В День защитника Отечества и в 96-ю годовщину создания Красной Армии АиФ.ru представляет 5 великих гастрономических открытий, сделанных благодаря армии
Снабжение войск провиантом — одна из главных проблем армии во все века. Можно запасти провизию на родине, но тогда встает вопрос о ее сохранности, можно отнять продукты у местного населения, но не всегда можно рассчитывать на это. А качественное питание — важнейшая вещь во время войны, без него солдат — не солдат. Так что во все времена армии требовалось хорошее питание, богатое витаминами и калориями. Да еще такое, чтобы не портилось, плюс удобное в транспортировке и готовке. В общем, эти задачи и решали те, кто усовершенствовал армейский рацион. И многое из того, что они придумывали становилось популярным и в «мирной» жизни.
В День защитника Отечества и годовщину создания Красной Армии АиФ.ru собрал гастрономические открытия, сделанные благодаря солдатам и их походам.

Римляне и вода

Предпринявшие завоевательные походы римские легионеры столкнулись с важнейшей проблемой: очисткой воды. Дело в том, что во время походов многие солдаты гибли от инфекций, которые они получали именно из колодцев и ручьев, зачастую в источники попадала кровь, тела убитых — это усугубляло ситуацию.
Вода нуждалась в обеззараживании, и на помощь пришел винный уксус, об обеззараживающих свойствах которого знали еще древние египтяне, которые промывали им раны.
Римляне же изобрели поску — смесь воды и винного уксуса, напиток, который отлично утолял жажду, к тому же его можно было пить, не боясь инфекций. Поска стала очень популярной во всем древнем мире. Она даже упоминается в Новом Завете.
К сожалению, рецепта древней поски не сохранилось.

Наполеон и консервы

Наполеон говорил «Армия марширует, пока полон желудок!» и был совершенно прав. Поэтому о провианте для своих солдат озаботился еще в самом начале великих походов. Французской армии требовалось сохранить продукты во время долгих переходов. Одним словом, нужны были качественные и разнообразные консервы.
В 1795 году французское правительство объявило конкурс на создание эффективного способа хранения продуктов. И такой способ был предложен французским поваром Николя Франсуа Аппером, его консервы сохранялись за счет тепловой обработки и герметичной упаковки.
К 1804 году метод был доработан: мясо и овощи упаковывали в банки, герметично закрывали и кипятили в соленой воде, нагревая продукты чуть выше 100 градусов. Так появилась первая стерилизация. В 1810 году Наполеон наградил изобретателя.
У технологии Аппера был только один минус: дороговизна производства. Ведь долгое время все консервы готовили вручную, производство было довольно медленным. Так что снабжение французской армии во время русской кампании было затруднено.

Англичане и ром

Флот и еда — это отдельная история. Если сухопутным войскам были доступны хоть какие-то свежие продукты, то флот должен был возить провиант с собой месяцами, без надежды пополнить запасы как еды, так и пресной воды. На кораблях отчаянно не хватало продуктов, свирепствовала цинга.
Придумывались различные способы борьбы с этим страшным заболеванием, вызванным острой нехваткой витаминов. Одним из них стал замечательный и популярный горячий напиток — грог.
То есть это сейчас он замечательный и популярный, а когда в середине XVIII века он только появился, то вызывал сомнения и отторжение у моряков.
Источник фото: Shutterstock
Рецепт первого грога был прост: 1 часть рома, 2 части горячей воды, половина лимона и немного сахара. Автор рецепта — британский адмирал Вернон. В его же честь и назвали напиток. У адмирала было прозвище «old grog» (он всегда носил камзол из ткани грогорам, разновидности шелка с рубчатым узором).
Горячий морской коктейль одним махом решил несколько флотских проблем. Во-первых, боролся с цингой, так как включал в себя дневную норму лимона, который просто так моряки есть отказывались. Их понять можно, ведь для сохранности на кораблях лимоны солили в бочках — блюдо не для гурманов. Во-вторых, экономился ром, да и вообще пьянство на кораблях резко снижалось. В-третьих, грог выдавали на севере, чтобы моряки согревались после вахты.
Сейчас грог изменился. Его стали делать на сладком чае, добавлять специи, экспериментировать с цитрусовыми. Но суть осталась все та же: разбавленный ром, сахар и лимон.

Флотские макароны

Источник фото: globallookpress.com
Блюдо, похожее на макароны по-флотски, появилось еще в Средние века. Моряки брали в плавание солонину в бочках. Когда приступали к готовке, солонина вымачивалась и отваривалась. Ее рубили на мелкие кусочки и обжаривали с луком. Потом добавляли к макаронам.
У нас это блюдо стало очень популярно во времена Великой Отечественной войны. Правда, рубленный фарш для удобства заменили тушенкой. После войны макароны по-флотски появились во всех столовках, а вот на флоте их стали готовить редко.

Европа и пармезан

Сыр — прекрасный продукт: и вкусен, и полезен, и калориен, создает разнообразие рациона для солдат и моряков, да и витамины есть. Проблему снабжения армии и флота сыром решали всей Европой в течение нескольких столетий.
Сначала в 1580 году в рацион английского флота ввели саффолкский сыр. Про него говорили, что головкой этого сыра можно заменить колесо у телеги, и неизвестно, что первым развалится — сыр или нормальное деревянное колесо. Несмотря на такую прочность в саффолском сыре заводились навозные черви, к тому же он был ужасно вонюч и склизок после долгого хранения. Но, заметим, продержался на британских кораблях до середины XVIII века.
Голландские сыропроизводители отчаянно пытались решить проблему хранения сыров. Свои гауду и маасдам они покрывали воском, увеличивали содержание соли, сушили в специальных сушильнях... Все равно сыры гнили и плесневели.
Источник фото: ru.wikipedia.org
Помощь пришла от итальянских монахов в обличии сыра пармезан. Очень твердого сыра долгого хранения. Пармезан покрывается плесенью только снаружи, внутрь грибок не проникает (если, конечно, не разрезать головку сыра). Правда, англичане и голландцы боялись излишней зависимости от Испании, где в те годы производился пармезан, а технологии производства были им неизвестны. Так что флот снабжался им ограниченно, только для длительных путешествий — в короткие походы брали свой, гниющий сыр.
Снабжение наладилось только в начале XIX века, когда были освоены технологии производства пармезана, и в Англии и Голландии стали производить похожие сыры.
Швейцарцы стали делать твердые сыры долгого хранения уже в XV веке, эти сыры были популярны у путешественников. Но в широкое распространение в Европе швейцарский сыр получил только в конце XVIII века. С тех пор головками швейцарского сыра снабжались сухопутные войска. Дело в том, что они были гораздо меньше головок пармезана, которые тянули иногда на 40 кг.