работы которого подходило к концу. Меня обслужить успели, а вот человека за мной уже нет. Казалось бы, что стоило принять одного клиента, ведь он так долго стоял в очереди? Но они спокойно закрыли окошко и пошли домой».

Германия

ЭРХАРД ВИЛЛЮМАЙТ
владелец сети ресторанов баварской кухни
 
«Я познакомился с Россией ещё в 1991 году и уже тогда почувствовал себя здесь как дома. С тех пор я планировал здесь жить и работать. Я побывал тогда во многих регионах России и Казахстана, а с 2008 года перебрался в Москву.
Я в общем ни по чему не скучаю, потому что красоту Баварии вполне можно найти на Алтае, а культуру еды я здесь сам меняю. Россия, как живой организм, быстро подо всё подстраивается и никогда не спит. Тут можно в четыре часа ночи достать всё что угодно, а если есть связи — то это делается по щелчку пальцев. 
Самая большая проблема русских — это их равнодушие в первую очередь к себе. Вам всё пофиг. Даже близкое общение совершенно невозможное, потому что русские разговаривают с чужими (даже с клиентами), как с собаками. Дружелюбие и вежливость здесь абсолютно неизвестные понятия. Но если ты русскому друг — он сделает для тебя всё.
Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №7.
Тут достаточно легко без знания языка, если использовать жесты и мимику. Правда, раньше русские хотели общаться с иностранцами и даже пытались их понять, а сейчас у них появилась какая-то самоуверенность, что с ними должны говорить по-русски. Известной всем русской гостеприимности, в столице по крайней мере, нет и в помине, хотя нужно разделять Россию и Москву. Но и немцы ставят себя выше русских, как будто это что-то само собой разумеющееся».

Великобритания

Жители Румынии, Германии, США, Тибета — об иммиграции в Россию. Изображение №8.
МАЙКЛ ГИБСОНарт-директор рекламного агентства
 
«Когда развалился СССР, я хотел посмотреть, как изменилась эта страна. Меня тянуло к приключениям и такого масштабного события я пропустить не мог. И я не ошибся, тут живут удивительные люди. Любой жизненный кризис, который вогнал бы европейца в глубокую депрессию, они могут решить от души посмеявшись и прибавив, что всё будет хорошо. 
В Москве некогда скучать — это очень энергичный и довольно дружелюбный для иностранцев город, хотя первое время меня ставила в ступор система нумерации домов. В Лондоне за 12 сразу следует 13, а у вас это может быть и 15, и 27. 
Тут я заметил одну очевидную, но совершенно недоступную для британца вещь: у очереди есть два конца — передний и задний. И если ты сильно спешишь, то спокойно вставай в „экспресс“-конец, а когда у тебя полно времени и ты чувствуешь себя умиротворённым — иди в „филосовский“ и жди своей очереди. 
Я привык к погодным условиям в России, а зиму полюбил всей душой. Я даже в проруби купаюсь как минимум раз в неделю. Если уж быть русским, то до конца. По выходным я люблю заниматься греблей в Серебряном Бору или смотреть фильмы в 35ММ».