Вместе с первым кораблем возникли и средства его уничтожения. Одни инженеры выдумывали снаряды, ракеты и торпеды для поражения флота, вторые изобретали броню, гидроакустику и средств противовоздушной обороны для отражения этих атак. И с этой точки зрения Советский Союз и США к началу 80-х годов прошлого века достигли некоторого паритета – всё известное этим противникам противокорабельное оружие достаточно успешно могло быть парировано средствами обороны.
Однако, через несколько лет от спокойствия руководства американского военно-морского флота не осталось и следа. Оказалось, что русские смогли сделать такую ракету, которая без труда взламывала любую противоракетную оборону американских кораблей. Более того – советские инженеры изобрели уникальное средство доставки этих ракет до цели – экранопланы. Выяснилось, что звено из трех-четырех таких машин в легкую может уничтожить любой американский авианосец вместе с группой его прикрытия на расстоянии двух тысяч километров от советских берегов. Но беспокойство руководство ВМФ США длилось недолго. «Волчья стая» советских «убийц авианосцев» так и не сошла со стапелей. А ее вожак – ракетный экраноплан «Лунь», догнивает неподалеку от Каспийска.
Рождение легенды
Как только появились первые самолеты, летчики заметили, что у поверхности земли и воды появляется дополнительная подъемная сила – так называемый экран. И, начиная с 30-х годов прошлого века, инженеры начали думать, как создать транспортное средство, которое бы держалось в воздухе за счет поддержки такого экрана. Исследования в этом направлении велись, в основном, в Советском Союзе, Германии (ФРГ) и США. Американцы, например, еще в 1961 году начали научно-исследовательские работы по созданию экраноплана RAM-1, предназначенного для поиска и уничтожения советских подводных лодок, а также доставки десанта на побережье. Аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло», имел вес 80-90 тонн. Он обладал четырьмя двигателями, которые по идее, должны были нести его на высоте от 0,6 до 8 метров на расстояние до 3 тыс километров на скорости 160 км в час. Однако, американцам не удалось добиться стабильного поведения машины на таких высотах и они прекратили эксперименты в этом направлении.
Однако, какое же было их удивление, когда, рассматривая в 1966 году снимки с одного из первых спутников-шпионов, в Каспийском море они обнаружили некий гигантский объект, который сочетал в себе черты корабля и самолета. Это и был первый опытный образец военного экраноплана, разработанный в Нижнем Новгороде в центральном конструкторском бюро по скоростным судам советским морским инженером Ростиславом Алексеевым. Судно на Западе сразу назвали «Каспийский монстр», потому как длина его составляла 92 метра, размах крыльев – 38 метров, а в воздух он поднимался благодаря десяти двигателям от стратегического бомбардировщика.
Корабль-макет (КМ) быстро доказал преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта. В отличие от военно-транспортных самолетов, он был более экономичен и грузоподъемен. При собственной массе 240 тонн КМ мог брать на борт столько же тонн груза и расходовал на его доставку в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет аналогичной грузоподъемности. В отличие от корабля, он был более быстроходен. Свой груз он мог нести со скоростью до 500 км в час на расстояние до 1,5 тыс км. А самое главное, что отличало экраноплан «КМ» и от самолета, и от корабля – его незаметность для средств обнаружения вероятного противника. Полет первого опытного советского боевого экраноплана проходил на высоте от 4 до 14 метров над поверхностью моря. Поэтому он не мог быть обнаружен ни способами гидролокации с вражеских кораблей (потому как не касался воды при полете), ни радиолокации (потому как летел слишком низко над поверхностью).
Подобные преимущества машины по достоинству были оценены тогдашним руководством страны и министерства обороны. Поскольку экранопланы могли быстро и скрытно доставлять десант на необорудованное побережье, им были не страшны минные прибрежные заграждения, в 1972 году Алексеев создал десантную версию машины под названием «Орленок». Этот экраноплан, например, за час доставлял на другой берег Каспийского моря 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами. При этом судно имело черты уже экранолёта, то есть могло не только скользить в нескольких метрах над поверхностью воды, но и подниматься на высоту до 300 метров. Планами тогдашнего министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова предусматривалось строительство 120 таких машин.
Но вершиной военного творчества Ростислава Алексеева стал ракетный экраноплан «Лунь», первый (и единственный) экземпляр которого был спущен на воду 16 июля 1986 года. Длина машины – 73 метра, размах крыльев – 44 метра. Скорость хода – до 500 км в час, дальность хода – до2 км1, максимальная взлетная масса – 380 тонн. 8 газотурбинных двигателей НК-87. Именно эту машину тогда прозвали «убийца авианосцев», потому как на своем борту она несла шесть новейших (на то время) советских противокорабельных ракет «Москит». Именно это сочетание – «Лунь»+ «Москит», ввергло в шок тогдашних руководителей ВМФ США.
Дело в том, что идея этого комплекса была проста и уникальна. Экраноплан «Лунь», идя на высоте от 1 до 5 метров над поверхностью моря, незамеченным подходит к группе американских кораблей и дает залп «Москитами». «Москиты», двигаясь со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря), исполняют противоперехватный маневр, пробивают борт корабля и взрываются внутри его корпуса. И всё. Запас хода «Луней» - 2 тыс км. Полетное время «Москита», после запуска - 3-4 секунды2. Поэтому звено «Луней» пятнадцатью-семнадцатью «Москитами»2 уничтожает корабельную группу противника с вероятностью 99%. И это при волнении на море до 5-6 баллов! Ничего подобного ни тогда, ни сейчас у вероятного противника России не было и нет.
Приказано уничтожить
Ростислав Алексеев еще при жизни (он умер в 1980 году после травмы, полученной на испытаниях пассажирского экраноплана) был отстранен от руководства своего КБ из-за разногласий с руководством Министерства судостроительной промышленности. У гениального конструктора вообще было много проблем из-за «специфичности» своих детищ — идея корабля-самолета и тогда и сейчас многих раздражает, потому как не только нетипична, но и требует применения новых материалов в судостроении, создания новых транспортных схем, системы обучения пилотов и т.д. В 1984 году умер и главный покровитель новой техники – Дмитрий Федорович Устинов. Дальнейшее было понятно. Новое руководство Минобороны полностью закрыло тему экранопланов. Поэтому из 120 «Орленков» было построено только три, из восьми «Луней» - один. Ракетоносец год отслужил на Черноморском флоте, а затем машину отогнали на базу пограничников в Каспийск (Дагестан), где она и догнивает.
236-го дивизиона кораблей экранопланов (войсковая часть 30 960), базировавшегося в Каспийске (в его составе и было три транспортно-десантных «Орленка» проекта 904 и «Лунь» проекта 903) в штате Каспийской флотилии больше нет. Просто потому что кораблей больше нет – все три «Орленка» также уничтожены (корпус одного из них можно посмотреть в Москве в Музее ВМФ.
При этом, правда, за эти постперестроечные годы США, очевидно, так и не смогли создать что-либо подобное, хотя старались. Последний полет единственного в мире серийного транспортно-десантного экраноплана «Орленок» с бортовым номером 26 на 11-ой авиабазе Каспийской флотилии ВМФ прошел осенью 1993 года в присутствии не российских моряков и чинов Минобороны, а представителей из Пентагона, NASAи управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. В это же время американские военные интенсивно добивались и посещения ЦКБ им Алексеева, где разрабатывались эти чудо-машины. Доподлинно неизвестно, смогли ли они в тот момент познакомиться с технической документацией на разработку и производство советских экранопланов. Но известно другое. Вскоре после закрытия экранопланной программы в России и визитов специалистов США в нашу страну, американская корпорация Boeingначала разработку создания тяжелого транспортного экраноплана Pelicanгрузоподъемностью 1200 тонн и дальностью полета 18 тыс км. Что с этим проектом сейчас – неизвестно. Официального сообщения о его закрытии не было, но последние упоминания о работах американской корпорации в этой области датируются прошлым десятилетием.
«Москитный флот»
Мировой опыт в области разработки и строительства больших боевых экранопланов канул в лету вместе с Советским Союзом. Но это не значит, что идея умерла как таковая. Несколько десятков боевых экранопланов малого водоизмещения уже несколько лет стоят на вооружении Ирана. Судя по скудной информации, на них есть легкое стрелковое вооружение и используются эти машины для патрулирования и разведки побережья. Судя по внешнему виду (крыло обратной стреловидности), в их конструкции лежат идеи германского инженераАлександра Липпиша, который исследовал «экранный эффект» в то же время, что и Ростислав Алексеев.
Идеи Липпиша лежат и в основе коммерческих экранопланов, которые начали строить в Южной Корее по лицензии германской компанииFischerFlugmechanik. 50-местная машина имеет дальность хода 400 км и со скоростью более 200 км в час может нестись на экране до 5 метров. Поэтому наверняка у Южной Кореи уже есть и военные экранопланы такого класса.
Не мог пройти мимо темы экранопланов и Китай. Весной этого года планету облетели кадры летных испытаний первого китайского экраноплана СYG-11, который, как утверждается, создала компания «Ингэ». Судно способно перевозить до 12 человек и развивает скорость до 210 километров в час, двигаясь на высоте от 1 до 4 метров. Грузоподъемность – 50% от массы экраноплана. По словам одного из руководителей этой компании, Лю Гогуана, экранопланы будут востребованы у силовых ведомств КНР, поскольку они практически незаметны для радаров и гидролокаторов. Поэтому «Ингэ» завершила разработку экраноплана на 40 мест и сейчас разрабатывает машины вместимостью 100, 150 и 200 мест.
Парадокс в том, что, по мнению въедливых зрителей, китайский экраноплан CYG-11внешне поразительно похож на экраноплан «Иволга-12 П», разработанный российским НПК «ТРЭК» (главный конструктор В.В.Колганов) и серийно производящийся на омском объединении «Полет».
Однако, в России единой инженерно-конструкторской школы, которой в свое время являлось ЦКБ имени Алексеева в Нижнем Новгороде, сейчас нет. ЦКБ, как таковое, конечно, существует, но конструирование и изготовление экранопланов сейчас разбросано по всей стране по трем десяткам предприятий, на которых часто работают те, кто в свое время имел отношение к разработке и производству боевых экранопланов. И реально в нашей стране интерес к этим машинам, естественно, небольшого водоизмещения, сейчас проявляет только Пограничная служба ФСБ. Минобороны пока молчит. Даже при новом военном министре Сергее Шойгу российские военные, очевидно, не очень до конца понимают, зачем им эти странные машины и как с их помощью воевать. Например, убивать вражеские авианосцы, подошедшие к нашим берегам, предполагается, очевидно, с помощью гиперзвуковых противокорабельных ракет. Дальность выстрела российско-индийской ракеты «Брамос-2», например, предполагается 6 тыс км при скорости 5-6 М. И для того, чтобы ею стрелять, в принципе, не то что экранопланы типа «Луня», но и подводные лодки типа «Ясень» не требуются. Поставил такую ракетную установку на берегу и жди, пока вражеская эскадра подойдет на 6 тысяч километров3….Утрированно, конечно. Но и при современном развитии противокорабельных ракет, а главное – противоракетной корабельной обороны, у экранопланов есть колоссальное будущее. Для нашей страны, в частности, оно связано с бескрайними просторами Арктики. Патрулировать эту территорию с помощью только авиации и кораблей невозможно. Нужны как раз такие суда, которые бы эффективно работали на стыке двух стихий – воды и воздуха. Поэтому с 2016 года в Госпрограмме вооружений России до 2020 год предусмотрена принципиальная возможность возобновления опытно-конструкторских работ по боевым экранопланам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий