среда, 19 февраля 2014 г.

Киев в огне

«Евромайдан» защищается огнем

Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Пожарная машина используется для спасения людей с верхних этажей Дома профсоюзов
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Ожесточенные столкновения на площади Независимости в Киеве
Оказание помощи пострадавшим
Протестующие спят в Златоверхом Михайловском соборе

 | 
В ночь на среду киевская милиция попыталась зачистить майдан Незалежности, где вот уже несколько месяцев противники Виктора Януковича стоят лагерем. Силовики обстреливают митингующих светошумовыми гранатами, оборона Майдана подожгла баррикады, чтобы воспрепятствовать проходу милиции. Противостояние силовиков и оппозиции достигло апогея после того, как во вторник митингующие попытались провести митинг у Верховной рады.
В ночь на среду Киев не спал ни минуты: милиция пыталась зачистить майдан Незалежности от митингующих. Зачищала жестко, используя водометы и светошумовые гранаты. Взрывы было слышно и видно даже в отдаленных от центра районах города.
Количество погибших в ходе уличных столкновений, вспыхнувших в Киеве во вторник днем, превышает 20 человек, но точное число до сих пор неизвестно.
По данным МВД Украины, погибло девять сотрудников милиции. Минздрав пока подтверждает гибель 11 участников массовых протестов, 114 человек были госпитализированы. Число раненых, по разным оценкам, колеблется от нескольких сотен до тысячи человек.
Мы с коллегами-журналистами всю ночь дежурили в больнице скорой помощи. Покалеченные прибывают десятками, у многих, похоже, огнестрельные ранения в голову или грудную клетку.
Сотни волонтеров дежурят в киевских больницах, чтобы не дать милиции арестовать пострадавших прямо на больничной койке. Такое уже было раньше: раненых отправляли в СИЗО, где не было никакой медицинской помощи. Легкораненых разбирают по домам волонтеры, у других переписывают данные, чтобы сообщить родственникам.
За те шесть часов, что мы провели в больнице, привезли только двух «беркутовцев» — в токсикологическое отделение, они отравились угарным газом. Горели палатки, установленные митингующими на «евромайдане», и баррикады. Горел и Дом профсоюзов, который митингующие превратили в свою штаб-квартиру.
Зачистка «евромайдана» в ночь на среду началась с вполне рядового и мирного мероприятия.
Координационный центр Майдана во вторник собирал митинг у Верховной рады, чтобы призвать народных депутатов проголосовать за возвращение к предыдущему варианту конституции Украины.
Это одно из ключевых требований Майдана, ведь по ныне действующему основному закону вся полнота власти сконцентрирована в руках президента. В конституции образца 2004 года она сильно ограничивалась парламентом.
Но уже на подходе к зданию Рады было видно, что затея организаторов провалилась. Над правительственным кварталом поднимался черный дым, были слышны взрывы. Полыхало на улице Грушевского, той самой, где на Крещение боевое крыло «евромайдана» — «Правый сектор» — пыталось прорвать милицейскую оборону.
Впрочем, сам митинг у Рады поначалу проходил в духе обычного майданостояния: пламенные речи оппозиционеров со сцены, несколько сотен митингующих с флагами.
Ничего не изменилось даже после того, когда выступающий закричал в микрофон: «Медика, срочно! Человеку оторвало руку!»
А в это время совсем рядом, на Шелковичной улице, где расположены комитеты Верховной рады, митингующие попытались прорвать милицейское оцепление. Горели автобусы, которые перегородили проезжую часть и тротуары.
В окне на пятом этаже дома видны несколько мужчин, один ведет съемку, другой говорит по рации. Это Служба безопасности Украины, решают в толпе, и в окно летит несколько петард. Мужчины прячутся.
В толпе говорят, что на крышах засели снайперы. Позже кто-то рассказал, что двое ребят в масках забрались на крышу и «сняли» двоих стрелков.
«Какие же они герои!» — восклицает приличная на вид старушка с тремя бейсбольными битами в сумке.
В руке у нее палка, перевязанная желто-синей ленточкой, видно, что это тоже оружие.
Во вторник протестующие вооружались стремительно. Хрупкого вида девушки и пожилые женщины выковыривали брусчатку, мужчины ее тут же разбивали молотками и складывали в белые строительные мешки. Брусчатку относили туда, где были слышны взрывы.
«Мы стояли два месяца мирно, дали им возможность договориться с властью, они не смогли, что они думали, мы так и будем стоять?» — ругает оппозицию пенсионер.
Проходящий по улице экс-министр МВД, оппозиционный политик Юрий Луценко показывает окружившим его людям дробь, на вид не похожую на резиновую. Говорит, что ее использовала милиция.
Несколько минут он спокойно разговаривает с митингующими, потом буквально орет: «Перестаньте выплескивать на меня свои революционные эмоции!»
Революционные эмоции и в самом деле зашкаливают: толпа женщин ни с того ни с сего решает не пропускать машины, выезжающие с Липской улицы, где находится офис Партии регионов. Хорошо отреставрированный особняк даже среди ухоженных домов правительственного квартала выглядит роскошно. Но во вторник и он превратился в горячую точку.
Группа молодых людей в черных балаклавах разбила стекла и закидала бутылками с «коктейлем Молотова» окна офиса. Со здания снимают флаг Украины. Толпа радостно кричит. В ответ из окон митингующих поливают водой. Оказалось, там оборонялись несколько милиционеров и «регионалов». Позже митингующие вывели правоохранителей из особняка и отпустили.
Самое страшное происходит неожиданно. Милиция начинает очень быстро наступать на митингующих.
Окровавленных все больше. Ведущий митинга, только что в микрофон призывавший страшные кары на головы «Беркута», замолкает на полуслове.
Толпа бежит. Я падаю, споткнувшись о высокий бордюр. Меня за руку хватает высокий парень в противогазе. «Беги, не смотри под ноги», — кричит он мне на ходу, поддерживая за локоть. Мы бежим долго, за нами гонится не только милиция, но и «титушки» с битами, которые ловят митингующих, прячущихся во дворах.
Этой ночью на дежурстве в больнице скорой помощи я встретила этого молодого человека. К счастью, у него было лишь сотрясение мозга и гематомы. Мы смогли отправить его домой.
О том, как развивались события на Украине в ночь на среду, читайте также в онлайн-репортаже «Газеты.Ru»
Читайте также:

Майдан-2: февральские тезисы о конфликте на Украине

Последнее обновление: среда, 19 февраля 2014 г., 15:07 GMT 19:07 MCK
Протестующие на Майдане с коктейлями Молотова
Я вернулся из Киева в Москву за пару дней до начала нынешнего раунда кровопролитного противостояния между протестующими и полицейскими силами. Майдан Незалежности и Крещатик ещё в минувшие выходные являли собой зрелище довольно спокойное.
Более того, казалось, что протест идёт на спад и выход из ситуации будет найден путём очередного, пусть и шаткого, компромисса между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции. Возвращение к конституции, существовавшей в стране до 2005 года, казалось, в целом, реальным. Было ясно, что для Виктора Януковича это стало бы политическим поражением, но не катастрофой.
События начала этой недели позволяют подтвердить ряд старых и сделать несколько новых выводов.
Во-первых, главная тема протеста – требование ухода с политической сцены президента и его ближайшего окружения. Глубокая убеждённость протестующих в коррумпированности власти и её неспособности найти выход из жестокого экономического кризиса показывает: коррупция ведёт к политической нестабильности, особенно в условиях, когда казна пуста.
"Распад украинского государства остаётся пока невероятной перспективой"
Во-вторых, требование это вовсе не настолько выгодно лидерам оппозиции, насколько может показаться. Они едва ли хотят взять власть сегодня и нести всю полноту ответственности за выход из политического и экономического кризиса.
В-третьих, Виктор Янукович очевидно просчитался, начав "зачистку" майдана. Такие операции следует либо проводить молниеносно, либо не начинать вообще. Каждый новый час противостояния в центре украинской столицы вкупе с фактической потерей контроля над западными областями подрывает авторитет президента, в том числе, и в глазах местного олигархата. На фоне почти неминуемого введения Европейским союзом и США "точечных" (для начала) санкций против сотрудников украинской администрации капитаны украинского бизнеса не могут не задуматься над вопросом: "Кто следующий?"
В-четвёртых, распад украинского государства остаётся пока невероятной перспективой. Несмотря на региональные различия, жители ни одной из частей Украины - за исключением, возможно, Крыма - не демонстрируют никакого желания отделяться от остальных. В пророссийском Крыму картина тоже не такая однозначная, как могло бы показаться. Хотя бы потому, что крымско-татарское население выступает категорически против такого сценария.
"Кремль не собирается спасать Виктора Януковича, так сказать, авансом"
В-пятых, ни Европейский союз, ни Соединённые Штаты не имеют никакой стратегии в отношении Украины, несмотря на то что кризис в стране продолжается не первый месяц. Пожалуй, кроме министров иностранных дел Польши и Швеции Радослава Сикорского и Карла Бильдта, активных и публичных сторонников “европейского выбора” для Украины, никто в ЕС даже приблизительно не представляет себе, как быть. И теперь лидеры Евросоюза будут вынуждены принимать решения на ходу.
В-шестых, Кремль не собирается спасать Виктора Януковича, так сказать, авансом. Москва купит новую партию украинских гособлигаций только тогда, когда получит более чёткое представление о способности Януковича контролировать ситуацию, что возвращает нас к пункту третьему. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал происходящее попыткой государственного переворота, МИД обвинил Запад в подстрекательстве. Одновременно, постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов довольно прозрачно намекнул: Москва была бы рада принять участие в обсуждении будущего Украины с Евросоюзом. Сегодня это для Кремля, который еще три месяца назад был не готов к такому драматическому сценарию, наиболее предпочтительный выход из ситуации. Можно в очередной раз продемонстрировать, что Россия – великая держава, с которой считаются, но при этом не нести всей полноты ответственности за урегулирование украинского кризиса. Однако сегодня такое развитие событий выглядит маловероятно.
"Это, так сказать, история live: иногда героическая, иногда уродливая и, увы, в последнее время – кровавая"
Можно в очередной раз продемонстрировать, что Россия – великая держава, с которой считаются, но при этом не нести всей полноты ответственности за урегулирование украинского кризиса. Однако сегодня такое развитие событий выглядит маловероятно.
В-седьмых, и это главное: события в Украине – часть более широкого исторического процесса. Фактически "Майдан-2013/2014" - это не только продолжение "Майдана-2004", но и новый этап становления Украины как гражданской нации, формирования двух идентичностей, которые взаимодействуют, но существуют отдельно друг от друга, - общества и государства.
Это, так сказать, история live: иногда героическая, иногда уродливая и, увы, в последнее время – кровавая.
Переизбрание или отставка Януковича, выборы в Верховную Раду, освобождение или продолжающееся тюремное заключение Юлии Тимошенко – будущие элементы этого пока не завершённого исторического полотна.
Его политический класс, олигархи и обычные граждане Украины будут писать ещё не один год.


Комментариев нет:

Отправить комментарий