воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Истребитель как смартфон

26 марта 2014, 17:33Алексей Аликин
Изображение: Saab
Изображение: Saab

Разработанный концерном SAAB самолет JAS 39E Gripen из-за своего программного обеспечения может стать самым продвинутым в своем классе

Самый совершенный боевой самолет в мире проектируется в Швеции — некоторые характеристики JAS 39E Gripen позволяют говорить о создании первого многоцелевого истребителя шестого поколения.
К такому выводу пришел американский военный журналист и эксперт по высокотехнологичным вооружениям Билл Свитмен. В своей статье в Daily Beast он предположил, что шведский производитель может успешно оспорить доминирование Пентагона в области военно-воздушных разработок.
«В 2005 году Lockheed Martin использовали термин „пятое поколение“ для их нового стелс-истребителя F-35, разрабатываемого для американской армии. По иронии судьбы они позаимствовали российский термин для обозначения другого малозаметного истребителя — F-22. Некоторые из конкурентов попали в расставленную ловушку, пытаясь доказать, что четвертое поколение боевых машин не хуже пятого», — напомнил он, пояснив, что если есть пятое поколение, то неизбежно появление шестого. По его мнению, именно к этому этапу развития военной авиации следует отнести истребитель JAS 39E Gripen шведской компании Saab.
Размер вооруженных сил снижается по всему миру — все меньше государств имеют на вооружении более ста боевых самолетов, поэтому каждая машина должна использоваться максимально эффективно. Свитмен считает, что в современных условиях это означает не только превосходство в качестве материалов и инженерных решений, но и в программном обеспечении. Например, iPhone ценится за те приложения, которые можно на нем запустить, а не за само «железо».
Американские истребители пятого поколения были созданы с опорой на концепцию 30-летней давности, когда натовские самолеты готовились к одной простой задаче — отразить любую опасность, которая прилетит со стороны Востока. В будущем боевые операции в воздухе будут не такие прямолинейные, поясняет специалист, ключевую роль в них будут играть разведка и подробное изучение зоны военного конфликта.
Именно поэтому JAS 39E Gripen можно назвать истребителем шестого поколения, это не самый быстрый или самый малозаметный самолет, его отличает особый подход к «софту». Это небольшой истребитель с относительно большой грузоподъемностью, позволяющий устанавливать обновления программ для управления воздушным судном на каждую новую модификацию. Кроме того, шведы поставят на JAS 39E Gripen улучшенную электронную систему опознавания «свой-чужой», которая позволит пилоту максимально четко разобраться в нейтральных, враждебных и союзнических целях в условиях воздушного боя. При создании оптических сенсоров, возможно, впервые при создании боевой системы была применена экспериментальная технология нитрида галлия.
По словам Свитмена, шведы научились строить ультрасовременные истребители благодаря сбалансированному использованию собственных и заграничных технологий. Так, двигатель JAS 39E Gripen американский, радиолокационное оборудование британское, инфракрасная система наведения из Италии, а часть элементов корпуса изготовлены в Бразилии.
«Новый проект амбициозен, это первый раз, когда Швеция взялась за такой проект, попавший в центр внимания в международном масштабе. Но в случае успеха это будет уроком, который должны будут выучить все», — резюмировал военный журналист.
Билл Свитмен считается весьма авторитетным экспертом, но говорить о создании в Швеции истребителя шестого поколения еще рано, рассказал «Русской планете» главред журнала «Взлет» Андрей Фомин«Если F-35 изначально создавался как перспективный истребитель, то Gripen все-таки очередная модификация истребителя четвертого поколения летающего с 1980-х годов. Конечно, обновляется бортовое оборудование, ставятся современные системы вооружения, но технологически мало реализуемо сделать из него абсолютно новую машину», — считает он.
По словам Фомина, F-35 и JAS-39E Gripen вообще не стоит сравнивать. «У этих машин разная размерность. Шведский самолет относится к легкому классу, у него максимальный полетный вес 12 тонн, это современное европейское воплощение того, чем у нас когда-то был „МиГ-21“. А F-35 все-таки более тяжелая машина», — пояснил эксперт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий