Главный по рейдам. Как конница Доватора побеждала механизированный вермахт
Вторая мировая война стала последней, в которой активное участие принимали кавалерийские части. Прежнего значения они уже не имели — танки и авиация вытеснили некогда элитные подразделения, какими во всех армиях мира считались кавалеристы.
Кавалерист из церковно-приходской школы
Лев Михайлович Доватор стал одним из последних легендарных командиров в истории кавалерии. Он прожил короткую жизнь, но успел заслужить любовь подчинённых, ненависть врагов и вечную признательность своей Родины.
Он родился 20 февраля 1903 года в белорусском селе Хотино, что на Витебщине. Парень из бедной крестьянской семьи окончил церковно-приходскую школу, затем — школу второй ступени, потом устроился на работу на льнопрядильную фабрику.
Лев Доватор был избран секретарём комитета комсомола, а в 1923 году окончил совпартшколу.
В 1924 году Доватора призвали в армию, и вся его последующая жизнь была связана с военной службой.
Начинавший с должности заведующего складом при штабе 7-й кавалерийской дивизии, Доватор после окончания Военно-химических курсов стал командиром химвзвода кавалерийской дивизии.
Командование разглядело в нём перспективного командира, и Доватора вновь отправили на учёбу, на этот раз в Борисоглебско-Ленинградскую кавалерийскую школу комсостава РККА.
Орден за танк
После окончания школы Доватор с 1929 по 1936 годы прошёл по карьерной лестнице от должности командира взвода кавалерийского полка до комиссара отдельного разведывательного батальона стрелковой дивизии.
В 1936 году Лев Доватор направлен на учёбу в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Во время учебы его отправляли в качестве военного советника на стажировку в Испанию, где полыхала гражданская война. Там Доватор обучался тактике ведения партизанских и диверсионных акций в тылах противника.
Возможно, именно стажировка в Испании помогла Доватору избежать попадания в список жертв «Большого террора» 1937-1938 годов.
Накануне войны Доватор был назначен на должность начальника штаба 36-й кавалерийской дивизии. Когда Германия напала на СССР, Доватор находился в столичном госпитале и в свою часть попасть уже не сумел.
После выписки из госпиталя он был отправлен в распоряжение штаба Западного фронта. Во время тяжёлых боёв на Соловьевой переправе через Днепр в июле 1941 года Доватор показал не только командирский талант, но и личную храбрость, уничтожив связкой гранат вражеский танк.
За отличие в этих боях Лев Михайлович был награждён орденом Красного Знамени.
«Александр Невский»
Вскоре командование поставило перед Доватором новую задачу — возглавить Отдельную кавалерийскую группу, формировавшуюся из потрёпанных в предыдущих боях 50-й и 53-й кавалерийских дивизий.
Дивизии эти состояли из потомственных казаков, которые с некоторой опаской поначалу отнеслись к новому командиру. Однако сомнения в отношении Доватора развеялись быстро – он сам отлично держался в седле, был великолепным мастером сабельного боя, выбирал для своих подразделений лучших кузнецов и ветеринаров.
Не многие знают, но мастерство Доватора как наездника было настолько высоко, что именно ему доверили дублировать актёра Николая Черкасова в конных сценах в фильме «Александр Невский».
Доватор одним из первых понял, как наиболее эффективно можно использовать кавалерию в войне, где властвуют танки и авиация. Конница была эффективна в глубоких рейдах по тылам противника, где преимущество врага в технике нивелировалось стремительностью и манёвренностью кавалеристов.
Наводящие ужас
В августе-сентябре 1941 года Отдельная кавалерийская группа Льва Доватора начала рейд по тылам гитлеровцев. Три тысячи всадников наводили ужас и панику на противника. Дважды они громили штаб 6-й германской армии, уничтожали склады горючего, боеприпасов и продовольствия, ликвидировали свыше 2500 вражеских солдат и офицеров, вывели из строя 9 танков и более 200 автомашин.
«Истинные арийцы» испытывали перед кавалеристами Доватора настоящий животный страх. В частях вермахта ходили слухи, что по их тылам зверствуют несколько десятков тысяч казаков.
У Доватора было кому внушить противнику ужас. В составе его подразделения сражались участники кавалерийской группы Московского цирка под управлением Михаила Туганова. Эти асы умели вести огонь по противнику, стоя на лошадях в полный рост, или, наоборот, прятаться под брюхом коней, атакуя в самый неожиданный момент.
После блистательного рейда Льву Доватору было присвоено звание генерал-майор. Он был награждён орденом Ленина.
В сентябре-октябре 1941 года конники Доватора насмерть стояли у стен Москвы, отличившись в боях на реке Меже и под Волоколамском.
20 ноября Отдельная кавалерийская группа была преобразована в 3-й кавалерийский корпус, который 26 ноября был преобразован во 2-й гвардейский кавалерийский корпус.
Гвардейцами конники Доватора стали не зря: за несколько месяцев фамилию отважного генерала, несущего смерть оккупантам, хорошо выучили гитлеровские вояки.
Дорога в вечность
Для разгрома его частей создавалась специальная военная группа, которая не преуспела. Его родное село в Белоруссии гитлеровцы сожгли, а за голову самого генерала была назначена награда в 100 тысяч рейхсмарок.
В первые дни контрнаступления под Москвой корпус генерала Доватора прошёл 150 километров по гитлеровским тылам, громя отступающие части противника.
19 декабря части Доватора вышли к реке Рузе в районе деревни Палашкино. Бесстрашный генерал проводил осмотр позиций противника перед боем, когда его смертельно ранила пулемётная очередь. Ему было всего 38 лет…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1941 года гвардии генерал-майору Доватору Льву Михайловичу за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Тело Льва Михайловича Доватора было кремировано в крематории Донского кладбища. Урна с прахом до 1959 года находилась в специальном хранилище. Затем его прах был захоронен на Новодевичьем кладбище вместе с ещё двумя героями обороны Москвы — генералом Иваном Панфиловыми лётчиком Виктором Талалихиным.
Когда вы в очередной раз увидите фильм «Александр Невский», вглядитесь в скачущего князя. Лев Михайлович Доватор оставил небольшой след в истории кино, но огромный — в жизни каждого из нас. Без его подвига и подвига его конников мир был бы совсем иным.
Теги:
Наверх
Оставить комментарий (2)