Фото: mil.ru
22 февраля 1975 года совершил первый полет советский бронированный дозвуковой штурмовик Су-25, получивший в российских войсках прозвище «Грач». Су-25 заменили самолеты Су-7Б, МиГ-19 и МиГ-21, которые из-за плохой маневренности и больших рабочих скоростей полета не могли эффективно поражать малоразмерные наземные цели и были легко уязвимы от огня малокалиберной артиллерии. Впервые в боевых действиях Су-25 были задействованы в 1981 году в Афганистане: специально для отправки в Афганистан была создана 200-я отдельная штурмовая эскадрилья, вооруженная новейшими штурмовиками Су-25. Именно в это время за самолетом закрепилось прозвище «Грач», а рисунок птицы стал украшать нос машины. Официально Су-25 был принят на вооружение в 1987 году. С этого времени штурмовики принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских штурмовиках.
СУ-25
Су-25 стал одним из наиболее эффективных боевых самолетов российской фронтовой авиации и в настоящее время является единственным в мире типом классического бронированного штурмовика, находящегося в серийном производстве. Работы по созданию нового самолета были начаты по инициативе работников ОКБ Сухого, в начале 1968 года они приступили к первым проработкам концепции легкого штурмовика. Штурмовик Су-25 был спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом, что позволяло машине получить оптимальные летные характеристики полета на дозвуковых скоростях. Особое внимание при разработке было уделено защите кабины пилота и топливной системы. Кабина летчика производится из специальной авиационной титановой брони АБВТ-20, толщина которой составляет от 10 до 24 мм. Лобовое стекло кабины толщиной 65 мм обеспечивает летчику противопульную защиту, сзади пилот защищен стальной бронеспинкой толщиной 10 мм и бронезаголовником толщиной 6 мм. Летчик практически полностью защищен от обстрела из любого стрелкового оружия, обладающего калибром до 12,7 мм, по наиболее опасным направлениям — от ствольного оружия калибром до 30 мм. Спасение летчика в случае критического поражения штурмовика производится на всех скоростях, режимах и высотах полета при помощи катапультного кресла. Расходный бак и магистрали топливной системы также имеют бронирование. Все топливные баки заполнены пеноуретаном. На наружные стенки баков нанесен двухслойный быстронабухающий протектор толщиной 20 мм. Штурмовик Су-25 оснащается достаточно мощным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения: авиационными пушками, бомбами разного калибра и назначения, неуправляемыми и управляемыми ракетами «воздух — земля», управляемыми ракетами «воздух — воздух». Всего штурмовик Су-25 может нести на себе 32 различных вида вооружений. Помимо этого, штурмовик оснащается встроенной двуствольной 30-миллиметровой авиационной пушкой ГШ-30-2. Су-25 обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения, а также грузов.
За время Афганской войны Су-25 совершили 60 тыс. боевых вылетов. При этом было потеряно 23 штурмовика. В среднем каждый из потерянных самолетов налетал 2800 часов в боевых условиях. За все время конфликта не было зафиксировано случаев взрыва топливных баков и потери самолета по причине гибели летчика. От других машин Су-25 также выгодно отличался хорошими взлетно-посадочными качествами, которые обеспечивала большая площадь крыла и мощная его механизация. Штурмовикам с максимальной боевой нагрузкой, достигавшей 4000 кг, хватало для разбега 1200–1300 м.
Всего на вооружении ВВС России находится до 200 самолетов Су-25 различных модификаций. Единственным современным самолетом, по своим боевым возможностям близким Су-25, является американский штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II.
ВИДЕО
ИЛ-2
Советский штурмовик Ил-2 был основной машиной советской штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны и самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. штук. Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, в 1939 году на испытания вышел первый опытный образец Ил-2. После устранения выявленных недостатков и модернизации управляемость и маневренность машины значительно улучшилась. Вертикальная скорость возросла до 10,3 м/с. За один боевой разворот штурмовик набирал 300 м высоты. Взлет и посадка стали более простыми. Самолет представлял собой одноместный или двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л. с. Все жизненно важные агрегаты самолета — мотор, системы охлаждения, баки — находились в бронекорпусе обтекаемой формы. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, бомбодержатели — во внутренних отсеках центроплана. Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов.
Первые серийные бронированные штурмовики начали выходить в 1941 году, а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной установке усилил оборону Ил-2. Также в 1942 году заводы стали выпускать Ил-2 с двигателем АМ38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/ч даже при возросшем взлетном весе, который зависел от бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг. Было усилено и вооружение самолета. В связи с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой части фюзеляжа. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг.
Ил-2 принимал участие в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в советско-японской войне. Самый массовый самолет получил множество прозвищ: «Горбатый» — за характерную форму фюзеляжа, «Летающий танк». Немцы прозвали его «Цементным бомбардировщиком» за живучесть и медленную маневренность. У наземных же войск вермахта самолет пользовался дурной славой и заслужил несколько почетных прозвищ, таких как «Мясник», «Мясорубка», «Железный Густав» и «Черная смерть». Вместе с катюшей, танком Т-34 и пистолетом-пулеметом ППШ Ил-2 стал символом победы в Великой Отечественной войне.
ВИДЕО
ИЛ-10
Советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны Ил-10 конструкции КБ Ильюшина был создан в 1944 году на основе самолета Ил-2: после успешного опыта боевого применения штурмовика Ил-2 против немецких бомбардировщиков и транспортных самолетов под Сталинградом появилась идея превратить Ил-2 в бронированный самолет-истребитель. Первый полет Ил-10 состоялся 18 апреля 1944 года. Серийное производство штурмовиков было организовано на трех авиазаводах: № 1, 18 и 64 — и продолжалось пять лет. В 1945 году было выпущено 2556 машин этого типа. Всего объем выпуска Ил-10 в СССР составил 5101 машину. Помимо этого, 1200 самолетов в 1951–1956 годах выпустили по лицензии в Чехословакии.
Ил-10 представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Он имел много преимуществ перед своим предшественником. Цельнометаллическая конструкция штурмовика упрощала уход и увеличивала срок его службы. Штурмовик Ил-10 более скоростной и маневренный, чем Ил-2. Максимальная скорость у земли самолета Ил-10 ранних серий была 500–505 км/ч, а это позволяло вести эффективную борьбу с самолетами люфтваффе и уклоняться от огня зениток. На Ил-10 в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм. Ил-10 был более устойчив при выполнении фигур высшего пилотажа. Однако большая скорость мешала быстрому поиску цели, обзор из кабины нового самолета был хуже. В топливную систему входили два бака общей емкостью 747 л, передний вмещал 310 л. Масляная система состояла из двух баков общей емкостью 94 л, располагавшихся по обе стороны от двигателя. Вооружение первоначально состояло из двух пушек ВЯ-23 с запасом 150 снарядов на ствол и двух пулеметов ШКАС по 750 патронов на каждый. На заднем месте стрелка был установлен пулемет УБТ калибром 12,7 мм. В более поздний период крыльевое вооружение было заменено на четыре 23-миллиметровые пушки НС-23 с 150 снарядами на ствол, а оборонительное — на 20-миллиметровую пушку Б-20 с запасом патронов в 150 штук. Для контроля результатов стрельбы и бомбометания использовался фотопулемет, установленный в крыле или на вооружении стрелка.
В свой первый бой Ил-10 вступил на территории Польши 15 апреля 1945 года. В общем же Ил-10 в ходе войны с Германией совершили 1019 вылетов. Более 98% из них приходилось на атаки техники и живой силы противника на позициях, в местах сосредоточения и на дорогах.
ВИДЕО
СУ-8
Советский опытный двухмоторный двухместный бронированный штурмовик времен Великой Отечественной войны Су-8 вошел в историю советского самолетостроения как один из крупнейших в мире среди специально созданных штурмовиков. В серийное производство он не запускался, так как к тому времени советские войска уже подошли к границам фашистской Германии, и необходимость в новом штурмовике с большим, чем у Ил-2, радиусом действия отпала. 11 марта 1944 года заводской летчик-испытатель Н.Д. Фиксон впервые поднял Су-8 в воздух.
По схеме самолет представлял собой среднеплан с полным бронированием кабины, двигателей, баков и маслорадиаторов. Моторы подвешивались под центропланом, что улучшало обзор летчику. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух пушек Шпитального калибром 37 мм с боезапасом 100 снарядов и двух пулеметов калибром 12,7 мм, размещаемых в нижней части фюзеляжа на поворотном мосту. Боезапас всех пулеметов составлял 5900 патронов. Нормальная бомбовая нагрузка в 400 кг размещалась на внутренней подвеске в центроплане крыла. Кроме того, на внешней подвеске имелась возможность подвески еще 400 кг бомб. Таким образом, максимальная бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Максимальная скорость полета Су-8 у земли составляла 500 км/ч, а на расчетной высоте 6000 м — 600 км/ч. Время набора высоты 5000 м — 7,5 минуты. Время выполнения виража на высоте 1000 м — 25 с. Как показывает анализ боевого опыта применения Ил-2 на флоте, Су-8 вполне мог претендовать на роль оптимального морского штурмовика Второй мировой войны, обладая всеми необходимыми для этого качествами: сильным бронированием, мощным вооружением и достаточной дальностью полета.
ЯК-38
Советский палубный штурмовик Як-38 являлся первым отечественным самолетом с вертикальным взлетом и посадкой и был предназначен для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО, а также обороны района патрулирования подводных лодок от противолодочных самолетов и вертолетов противника. Всего за годы производства в 1974–1989-м был выпущен 231 самолет трех основных модификаций: Як-38, Як-38У, Як-38М. Як-38, первоначально носивший имя Як-36М, впервые поднялся в воздух в 1970 году. 11 августа 1977 года самолет приняли на вооружение ВМФ. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Як-8 базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20x20 м на палубе.
Як-38 был построен по аэродинамический схеме среднеплана. Самолет был оснащен одним подъемно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъемными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное, складывающееся на стоянке. Механизация крыла состояла из элеронов и выдвижных закрылков. Пилотажно-навигационное и прицельное оборудование самолета обеспечивало выполнение боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях над сушей и над морем. В условиях плохой видимости использовался индикатор системы ближней навигации, работающий от корабельного приводного радиолокатора «Луч». Также на Як-38 была установлена уникальная система автоматического принудительного катапультирования летчика при аварийных ситуациях, например при отказе двигателей или струйного управления, на малых скоростях и в режиме висения. Максимальная безопасная скорость для катапультирования — 500 км/ч, высота при этом должна быть не менее 40 м. Все вооружение Як-38 размещалось под крылом на четырех балочных держателях, каждый из которых способен нести боеприпасы калибром до 500 кг. Максимальная боевая нагрузка составляла 1000 кг. Эффективная дальность стрельбы — 2000 м.
Весной 1980 года четыре штурмовика Як-38 в рамках операции «Ромб» принимали участие в боевых действиях в Афганистане, во время которой было произведено 107 боевых вылетов. В 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. В настоящее время Як-38 можно увидеть в музее ОКБ имени Яковлева, музее ВВС в Монино и Киевском музее авиации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий