22 февраля 2014 года 16:41 | Владимир Тучков | Текст | Фото | Видео |
6 наиболее эффективных модификаций штурмовика Су-25
Этапы большого пути
ВВС Советского Союза в 50-е годы имели на вооружении 1700 штурмовиков Ил-2 и Ил-10 с поршневыми двигателями, задачей которых являлась огневая поддержка наземных войск на поле боя и подавление одиночных целей противника.
Однако в апреле 1956 года министр обороны Жуков представил руководству страны доклад о низкой эффективности штурмовиков в современной войне. И предложил ликвидировать штурмовую авиацию, возложив ее функции на истребители-бомбардировщики. Кремль одобрил это предложение, в результате чего весь парк советских штурмовых самолетов был уничтожен.
Но через некоторое время Хрущев снял Жукова. А затем «ушел на пенсию» и Хрущев, считавший военную авиацию бесполезной в связи с «уникальными возможностями», которые предоставляет обладание ядерным оружием.
В середине 60-х годов была пересмотрена концепция роли авиации при решении различных боевых задач. Было принято решение о возрождении штурмовой авиации. Оно было более чем оправданным, поскольку сверхзвуковые истребители-бомбардировщики были не в состоянии отслеживать одиночные наземные цели и из-за низкой маневренности наносить точные ракетно-бомбовые удары.
В 1969 году был объявлен конкурс на создание современного штурмового самолета, который должен стать оперативно-тактическим средством поддержки наземных войск. В конкурсе приняли 4 ОКБ – Яковлева, Ильюшина, Микояна и Сухого. Несмотря на то, что Ильюшин имел значительный опыт разработки успешных штурмовиков, победил в конкурсе проект ОКБ Сухого.
Су-25, базовая модель
Одним из главных тактико-технических требований, которое предъявлялось к самолету, - живучесть в боевых условиях, а также высокая маневренность. Это объясняется тем, что он «работает» на небольшой высоте, зачастую в непосредственной близости от средств ПВО противника, а также обладает дозвуковой скоростью.
Для этой цели кабина пилота была бронирована листами титана, соединенными по сварным технологиям. Также в кабине было применено бронестекло. Что позволило защитить пилота при попадании 20-миллимитрового снаряда. Также были защищены и все основные агрегаты самолета. Повышенная живучесть была достигнута и за счет дублирования узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.
Статистика афганской войны подтвердила высочайшую надежность Су-25. Суховские штурмовики совершили более 60 тыс. боевых вылетов. При этом были потеряны лишь 23 машины. В среднем каждый сбитый Су-25 имел 80-90 пробоин. У погибших самолетов другого типа – истребителей-бомбардировщиков Су-17 – количество пробоин составляло 15-20. За весь период боевых действий в Афганистане не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмовика из-за гибели пилота.
Самолет оснащался современным навигационным комплексом, позволяющим осуществлять боевые полеты при любой погоде. Радиотехнический комплекс не только осуществляет связь, но и обнаруживает РЛС противника. Имеются средства создания радиопомех и снижения инфракрасного излучения. Есть средства прицеливания, обеспечивающие бомбометание и запуск ракет.
Су-25 имеет мощное наступательное вооружение: двуствольная 30-мм пушка и крепящиеся на 10 узлах подвески бомбы и ракеты различного класса, а также напалмовые баки.
Масса пустого самолета – 9500 кг, максимальная взлетная масса – 17600 кг
Тяга двигателя – 2х44,13 кН
Максимальная скорость 975 км/ч
Практическая дальность – 1850 км
Боевой радиус действия – 1250 км (на высоте), 750 км (у земли)
Практический потолок – 10000 м
Максимальная высота боевого применения – 5000 м
Су-25Т, экспортный вариант
За четверть века ОКБ Сухого выпустило 12 модификаций штурмовика, сделав его поистине универсальной машиной, имеющей целый ряд боевых применений. Первой модификацией стал «истребитель танков» Су-25Т.
Его планер в сравнении с базовой моделью был частично доработан с целью повышения маневренности. Но главное отличие заключается в применении более совершенной прицельной системы «Шквал» оптико-электронного принципа действия. Что позволило добиться обнаружения и уничтожения малоразмерных целей (например, танков) на расстоянии до 10 км. В совокупности с остальными доработанными системами самолета «Шквал» обеспечил выполнение штурмовиком боевых задач в любое время суток и при любой погоде.
Что же касается оружейного комплекса машины, то он стал более приспособлен для уничтожения именно бронетехники противника.
Су-25ТМ, экпортный вариант - Су-39
Эта модификация, экспортный вариант которой получил название Су-39, является доработкой противотанкового штурмовика Су-25Т. Однако в результате существенно расширился диапазон боевого использования штурмовика, что он стал относиться к классу многофункциональных всепогодных тактических самолетов. В нем прежде всего была модернизирована система «Шквал», а также введен многофункциональный радиолокационный прицельный комплекс «Копье-25». За счет этого этот штурмовик приобрел способность ведения воздушного боя.
Су-25УБ
Это учебная машина, предназначенная для подготовки пилотов боевых штурмовиков ОКБ Сухого. От базовой модели отличается измененным планером и наличием двухместной кабины с дублированными органами управления и индикации. Для части радиоэлектронного оборудования предусматривается возможность ввода имитированных отказов из кабины инструктора на индикаторы кабины курсанта.
Имеет полный комплекс вооружения и может применяться в качестве боевого самолета.
Су-25УТГ
Самолет предназначен для обучения летного состава технике взлета и посадки на тяжелые авианесущие крейсеры. (Буква «Г» в названии означает «с гаком»). По своим летно-техническим характеристикам не отличается от Су-25УБ. Но при этом отсутствует вооружение.
Обучение происходит как на наземных комплексах с устройствами укорочения взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер), так и в реальных условиях на крейсере «Адмирал Кузнецов».
Су-25БМ
Буксировщик мишеней, предназначенных для учебных стрельб по ним из комплексов «земля – воздух». При этом пикирующие и парашютные мишени отстреливаются с узлов подвески. А горизонтально перемещаемые крепятся к самолету тросом длиной от 2300 до 3000 метров.
Су-25КМ (Su-25 Scorpion)
В Советском Союзе значительная часть суховских штурмовиков выпускалась на Тбилисском авиационном заводе. В 2000 году израильская компания Elbit Systems начала совместный с тбилисским заводом проект по модернизации экспортной модели Су-25К. Поднявшийся в 2001 году в небо самолет получил название Су-25КМ Scorpion.
В этой машине была полностью заменена бортовая радиоэлектроника, которая стала отвечать требованиям НАТО. Использование мощного бортового компьютера, системы GPS, комплексов наведения на цель, посадки, оптимизации работа двигателя – все это позволило существенно повысить (по утверждению разработчиков – в 2 раза) эффективность использования боевой машины при тех же самых летно-технических характеристиках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий