Цены взлетели, отели заняты. Что сейчас происходит в Крыму
Хотя на табло рейс Москва-Симферополь (другие аэропорты автономии — к примеру, севастопольский Бельбек, — хотя и планируют ближе к лету принимать воздушные суда из различных регионов страны, но пока ещё закрыты для пассажирских самолётов) до сих пор значится, как международный, продавцы магазинов беспошлинной торговли разводят руками, отказывая в покупках: «Это уже Россия». Неполных три часа, и лайнер касается взлётной полосы теперь уже российской земли.
Вместо суровых украинских пограничников путешественников встречают вежливые бойцы самообороны. Впрочем, никакого досмотра они не проводят. А вот улыбающиеся таксисты, предлагающие «недорого» (поездка из Симферополя в Ялту на иномарке обойдётся в 2500 руб.) отвезти всех желающих в любую точку полуострова, остались неизменными. На первой же симферопольской заправочной станции становится ясно, что разговоры о растущих ценах, которые периодически доносятся до Москвы, имеют под собой серьёзные основания. Один литр 95 бензина стоит 47 рублей (в Москве он же продаётся на заправках по 33,15 – ред.). Дороже топливо, кажется, заливают разве что в некоторых развитых европейских странах.
Правда, таксист, хитро щурясь, уверяет, что скоро ситуация должна измениться. «В Севастополе на АЗС можно купить литр примерно за 40 руб., объясняет свой оптимизм шофёр, — а в Керчи, как рассказывают коллеги, можно заправить горючее прямо с миновавших переправу со сторону Анапы бензовозов по российским ценам — около 30 руб. за литр. Главное, чтобы они скорее доехали до других городов республики».
Правда, таксист, хитро щурясь, уверяет, что скоро ситуация должна измениться. «В Севастополе на АЗС можно купить литр примерно за 40 руб., объясняет свой оптимизм шофёр, — а в Керчи, как рассказывают коллеги, можно заправить горючее прямо с миновавших переправу со сторону Анапы бензовозов по российским ценам — около 30 руб. за литр. Главное, чтобы они скорее доехали до других городов республики».
Цены на некоторые продукты, особенно если речь идёт об импорте из Украины, также значительно выросли. Сейчас начали ощущаться перебои с завозом определённых товаров, к примеру, сигарет. Однако на прилавках уже появляются пачки с российской маркировкой. «Не пропадём! Наши-то (каждый раз это слово здесь произносится с особым ударением: «наше» для крымчан значит российское) лучше!».
Хотя блок-посты, перекрывавшие основные трассы, уже давно остались в истории, на обочинах дорог дежурят автоинспекторы в старой форме с полуюмористической аббревиатурой «ДАИ». «В основном мы занимаемся регулированием движения и оформлением аварий, — рассказывает молоденький лейтенант, — Штрафы не выписываем — мы же пока не прошли аттестацию и официально выведены за штат. Однако за порядком всё равно следить необходимо — поэтому каждый день выходим на службу. Всё чаще появляются авто с российскими номерами. Тут и Москва, и Краснодарский край, а недавно встретили путешественников из Чувашии и даже Удмуртии. Говорят, стало интересно, чем приросла Россия, вот и приехали посмотреть».
У местных водителей новая мода — вместо украинского значка региона на номер прикрепляется специальная наклейка с триколором и цифровым обозначением 92 (для Севастополя) и 82 (для всех прочих машин полуострова).
Несмотря на то, что туристический сезон ещё не начался, найти свободный номер в гостиницах Симферополя или Севастополя почти невозможно. Все отели заполнены различными делегациями и комиссиями из федерального центра. Многотысячный чиновничий десант призван подтянуть новых коллег к российским нормам и обучить делопроизводству. При этом местные госслужащие в большинстве своём вынуждены были уйти в неоплачиваемый отпуск. «За три последних месяца я получил 400 долларов зарплаты, — гневается на прежних работодателей сотрудник санэпидемслужбы Владимир Кузнецов, — Такой вот «подарочек» на прощанье получил от Киева. А ведь по телевизору тамошние власти кричат, что сделают жизнь граждан автономии богаче и лучше. Вот как им после этого верить? С апреля нам должны платить уже по российским нормативам. Но мне для этого сначала нужно устроиться на работу. И это непросто: требуется получить российский паспорт и собрать справки. К примеру, медицинские, — по принятым на «большой земле» нормам. Но тут таких бланков пока нет, и как их оформлять, никто из крымских врачей не знает. Ждём инструкции из Москвы».
Ситуация подогревается и тем, что многие украинские банки заблокировали счета крымчан и не выдают им не только накопления, но и перечисляемые в настоящее время заработки. В некоторых случаях деньги можно получить через офисы Сбербанка России, где, правда, к банкоматам чаще всего стоят длинные очереди.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные трудности, львиная доля собеседников продолжает радоваться. «Посмотрите, что происходит в восточных областях Украины, — говорит севастополец Дмитрий Гурин. — Боевики «Правого сектора», ещё три месяца назад поджигавшие безоружных милиционеров, теперь напялили форму правоохранителей и силой разгоняют мирных протестующих. При этом грозятся в случае сопротивления применять оружие. А в центральных районах страны — к примеру, в Житомирской области, к власти пришёл криминал. На днях неустановленные люди с автоматами заставили всё руководство прокуратуры написать заявления «по собственному желанию». И заняли их кабинеты. Вот теперь они — закон и порядок.
Думаете, мы хотим обратно? Даже если Россия выведет войска и флот, крымчане костьми лягут, но таких вот бандитов и бандеровцев на нашей земле не будет!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий