«Рукопись Войнича — древняя книга, написанная на неизвестном языке, — может быть расшифрована» — такие сообщения появились в январе. Этот манускрипт не единственная загадка, сводящая с ума ученых. «РР» выяснил судьбу некоторых других известных артефактов
01. Манускрипт Войнича
Загадка
Рукопись, датируемая XV веком, написанная на неизвестном языке неизвестным автором. Приобретена коллекционером Вилфридом Войничем при распродаже иезуитами части имущества виллы Мондрагоне. Первые упоминания рукописи в других источниках относятся к XVII веку, а среди прежних владельцев, вероятно, был император Священной Римской империи Рудольф II. В рукописи 240 пергаментных страниц. Часть страниц, очевидно, утеряна. Манускрипт содержит большое число рисунков и состоит из нескольких разделов: астрономического, ботанического и так далее. Радиоуглеродный анализ пергамента дает датировку 1404–1438 годы. Сейчас хранится в библиотеке Йельского университета.
Версии
Над расшифровкой рукописи безрезультатно бьются уже несколько веков, но особенно интенсивно — последние сто лет после ее второго открытия Войничем. Изучали химический состав чернил, особенности рисунков, почерк автора. Расшифровать текст пытались лучшие криптоаналитики мира, в том числе и военные специалисты.
Версий множество: бессмысленный псевдотекст, сочиненный средневековым алхимиком, чтобы выглядеть солиднее в глазах спонсоров; невероятно сложный шифр неизвестной природы; утраченный естественный язык. Ну и без инопланетян, конечно, не обошлось. Задачу исследователей усугубляет то, что до сих пор не удалось идентифицировать, что же изображено на рисунках. Календари оказались не совсем календарями, а растения выглядят видениями сумасшедшего ботаника в гриппозном бреду, либо составлены из разных частей известных видов, либо вовсе фантастические.
Однако алфавит рукописи, кроме нескольких десятков редко встречающихся знаков, выглядит как фонетический, то есть достаточный для записи звуков речи, а многие буквы похожи на латинские. В 1998-м году даже составили так называемый Европейский алфавит Войнича: каждому символу рукописи нашли латинский эквивалент. Получилось 25 строчных и 12 прописных букв. Алфавит, разумеется, условный, но исследователям работать с ним удобнее.
В прошлом году физики из США Марчело Монтемурро и Дамиана Занетте опубликовали очень сильную работу, где показали, что рукопись все же имеет смысл, а ее язык естественный, то есть не случайный набор символов и не шифр. Надо сказать, что физики занялись этим не из праздного любопытства. Они специализируются на вычленении осмысленного сигнала в сложных экспериментах, где много шумовых помех. Рукопись Войнича они использовали для тестирования своих методик.
А в январе 2014-го американские ботаники Артур Такер и Рексфорд Толберт опубликовали в журнале HerbalGram статью «Предварительный анализ ботаники, зоологии и минералогии манускрипта Войнича».
Ученые идентифицировали 37 видов растений из 303 нарисованных в манускрипте, 6 видов животных и один минерал. Все это добро оказалось родом из Нового Света: кактусы, вьюнки, рыбки, оцелот… Даже бык на одном из рисунков той породы, которую завез в Мексику Кортес. Особое внимание исследователи уделили растению, которое ранее ошибочно определяли как анютины глазки, то есть фиалку трехцветную. По многочисленным морфологическим признакам видно, что это фиалка двухцветная, родом из Северной Америки, а систематики впервые описали ее лишь в XX веке.
Получается, автор манускрипта неплохо знал американские флору и фауну задолго до европейцев. Естественно предположить, что либо он сам, либо рукопись попали в Европу оттуда. Есть лишь одна неувязка: пергамент датируется началом XV века, а Колумб прибыл в Америку лишь в 1492-м. Ботаники предлагают разрешить противоречие так: пергамент действительно изготовлен в начале века, а использовали его много лет спустя.
В целом, по версии исследователей, рукопись написал в XVI веке неизвестный ацтек, обучавшийся у католиков. Либо он сам придумал алфавит для одного из диалектов языка науатль, либо ему помогли европейские наставники. Носители языка могли быть затем полностью уничтожены одной из свирепствовавших тогда эпидемий.
Авторы работы попытались сравнить названия растений и животных в рукописи с известными сейчас словами на науатле. Они исходили из гипотезы, что похожие на латинские буквы должны обозначать похожие звуки. И у них получилось! Особенно хорошо вышло с оцелотом: как видим, так и слышим.
А книга посвящена, видимо, какому-то ботаническому саду на территории современной Мексики — известно, что моду на такие сады привезли в Европу из Америки.
02. Пилтдаунский человек
Фото: Sabena Jane Blackbird/Alamy/ИТАР-ТАСС
Загадка
В 1912 году английский археолог-любитель Чарльз Доусон представил ученым свои находки ископаемых останков древнего человека. Исследователи определили, что возраст окаменелых костей черепа и челюсти составляет около миллиона лет. В раскопках, произведенных в карьере вблизи общины Пилтдаун в Англии, кроме Доусона принимали участие двое видных ученых: специалист по ископаемым рыбам сэр Артур Смит Вудворд и будущий открыватель синантропа иезуит Пьер Тейяр де Шарден.
Черепная коробка ископаемого почти соответствовала человеческой, исключая, может быть, избыточную толщину кости, а челюсть была практически обезьяньей, как у орангутанга или шимпанзе.
Версии
Пильтдаунский человек, или эоантроп, человек зари, считается самой крупной аферой в истории палеоантропологии. К работе с черепом подключились многие известные ученые, долгое время строились самые смелые гипотезы о происхождении человека. Тем более что Доусон представил и каменные орудия, найденные рядом с черепом, и даже костяную палку-копалку, обработанную с большой ловкостью.
Однако в 20-е годы Рэймонд Дарт обнаружил в Африке останки австралопитеков, а в 30-е Тейяр де Шарден с коллегами — множество скелетов синантропов в китайской пещере Чжоукоудянь. Оказалось, что эволюция человека шла совсем иным путем: размеры черепной коробки росли медленно, а челюсти как раз уменьшались очень быстро. Человеческий череп и челюсть обезьяны никак не укладывались в эту картину.
Вопросов накопилось столько, что в конце 40-х — начале 50-х годов череп и челюсть подвергли решительному химическому и радиоуглеродному анализу. Датировка показала, что возраст челюсти около 500 лет, черепа — 600. Избыточная толщина кости, как выяснилось, не редкость среди средневековых англичан, а челюсть принадлежала орангутангу. Видимости окаменелости автор подделки добился с помощью краски и кислоты.
Кто автор, до сих пор загадка. На момент разоблачения были живы только два участника этой истории: Тейяр де Шарден, участвовавший в раскопках, и сэр Артур Кизс, ведущий британский антрополог тех лет. Оба вне подозрений. Тем не менее Кизсу на старости лет пришлось оправдываться в прессе за то, что он повелся на грубую мистификацию. Наибольшие подозрения вызывает сам Чарльз Доусон, скончавшийся в 1916 году.
03. Туринская плащаница
Фото: Philippe Lissac/Godong/Corbis/Fotosa.ru
Загадка
Полотно размером 4,36 метра в длину на 1,09 метра в ширину хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. На нем изображен рослый бородатый мужчина со следами ран (предположительно, от распятия на кресте, тернового венка, истязаний плетьми и удара в бок копьем). Изображение нанесено на ткань невыясненным способом и напоминает негатив аналоговой фотографии.
Версии
Основных вопросов два: каков возраст полотна и каким образом сделано изображение? Сторонники божественного происхождения плащаницы считают, что в нее был завернут снятый с креста Спаситель, его изображение отпечаталось либо тогда, либо в момент воскресения. Противники этой версии утверждают, что на плащанице действительно Иисус Христос, но только это рисунок, фактически икона. Интересно, что представители церкви с самого появления реликвии в XIV веке считали ее подделкой.
В 1898 году фотограф-любитель Секондо Пиа сделал ее снимок и обнаружил в негативе четкий позитивный портрет. После этого плащаницу стали изучать. В конце XX века Ватикан дал разрешение на проведение исследований с помощью специальной аппаратуры. Анализ, сделанный американской группой STURP (Проект исследования Туринской плащаницы) в 1978 году, показал, что краска на полотне в местах изображения есть, но есть и белок, и жир, и, вероятно, гемоглобин.
Радиоуглеродное датирование, проведенное в 1988 году, казалось, должно было расставить все точки над i: три группы ученых (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) определили возраст артефакта — XIII–XIV века. Но тут же появились гипотезы, как ткань могла «омолодиться». Например, при пожаре, который плащаница пережила несколько веков назад, или при вываривании в масле, которому ее подвергали в Средние века, и так далее. Вообще, учитывая бурную историю полотна, на нем можно найти все что угодно вплоть до ДНК экзотических животных.
Кажется, эта музыка будет вечной: на всякий эксперимент, показывающий, как можно получить подобное изображение на ткани, находится контрдовод вроде какого-нибудь потока нейтрино во время землетрясения 33 года нашей эры, запечатлевшего реального человека в саване.
04. Железная колонна в Дели
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Загадка
Семиметровая колонна из чистого железа весом 6,5 тонны была воздвигнута в 415 году в честь царя Чандрагупты II на западе Индии, а в Дели привезена позднее. Колонна почти не окисляется, что привело к разговорам о тайных знаниях древних индусов.
Версии
Стойкость к коррозии и удивительная чистота железа издавна вызывали некоторый ажиотаж у экзальтированной публики. Высказывались версии, что колонна отлита из железного метеорита, а также что индусов научили делать такие штуки инопланетяне. Однако серьезный анализ показал, что все гораздо проще. Да, железо чистое, но не настолько, примесей все же хватает. Да, колонна не ржавеет, но только в верхней части, открытой исключительно сухому воздуху Дели, — врытое же в землю основание прекрасно ржавеет. Метеоритная гипотеза не подтверждается малым содержанием никеля: в метеоритах его обычно больше. А секрет как раз не в каком-то особом знании древних, а в низкой технологии — тогда просто не умели избавляться от примесей фосфора, который входит в состав защитной пленки колонны.
05. Кенсингтонский камень
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Загадка
Небольшая плита с рунами — письменностью викингов, — обнаруженная в Миннесоте в 1898 году недалеко от местечка Кенсингтон. Некоторые слова стерты, но в целом перевод ясный: «8 гетов и 22 норманна во время разведки, путешествия из Винланда на Запад. Мы разбили лагерь у двух (островов?) на расстоянии однодневного перехода к северу от этого камня. Мы ловили рыбу один день. Когда мы вернулись, то нашли 10 человек красными от крови и мертвыми. Аве Мария, спаси от зла.
У нас есть 10 человек у моря для наблюдения за нашим кораблем в 14 днях пути от этого полуострова. Год 1362». То есть задолго до Колумба.
Версии
Нашел камень американец шведского происхождения Улоф Эман, его и считают изготовителем надписи. Хотя много лет различные исследователи пытались изучать артефакт. Установить физический возраст надписи невозможно, поэтому главное слово — лингвистам и историкам. Историкам неизвестны другие свидетельства того, что викинги забирались так далеко вглубь материка, хотя на северном побережье Америки бывали. А лингвисты почти в один голос говорят, что строй языка относится к XIX веку, а не к XIV.
А так-то что ж? Может, викинги там и бывали. Только доказательств нет.
06. Карта Пири Рейса
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Загадка
Карта мира составлена турецким адмиралом Пири Рейсом в 1513 году. Она с большой точностью показывает Средиземноморье и неплохо — побережье Южной Америки. Адмирал сообщал, что использовал множество источников, в том числе и карты Колумба. Но в то время в Старом Свете еще не знали о существовании Анд, а на карте Пири Рейса они есть. Кроме того, там есть — правда, неправильное — изображение Антарктиды, открытой лишь в 1820 году.
Версии
Ажиотаж вокруг карты раздул американский профессор Чарльз Хэпгуд в 50-е годы прошлого века. Хэпгуд вообще любил экстравагантные гипотезы. Он и вбросил в мир сообщение, что карта Пири Рейса необычайно точно изображает Антарктиду, свободную ото льда. А такие несоответствия, как, например, соединение Антарктиды с Южной Америкой, он объяснял тем, что в древности знали о материковых плитах на дне океана. Несмотря на всю неправдоподобность таких гипотез, в науке такие люди, как Хэпгуд, нужны. Они задают неудобные вопросы и заставляют более осторожных ученых оттачивать свои аргументы.
Наличие Анд на карте сейчас объясняют либо пропавшим источником, либо случайным совпадением: адмирал-де рисовал совсем другие горы, но несколько промахнулся.
Антарктиду же на картах рисовали еще древние греки. Исходя из общих соображений типа «должно же там что-то быть». Так что на карте Пири Рейса, может, вовсе и не Антарктида.
07. Баальбекская терраса
Фото: Hulton Archive/Getty Images/Fotobank
Загадка
В основании римского храма Юпитера в Баальбеке (Ливан) лежат три гигантские каменные плиты весом около 800 тонн. Еще две плиты весом больше 1000 тонн, так и не использованные, находятся в карьере в полутора километрах от храма. Вопрос в том, как эти громадные блоки оттуда доставлялись и поднимались на высоту 7 метров.
Версии
Гигантские сооружения древних вообще поражают воображение современного человека. Как? Доставить тысячу тонн без механизмов?! И вот уже снимается фильм «Воспоминания о будущем», который и породил бум подобных догадок: прилетели внеземные существа и научили людей двигать храмовые плиты. Внеземным, понятное дело, больше заняться на нашей планете было нечем.
Если же посмотреть на эти плиты трезвым взглядом, они не так уж и впечатляют размерами — любая пятиэтажка выглядит солиднее. И наконец, нас же не удивляет самолет весом 600 тонн?
Исторически мегалитических сооружений было довольно много: статуи фараонов тоже под 1000 тонн весом, японские, эфиопские памятники… Даже на острове Пасхи валяется 150-тонное изваяние, правда, так и не доставленное к месту назначения: аборигены к тому времени уже вырубили почти все деревья, с помощью которых перемещали каменных истуканов — подкладывали бревна под статую и потом по ним катили. Так что ничего невероятного в таких артефактах нет, нужно лишь было показать, что их можно двигать примитивными способами.
Это сделали дважды. В качестве эксперимента — Тур Хейердал в прошлом веке, а практически — когда доставляли Гром-камень для основания Медного всадника в Санкт-Петербурге. Катили камень в сто-лицу на платформе по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых медных шаров, а потом везли по воде на специально построенной барже с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Этот булыжник до сих пор считается самым тяжелым монолитом, когда-либо передвигавшимся людьми: весил он от 1,5 до 2,5 тыс. тонн.
08. Антикитерский механизм
Фото: SPL/East News
Загадка
Механическое устройство, состоящее из 37 бронзовых шестерен в деревянном корпусе, приводной ручки и нескольких циферблатов. Найдено на затонувшем античном судне в 1901 году у острова Антикитера в Эгейском море. С необычайной точностью производил расчеты траекторий небесных тел на годы вперед. Хранится в Афинах.
Версии
Восстановить сам механизм невозможно, поскольку он покрыт известняком, а часть шестерен утеряна. Но компьютерная томография, проведенная уже в начале нашего века, позволила прочитать греческие надписи и создать правильную модель механизма. Оказалось, что устройство рассчитывает фазы Луны и Солнца, движение Марса, Юпитера, Сатурна. Астрономические познания греков никогда не были секретом, но поражает, как точно они смогли перевести теорию в набор шестеренок. Находка датируется 100–150-м годами до нашей эры, но ни до ни после устройств такой сложности не появилось.
09. Алфавит де Ланда
Фото: De Agostini Picture Library/East News
Загадка
Диего де Ланда, мессионер на новых американских землях, испанский епископ Юкатана в XVI веке. Он был большим знатоком подведомственного ему народа и даже составил для него так называемый алфавит: с помощью двух грамотных индейцев, знавших письменность майя, сделал список соответствий между майяскими иероглифами и испанскими буквами — 27 знаков (плюс 3 знака в примерах написания слов) — и привел его в «Сообщении о делах в Юкатане», подчеркивая, что всего лишь хочет дать современникам представление об обычаях здешнего народа. И сам же 12 июля 1562 года устроил грандиозное аутодафе, уничтожив почти всю литературу майя: «Мы нашли у них большое количество книг этими буквами, и так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание».
Судьбе было угодно, чтобы алфавит де Ланды долгое время тоже считался суеверием и фальшивкой.
Версии
Полный текст «Сообщения о делах в Юкатане» утерян, но сохранилась его сокращенная копия — ее обнаружил в Мадриде в 1862 году майянист Шарль Этьен Брассер де Бурбур. Поскольку жрецы майя, знавшие письменность, были перебиты испанцами за два века до этого, а книги их сожжены, язык майя пришлось расшифровывать заново — по нескольким оставшимся рукописям и надписям на камнях. Исследователи радостно накинулись на алфавит де Ланды, но их ждало разочарование: чтение с его помощью давало какую-то бессмыслицу. Ученые объявили, что либо францисканец чего-то не понял, либо индейцы его одурачили.
Реабилитировал алфавит советский исследователь Юрий Кнорозов в 1952 году. Кнорозов — тот человек, который внес решающий вклад в расшифровку письменности майя. Он-то и выяснил, что алфавит де Ланды был верным. Только де Ланда не понял, что его местные помощники ставили в соответствие латинским буквам не свои буквы, которых у майя просто не было, а слоги и иногда собственно названия латинских букв. К тому же майя могли использовать один и тот же значок и как запись слога, и как иероглиф, обозначающий целое слово. Поэтому до Кнорозова никто и не понимал, что за алфавит составил де Ланда.
10. Жизнь на Земле
Загадка
Посмотрите вокруг себя.
Версии
Жизнь на Земле — самый великий артефакт. Собственно, неизвестно даже, артефакт ли. Артефакт по определению «искусственно сделанный», а большинство ученых склоняются к мысли, что жизнь возникла естественным путем. Но подтвержденной версии этого не существует. Как до сих пор нет никаких подтверждений, что где-либо еще во Вселенной есть ее аналоги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий