воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Донецк: главный оплот "антимайдана"?

Последнее обновление: суббота, 22 февраля 2014 г., 17:54 GMT 21:54 MCK
Донецк
"...и то что они творят, это то, что им завещал Бандера и приказала Ангела Меркель, и не надо меня снимать, а то, знаете, как у нас на Украине, бывает что и пропадают люди!" - мужчина с мегафоном переключается со слушателей на меня, не меняя интонации, и я не сразу понимаю, что он хочет сказать.
Он стоит на площади Ленина возле соответствующего памятника, и на постаменте укреплен плакат "Восточный фронт".
В мегафон он вещает группе слушателей из трех человек, призывая их вступить в эту организацию. Потом приходят еще двое, слушают, и начинают фотографироваться на фоне плаката.
Это - донецкий "антимайдан". "Противники бандеровцев" собираются также в другом месте - возле областной администрации, где расположена общественная приемная "Партии регионов".
Мне кажется странным, чтобы человек вышел на площадь для того, чтобы донести до людей свой лозунг, и при этом отказывался говорить с прессой.
Но потом я понимаю, что журналистов с камерами тут вообще не очень любят. "Не надо меня снимать", - фраза, которую я в этом городе слышал чаще других.
Донецк - оплот "Партии регионов" и Виктора Януковича, с этим утверждением вряд ли кто-то будет спорить.
Его позиции тут настолько прочны, что даже после кровавых событий в Киеве, когда очень многие на Востоке стали обвинять его в нерешительности, тут еще остаются люди, которые его поддерживают.
Говорить о каком-то однозначном отношении людей к событиям последних месяцев у жителей Донецка нельзя, но можно попытаться описать действующих лиц тех событий, которые происходят сейчас в Донецке.

"Молодые регионалы"

Оппозиция называет их "титушками" и утверждает, что они действуют за деньги. От них самих я ни разу не слышал никаких комментариев, но они вообще как правило не дают комментариев.
Возле офиса молодежного крыла "Партии регионов" - напротив администрации области - стоит милицейская машина.
Наряд приехал по вызову - молодые люди крепкого телосложения, которые проводят время возле крыльца офиса, напали на журналистку, которая хотела их снять на камеру телефона. Телефон у нее отняли и разбили.
"Не должно так быть, должно все быть по-нормальному, все люди должны мирно жить"
Металлург из Донецка
Милиция фиксирует правонарушение и объясняет девушке, почему не может никого задерживать - этим правонарушением, по их словам, будет заниматься следователь.
Молодые люди - около 30 человек - предсказуемо отказываются давать мне интервью.
При этом они явно находятся в сильном нервном напряжении - с ходу обвиняют меня в провокации, сразу окружают, но не нападают - просто выдворяют за невидимые границы своей территории возле штаба.
Сами они ее тоже не покидают, но через 15 минут вдруг все вместе встают и куда-то уходят. "Кормить повели", - шутит кто-то из прохожих.

"Восточный фронт"

Представителей этой молодежной организации довольно легко отличить на улицах Донецка - они носят на груди георгиевские ленточки - те самые, которые в России символизируют победу в Великой Отечественной.
Они же устраивают публичные акции, подобные той, которую я увидел на площади Ленина.
Многие, как и те несколько парней, которых я встретил недалеко от приемной "Партии регионов", одеты в камуфляж, и чем-то отдаленно напоминают защитников киевского майдана.
Они охотно говорят со мной и объясняют, что разыскивают в Донецке "бандеровцев", которые пытаются просочиться в город.
Они утверждают, что только информируют правоохранительные органы о появлении подозрительных лиц, не трогая их.
Правда, ни об одном пойманном "бандеровце" в Донецке я не слышал.

Шахтеры и рабочие

Распространенный стереотип: опора "Партии регионов" - рабочие и шахтеры, которые могут разогнать любой майдан, дай им только волю.
Однако рабочие на металлургическом комбинате, с которыми мне удалось поговорить, не демонстрируют никакой агрессии по отношению к киевскому майдану - он им совсем не нравится, они не разделяют взгляды тех, кто воюет с властями, но им явно нужен мир, а не победа.
Донецк
Из банкоматов в Донецк исчезли деньги
"Нас это расстраивает, не должно так быть, должно все быть по-нормальному, все люди должны мирно жить", - говорит мне металлург.
Вид у него и правда расстроенный - события в столице его явно волнуют.
Но очевидно ни он, ни другие рабочие, с которыми я говорил, не испытывают к жителям западных областей никакой ненависти.

Мифические "бандеровцы"

"Мне сегодня друг из Киева позвонил, сказал, что к нам сюда едут пять автобусов с бандеровцами", - таксист, который везет меня с площади Ленина, где проходил митинг "Восточного фронта", объясняет мне, почему эти люди вышли на улицы.
Слухи о том, что из Киева в Донецк направляются отряды с майдана, чтобы захватить тут власть, циркулируют в городе постоянно.
Они, наверное, не менее популярны, чем слухи об автобусах с "титушками", которые направляются в Киев с востока.
Разница, правда, в том, что в Киеве действительно были задержаны демонстрантами люди из Донецка и Харькова.
Я говорю таксисту об этом, и он отвечает, что действительно собрались активисты, поехали в столицу, но их туда не пустили. В голосе чувствуется досада.
"Кто не пустил, милиция?", - спрашиваю я, и получаю ответ: "Да нет, эти, с майдана"...
Однако страх перед теми, кто может приехать в Донецк и устроить революцию, настолько силен, что в пятницу, в пик противостояния в Киеве, в Донецке были опустошены продовольственные магазины, в банкоматах не было денег.
Во многих из них денег нет до сих пор. Утром в субботу я встретил сильно опечаленных жителей небольшого городка в Донбассе - они не могли снять зарплату в своем городе и думали, что смогут сделать это в Донецке. Но банкоматы не работали.
Власти позаботились о безопасности государственных учреждений - были укреплены окна на первых этажах, усилены наряды милиции, я видел нескольких милиционеров в экипировке для подавления беспорядков.

Что думают горожане

Донецк действительно очень сильно отличается от западных украинских городов. Украинскую речь услышать на улице можно очень редко.
Те, кто поддерживает киевский майдан и интеграцию с Европой, говорят, что их русский язык не означает, что они не считают себя украинцами.
Донецк
На открытии "Восточного фронта" присутствовало мало народу
Таких людей в Донецке довольно много - даже судя по спорам и перепалкам, которые то и дело вспыхивают на улице.
К милицейскому кордону у администрации подлетает большой японский внедорожник с украинским флагом.
Через приоткрытое окно выглядывает седой мужчина и начинает ругать стоящих рядом с милицией казаков.
Ругает он их довольно громко, и те стараются не реагировать. На шум прибегают молодые люди из офиса "Партии регионов", но нападать на крупного мужчину в дорогом джипе не решаются.
Возле пикета "Восточного фронта" останавливается машина, из нее выглядывает молодой человек и издевательски говорит: "Раз вы открываете фронт, то идите копать окопы".
Пожилая женщина пишет мелом цитаты из "Кобзаря" перед офисом "Партии регионов", и на нее тут же набрасывается мужчина, грязно оскорбляя.
Такие ситуации происходят на улице постоянно но я, правда, не видел ни одной драки.
Возле администрации области ко мне подошел молодой человек спортивного вида. Он сказал, что не имеет отношения к группе "региональной" молодежи, на которых был очень сильно похож.
Тем не менее, он согласился со мной побеседовать. В разговоре он сказал, что недоволен тем, что в стране гибнут люди, что Украине нужны мир и согласие.
Сложно сказать, насколько то, что он говорил, было искренне, но в любом случае в Донецке большинство говорит именно так.

На ту же тему

Комментариев нет:

Отправить комментарий