«Ребенку важно попробовать все профессии»
Режиссер Владимир Мирзоев о пользе театрального опыта
Ребенок начинает ощущать себя личностью тогда, когда взрослый общается с ним не авторитарно, а по-дружески, как со своим сверстником. Учителям важно устанавливать доверительные отношения и на равных разговаривать с учениками, считает режиссер и театральный педагог Владимир Мирзоев. В интервью проекту «Время детское» он рассказал, как советская школа порождала у людей комплексы, почему в ребенке важно пробудить тягу к творчеству и за что он сам не любил пионерский лагерь.
Об отношениях с учениками и минусах советской школы
Мне кажется, что дети не очень хорошо воспринимают от своих родителей информацию как таковую. Они хорошо воспринимают поведенческий узор, поэтому родитель воспитывает своего ребенка личным примером, буквально своим присутствием. Наверное, потому, что первое впечатление от родителей у ребенка еще дословесное. А вот какие-то важные слова ему проще услышать из уст другого взрослого, и они лучше усваиваются.
Я много занимаюсь педагогикой и считаю, что главное во взаимоотношениях с учеником — отменить авторитарную позицию, быть с ним сотворцом, товарищем по игре. Молодой актер или пожилой — я стараюсь построить наши отношения на доверии, на профессиональной дружбе, хотя эти отношения необязательно должны переходить в сферу быта, в жизнь. По-другому я не представляю себя в моей работе.
Я думаю, что если взрослый общается с ребенком на равных и по-дружески, ребенок начинает чувствовать себя личностью, то есть его личная харизма подтягивается к уровню взрослого человека. Именно в этот момент он осознает свою ответственность, учится думать, учится быть художником, в конце концов, и творцом своей жизни. Информацию можно получить сегодня из любого источника, а вот ощутить себя личностью, которая если чего-то не знает, то может узнать, если чего-то не умеет, то может в любой момент научиться, — очень важно.
Про пальчиковый театр
Советская школа всегда порождала множество комплексов у людей, я подозреваю, что и сейчас происходит то же самое. Детей невротизируют в плохом смысле слова, подавляют их личность, их способность к размышлению. Это худшее, что может случиться с ребенком. Я думаю, что это связано с мифологизацией истории, жизни и вообще любой информации. Миф — нечто в себе законченное, цельное, что нужно проглотить как таблетку. Миф нельзя перевести в плоскость дискуссионную, иначе он сам себя разоблачает. Мифу ты должен просто верить как некой абсолютной истине и жить в нем как внутри статичной реальности.
Современный мир совершенно другой: он динамичный, он знает, что такое теория относительности, в нем возможны разные точки зрения на разные факты. Понятно, что это опасно для взрослых, которые хотят, чтобы дети всегда им подчинялись, потому что ребенок, имеющий свое мнение и способный оспорить мнение учителя, — это ребенок, который много себе позволяет. Такая жесткая иерархическая система устарела, она не работает не только в педагогике, но и в экономике. Нужны сложные горизонтальные связи между взрослыми и детьми — тогда мы окажемся в современности, а пока мы пятимся в архаику.
О пробуждении творческой энергии
В детях живет еще сырая космическая энергия. Ребенок, с одной стороны, примитивный человек, а с другой — прообраз человека духовного, цивилизованного. И расколдовать эту духовную энергию, дать ей возможность проявиться, быть может, впервые — огромный труд и очень большое дело. Потому что с того момента, как энергия проявилась, она только нарастает и уже никуда не уходит, если человек сам не захочет. Посвятить ребенка в творчество — как научить человека говорить, мыслить, ходить. Прекрасно, если у тебя есть такая волшебная палочка, и для любого педагога честь — увидеть, как в этом примитивном человеке родился человек цивилизованный, человек культуры.
Культура, будь то тексты, фильмы, спектакли или музыка, учит человека абстрактному мышлению, учит понимать, что каждая вещь переходит в энергию и обладает своим символическим статусом. Соединение духовного и материального принципов — то, что происходит в творчестве, и то, что отличает человека архаического от человека цивилизованного.
Что такое художник? Человек творящий, играющий. Человек, который, работая с материалом жизни, истории или с другими людьми, переносит свой субъективный взгляд на эти феномены и создает новое произведение, новую композицию реальности. И, создавая реальность, он ее познает. Он живет в ней некий отрезок времени, но его способности анализировать и творить переходят в жизнь тоже. В любом художнике внутренний ребенок никогда не исчезает. Он остается в каждом человеке, но большие начальники, например, отрицают это в своих отношениях с подчиненными. Конечно, это большая ошибка, потому что тогда их внутренний ребенок вынужден манифестировать себя порой в других, очень странных ситуациях.
Театральный опыт полезен любому ребенку, как умение абстрагироваться. Я думаю, что на первом этапе ребенку важно попробовать все профессии: попробовать себя немножко в режиссуре, актерстве, может, даже побыть помощником режиссера, сценографом. Актер, к примеру, часто бывает талантлив в раннем детстве — это талант, который, как и музыкальный, зачастую проявляется рано. Но подчас ребенок может прикоснуться к театру только после школы, и это плохо — теряются десять лет.
Про нелюбовь к пионерским лагерям
Комментариев нет:
Отправить комментарий