пятница, 11 апреля 2014 г.

ПАК ДА: аргумент стратегической силы. Дальняя авиация России получит  бомбардировщик нового типа

ПАК ДА: аргумент стратегической силы

Дальняя авиация России получит бомбардировщик нового типа

КБ имени Туполева завершило проектирование нового стратегического бомбардировщика, который должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС Ту-95МС и Ту-160. Об этомсообщил информационный портал Jane's со ссылкой на президента Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна. В ближайшее время, как ожидается, должно начаться производство некоторых компонентов для прототипа самолета.
Получается, Барак Обама погорячился, когда в разгар политического кризиса на Украине мстительно назвал Россию лишь «региональной державой». Стратегический бомбардировщик – средство доставки крылатых ракет с ядерными или обычными боезарядами в любую точку мира – позволяет до десятка минут сократить подлетное время ракет до цели. Это, безусловно, оружие державы глобальной – ее «длинная рука». России такое оружие требуется с одной-единственной целью – усилить в случае необходимости военную угрозу США.
Мы это уже проходили. Можно вспомнить, что с января 1985 по апрель 1987 года, в ответ на боевое патрулирование американскими самолетами стратегической авиации северных границ СССР, советская Дальняя авиация начала боевое патрулирование в четырех зонах над нейтральными водами Арктики. Всего в те годы было выполнено 170 самолето-вылетов стратегических бомбардировщиков и 102 самолето-вылета аэрозаправщиков Ил-78 с общим налетом 1979 часов. В случае начала войны наши могли начать прорыв к рубежам пуска крылатых ракет в глубине территории США.
Теперь, выходит, такую возможность решено предусмотреть вновь. Но на другом, более высоком технологическом уровне.
О самом перспективном российском стратегическом бомбардировщике известно пока немного. В силу понятных причин информация на эту тему, в основном, засекречена. Вот то, о чем можно говорить более или менее определенно.
Предварительная работа по программе Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) началась пятнадцать лет назад - в 1999 году. На первых порах предстояло решить главное: нам нужен гиперзвуковой или дозвуковой самолет? У обоих вариантов свои достоинства и недостатки.
Да, гиперзвуковой бомбардировщик способен легко прорывать практически любую противовоздушную оборону. Однако для полетов на скоростях близких к пяти числам Маха он обязан иметь идеальный, максимально «зализанный» с точки зрения аэродинамики фюзеляж. Такой бомбардировщик сделать можно, да вот беда – придется жертвовать малозаметностью. По известной технологии «стелс» боевые машины неизбежно обязаны быть угловатыми, чтобы рассеивать в разные стороны сигналы вражеских радиолокационных станций обнаружения.
Еще один недостаток «гиперзвука» - огромный расход топлива. А стало быть – небольшое время несения дежурства в воздухе. Что важно, если говорить, например, об организации длительного или даже непрерывного патрулирования у чужих границ. Например, океанского побережья Соединенных Штатов.
Что касается дозвукового варианта ПАК ДА, то на нем названных проблем избежать легко. А преодолеть мощную ПВО можно не самими стратегическими бомбардировщиками, а скоростными высокоточными крылатыми ракетами, которые у них под крыльями. Тем более, что такое оружие у России уже появилось – авиационная крылатая ракета Х-101 недавно принята на вооружение. Дальность ее полета – до 5000 километров, круговое вероятное отклонение от цели – всего 10-20 метров.
Несмотря на очевидность этих аргументов, дискуссия о том, нужен ли России гиперзвуковой стратегический бомбардировщик, тянулась годами. Не в последнюю очередь этому способствовала позиция отвечающего за нашу «оборонку» вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина. Еще 19 июня 2012 года в своем твиттере он написал: «Надо смотреть за горизонт и разрабатывать гиперзвуковую дальнюю авиацию - военную и гражданскую». Генштаб и Военно-Воздушные силы точку зрения Рогозина не разделяли.
Их мнение обобщенно выразил бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин. Он сказал: «Не понимаю позицию Рогозина в отношении этой концепции. Стратегическим самолетам и не нужно ничего преодолевать. Те ракеты, которые находятся на борту современных стратегических воздушных кораблей, способны преодолевать любое ПВО, потому что они летят не в космосе, а низко над землей и обладают настолько высоким интеллектом, что способны выполнять полет по любой программе и даже переговариваться между собой для обмена информацией».
Судя по всему, арбитром в этом споре стал президент РФ Владимир Путин. В 2013 году решено было создавать именно дозвуковой ПАК ДА. По некоторым данным, новый самолет будут строить по схеме «летающее крыло». Дело наверняка ускорит то обстоятельство, что серьезные исследования в этой области в знаменитом ЦАГИ ведутся уже около четверти века. Причем, там работали над созданием гигантского «летающего крыла» пассажировместимостью в 1000 человек. Это, видимо, сопоставимо с размерами стратегического бомбардировщика.
Что еще с большой долей вероятности можно сказать о ПАК ДА? Что пилотировать его будут минимум двое. По мнению все того же генерала Дейнекина, на борту стоит предусмотреть место и для третьего летчика – на случай, если патрулирование в воздухе предстоит очень длительное (естественно – с дозаправкой от самолета-танкера).
При общем весе в 110-120 тонн ПАК ДА должен брать в полет не менее 25-30 тонн полезной нагрузки. Что значительно больше, чем, скажем, у нынешнего основного российского «стратега» - Ту-160.
Понятно и то, что строить новые дальние бомбардировщики предстоит там же, где делали их предшественников - в Казани. Недаром там недавно путем слияния КБ им. Туполева и завода КАПО (Казанское авиационное производственное объединение) образован новый филиал ОАК. Правда, на новом предприятии планировали было клепать российско-украинские военно-транспортные Ан-70. Но после того, что произошло и продолжает происходить в Киеве, это, скорее всего, стало неактуальным. Ан-70 теперь обречен, а производственные мощности для ПАК ДА освободились.
Предполагаемая дата первого полета ПАК ДА – 2017 год. Летные испытания намечены на 2019-й. Первые серийные боевые машины в ВВС ждут в 2025 году. И откладывать дальше перевооружение никак нельзя. Именно после 2025 года начнется повальное списывание в утиль самолетов нынешней российской Дальней авиации. Ведь самый «юный» из стратегических бомбардировщиков Ту-95МС поднялся в воздух в 1992 году. Большинство Ту-160 тоже изготовлены еще во времена Советского Союза. И лишь один, который назван «Виталием Копыловым», был достроен из советского еще задела в 2008 году. Так что к моменту, когда можно ожидать первый ПАК ДА, и «Виталий Копылов» будет не молоденьким.
Надо отметить, что в создании стратегического бомбардировщика Россия движется параллельным курсом с США. В Америке сейчас разрабатывается похожий проект под названием Next Generation Bomber. Требования военных к машине, стоимость которой, по данным СМИ, составит более полумиллиарда долларов, были составлены в 2011 году. Новый бомбардировщик будет дозвуковым, дальность его полета превысит 9 тыс. километров. Боевая нагрузка NGB составит 6,3 - 12,7 тонны. Самолет должен быть «опционально пилотируемым», то есть выполнять миссии без участия экипажа. В этом случае машина сможет находиться в воздухе более четырех суток. NGB будет сконструирован с широким использованием технологий малозаметности, что должно дать новому бомбардировщику способность выполнять авиаудары в дневное время даже в условиях противодействия систем ПВО противника.

– В военно-политическом руководстве РФ происходит переосмысление геополитической ситуации в мире, – уверен генерал-полковник, академик Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – В частности, переоценка наших нынешних оппонентов, а вчерашних партнеров и друзей – западных стран во главе с США.
Все 1990-е годы, и первые годы XXI века, в руководстве страны доминировала идея, что если мы не будем представлять угрозы для Запада, то Запад начнет разоружаться, и перестанет видеть в нас врага. Мы все годы существования новой России демилитаризировались, уничтожали свои оборонные научно-исследовательские учреждения, разрушали ВПК, сокращали стратегические и обычные вооружения. Другими словами, делали все, чтобы понравиться Западу.
Но наши западные партнеры не последовали нашему примеру. На фоне демилитаризации России они стали ускоренным образом наращивать военные мускулы. А те же США в условиях, когда им никто не угрожает, сформировали беспрецедентный в истории человечества военный бюджет – он превышает совокупные военные бюджеты всех остальных стран мира. Это была ставка только на глобальное доминирование, превосходство военной силы и подавление всех и вся.
Сейчас, повторюсь, происходит переосмысление – и политики России, и ее военного строительства. Приходит понимание, что независимость обеспечивается не только экономикой и внешней политикой, но и военной силой.
«СП»: – Насколько сейчас становится важной Дальняя авиация?
– Чрезвычайно важной. Мы создаем новые баллистические ракеты, но для их нейтрализации американцы ускоренно развертывают систему ПРО. Они планируют для уничтожения нашего ядерного потенциала быстрый и глобальный удар высокоточным оружием. И поэтому нам нужно ядерную триаду не просто наращивать, но и менять соотношение сил в ней в пользу стратегической авиации.
Да, стратегические бомбардировщики – это наступательное оружие, но в данном случае оно работает в защитном варианте. Россия первой – об этом говорится в нашей военной доктрине – нападать не будет. Но для сдерживания агрессии, для отражения того же быстрого глобального удара мы должны территорию США держать под прицелом.
И боевое патрулирование стратегической авиацией нейтральных вод вокруг США, и ее базирование на аэродромах вне пределов нашей страны, в нескольких минутах подлета, – это эффективный фактор сдерживания. Американцы будут с нами договариваться, и даже сотрудничать, только если Россия будет иметь возможность нанести ответный удар по их собственной территории.
Есть и еще один аспект применения стратегической авиации. Сегодня в Арктике формируется главная военная угроза для России. Тому свидетельство – планы США по наращиванию арктической группировки, планы по созданию арктического НАТО, разработка и введение в строй именно арктических вариантов военной и морской техники. Новый стратегический бомбардировщик будет эффективно работать и на этом направлении. Для этого на его борту необязательно иметь ядерные боеголовки, достаточно высокоточных крылатых ракет.
Другими словами, новые стратегические бомбардировщики России очень нужны, и без дела они не останутся.

– Наша Дальняя авиация возрождается после погрома, который ей устроили в результате развала СССР, – считает главнокомандующий ВВС России с 1991 по 1998 годы, генерал армии Петр Дейнекин. – Тогда мощная группировка стратегических кораблей типа Ту-160 и Ту-95МС с высокоточными дальнобойными ракетами осталась на территории Украины и была уничтожена. Только после долгих и нудных переговоров несколько боевых машин были переданы России. Затем наступил период борьбы между двумя концепциями. Одни считали, что нам стратегические воздушные корабли не нужны. Другие отстаивали позицию России как авиационной державы. Победителем в этом споре вышел верховный главнокомандующий. Владимир Путин сам слетал на Ту-160 и подвел итоги: российским стратегическим воздушным кораблям быть.
«СП»: – Получается, Барак Обама неправ, когда называет Россию «региональной державой»?
– Я – офицер, а не политический комментатор. Могу лишь заметить, что «региональная держава» полвека назад впервые в мире запустила в космос ракету с человеком на борту. 40 лет назад, вместе с астронавтами США, мы вместе летали по программе «Союз-Аполлон». В наши дни авиация «региональной державы» регулярно наносит дружеские визиты с берегов Волги в акваторию Карибского моря. Российские воздушные стратегические корабли неоднократно посещали, к примеру, Венесуэлу, и облетали нейтральные воды вокруг Америки.
На самолетах Ту-95МС экипажи Дальней авиации дежурят в воздухе более 42 часов без посадки, с дозаправками топливом в полете. На самолетах Ту-160 – по 24 часа. Кроме того, мы выполняем задания в так называемых удаленных географических районах. Так что похоронить нас как глобальную державу вряд ли получится.
«СП»: – Новый стратегический бомбардировщик «Туполева» сможет встать на один уровень с американским Next Generation Bomber?
– Мы, к сожалению, не обладаем такими возможностями по финансированию проектов, как США. Однако новый российский стратегический ракетоносец не будет уступать лучшим зарубежным образцам. В нем будут все новые технологии: и малозаметность, и возможность многодневного дежурства в воздухе, обычные и специальные боеприпасы. Он будет намного «круче» Ту-160.
Кстати, летом этого года исполняется ровно 100 лет с того дня, когда экипаж конструктора Игоря Сикорского перелетел на первом в мире тяжелом воздушном корабле из Санкт-Петербурга в Киев и обратно. Это событие случилось как раз накануне Первой мировой войны. И в декабре 1914 года впервые в мире именно в России была сформирована эскадра боевых воздушных кораблей «Илья Муромец». Ее экипажи отважно воевали всю Первую мировую, вплоть до Октябрьской революции. В воздушных боях был утерян всего один корабль. Однако эскадра была сожжена на авиабазе под Винницей в 1918 году, во времена Украинской директории. Так что в истории нашей авиации имеются и триумфы, и трагедии, и опыт строительства тяжелых воздушных кораблей. Он и будет аккумулирован в новом стратегическом ракетоносце.

– Не думаю, что переход к строительству прототипа в рамках ПАК ДА – это ответ на украинский кризис, или на угрозу санкций со стороны Запада, – отмечает политолог, ведущий эксперт Центра политического анализа Максим Жаров. – Идет плановое обновление самолетного парка российских стратегических бомбардировщиков: о том, что появится перспективный комплекс Дальней авиации говорят уже давно. Другое дело, что существует еще и вариант модернизации имеющегося бомбардировщика Ту-160.
Надо сказать, стратегическая авиация у России всегда была и, надеюсь, будет. Наша страна является членом ядерного клуба, и даже если нас называют «региональной державой», от ядерного оружия мы отказываться не собираемся. США и Великобритания совершенствуют свои средства доставки такого оружия – авиационные, морские и ракетные. Мы делаем то же самое – и речь не идет о гонке вооружений.
«СП»: – Если НАТО будет приближаться к нашим границам – например, путем включения в состав альянса Грузии и Украины – нашим ответом может стать боевое патрулирование стратегических бомбардировщиков вдоль границ Америки?
– Не думаю, что НАТО будет расширяться. На мой взгляд, максимум, что альянс сейчас может сделать – ввести дополнительные войска в Польшу и усилить авиационную группировку в странах Прибалтики. Вряд ли дойдет до ввода войск НАТО на Украину: все прекрасно осознают, что имеются пределы, за которые ни альянс, ни Россия не должны заходить.
Думаю, и в руководящих структурах альянса, и американской администрации есть понимание, что нового Карибского кризиса в XXI веке быть не должно. Потому и боевое патрулирование нашими воздушными ракетоносцами нейтральных вод США представляется мне маловероятным…

Справка «СП»

Сегодня Дальняя авиация России пребывает не в лучшем состоянии. На вооружении ВВС России стоят 32 стратегических бомбардировщика Ту-95МС, который выпускался в СССР еще в 1980-х годах. И всего 16 сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, из которых два «крайних» Минобороны получило в 2000-ом и 2008 годах. По сути, вся российская дальняя авиация умещается на аэродроме в Энгельсе.

Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Комментариев нет:

Отправить комментарий