Многие любят жаловаться на склероз. Невролог Алексей Алексеев объясняет, что такой болезни не существует. Однако забывчивость — серьезный повод пройти полное обследование
Фото:BIOSPHOTO/EAST NEWS, СЕРГЕЙ ЗВЕРЕВ
|
Алексей Алексеев
2005 — Окончил ММА (ныне Первый МГМУ) им. И.М. Сеченова, лечебный факультет.
|
Алексей Алексеев: Правильно. Вообще, склероз — это замена какой-либо ткани на плотную соединительную, которая не может работать так, как изначальная ткань. Почему этот термин стали связывать с нарушениями памяти, сказать сложно, но, видимо, здесь виноват атеросклероз — заболевание, которое поражает сосуды везде, в том числе и в головном мозге. Память при этом, конечно, ухудшается. Так что пациенты понимают под склерозом все что угодно — от легкой забывчивости до глубокой старческой деменции, когда человек начинает варить суп из носков и пить по утрам мочу, потому что забыл, как заваривать чай.
Хорошо, будем вместо склероза использовать термин «снижение памяти». Все-таки редко встретишь человека, который бы не жаловался на забывчивость. Отчего люди с годами начинают хуже запоминать?
Потому что очень часто забывчивость — это нормальная реакция организма. Если человек не выспался, забегался на работе, ему дали 15 заданий, он легко может что-то забыть. И это нормально. Такое легкое забывание связано со снижением концентрации внимания. И если 30-летний ответственный топ-менеджер приходит к врачу с жалобами на память, а у него круги под глазами от недосыпа, то ему надо не пить лекарства для памяти или противотревожные препараты, а просто выспаться. И поверьте мне, все проблемы с забывчивостью сразу решатся.
В чем заключается лечебный эффект сна? Дел-то меньше не становится, если много спать, скорее, даже наоборот.
Во время активного познания — например, той же работы — мозг схватывает информацию, но ее cортировка и усвоение происходят в основном во время сна. Так что чем активнее работа, чем больше данных требуется переносить из оперативной памяти в долговременную, тем больше должен спать человек. Обычно все происходит как раз наоборот: больше всего спят те, у кого работа ненапряженная.
Замкнутый круг какой-то…
Да, так и есть. Кстати, постоянное напряжение на работе, которое часто дополняется, скажем, кредитом на квартиру или машину, и само по себе способствует ухудшению памяти.
Почему? Как раньше считалось, все болезни от нервов?
Не совсем. В данном случае человек начинает все забывать из-за эмоциональных нарушений. У него просто нет активной мотивации для запоминания, он все время тревожится, как бы не просрочить очередной платеж или сдать отчет. Тревога — это избыточное активное обдумывание какого-то аспекта, и постоянно беспокоящийся о чем-то человек не может, как Скарлетт О’Хара, сказать: «Я подумаю об этом завтра», а мусолит одно и то же без конца. В офисных центрах редко встретишь человека без тревожных нарушений. Таких людей не надо лечить, им нужно объяснить, что необходимо по-другому посмотреть на свою жизнь. Однако этический кодекс не позволяет врачам так вот прямо и сказать.
Такие эмоциональные нарушения вызывают временные расстройства памяти или последствия остаются на всю жизнь?
Часто такие пациенты принимают не лекарства от депрессии, а препараты с недоказанной эффективностью, которые якобы улучшают работу мозга. Что еще большой вопрос, кстати. Или, вообще, пьют какой-нибудь «Дляпамятин», то есть даже не лекарства, а БАДы. Эти люди живут по принципу «доктор выписал таблеточку, и все стало хорошо». При этом те факторы, которые собственно и вызывают депрессию и тревогу, никуда не денутся и работа мозга улучшаться не будет. Хотя, кстати, многие препараты, направленные на лечение эмоциональных расстройств (тревоги и депрессии), те же бензодиазепины, ухудшают запоминание. Правда, не навсегда, а только на время приема.
Но после того как человек, условно говоря, выплатил кредит и завершил проект, работа мозга вернется на прежний уровень?
Да, вполне. Необратимым нарушением является только массовая смерть нейронов, вызванная какими-либо внешними или возрастными причинами и приводящая к деменции — патологии, которая может развиваться у стариков.
Старческая деменция грозит всем или ее можно предотвратить?
Нормальная старческая деменция большинству людей вообще не грозит: к тому возрасту, когда она должна развиться, их нейроны уже очень сильно повреждены из-за других болезней. Так что обычной возрастной смерти нейронов на этом фоне и не видно. Хорошо, если 10–15 процентов пожилых пациентов получат чистую деменцию. Почти у всех людей в возрасте всегда находятся какие-нибудь нарушения, которые могут влиять на мозг. Как говорится, нет здоровых людей, есть недообследованные больные.
Что это за болезни, которые так сильно повреждают мозг у такого большого числа людей?
Гипертоническая болезнь, дислипидемия — нарушения липидного (жирового) обмена — и, как следствие, повышенный риск развития атеросклеротических изменений, печеночная и почечная недостаточность, сахарный диабет, гипотиреоз, недостаток витамина В12, фолиевой кислоты и многое другое. Огромное количество невылеченных патологий могут ухудшать работу мозга. Также на памяти сказываются черепно-мозговые травмы и травмы при очень резком торможении машины, когда голова резко дергается, при этом скручиваются длинные отростки нейронов и часть нервных клеток гибнет.
Отдача в мозгПомимо недосыпа, хронического стресса и депрессии к снижению памяти могут приводить и другие расстройства. Патологии печени приводят к интоксикации — отравлению — всего организма, в том числе и мозга . Ядовит для нейронов спирт и особенно сивушные масла и примеси, которые содержатся в некачественном алкоголе. Процессы запоминания ухудшаются при гипотиреозе — длительном недостатке гормонов щитовидной железы. Также негативно сказываются на памяти опухоли в мозгу, которые нарушают перемещение жидкостей или сдавливают какие-либо его структуры. Проблемы с запоминанием могут возникнуть после черепно-мозговой травмы, хотя точный механизм повреждения в этом случае неясен. Плохо сказывается на мозге сахарный диабет — из-за расстройства обмена веществ у больных не только ухудшается память, но и снижается критическое отношение к собственным поступкам. Наконец, для мозга опасно поражение сосудов, которое есть у многих взрослых людей, ведущих не очень здоровый образ жизни.Запоминание логически несвязанных словВ течение двух минут ознакомьтесь с приведенными ниже словами. Закройте список. Повторите слова, которые вы запомнили.диван / блюдце / тигр пиджак / абрикос / вертолет рябина / река / палец гроза / теннис / флейтаИнтерпретация результатов: В идеале человек должен воспроизвести все слова сам, в крайнем случае после подсказок типа «предмет мебели», «посуда», «хищное животное» и так далее. Это скрининговый тест, который показывает, что не все в порядке. Для уточнения нужны более сложные тесты. Для примерной оценки глубины проблемы можно использовать такую шкалу:
12–8 слов — высокий уровень запоминания
|
Это в идеальной ситуации. В реальности врач ему, скорее всего, выпишет какие-нибудь ноотропы и отпустит. Считается, что эти препараты улучшают работу мозга, притом что для абсолютного большинства из них не существует надежных исследований, которые бы подтверждали, что они работают. Доказательная база есть для нескольких препаратов, которыми лечат уже серьезные нарушения. Все остальное — это фактически плацебо, которое успокаивает пациента, но не влияет на истинные причины его забывчивости.
Почему же врачи выписывают пациентам такие препараты? Это как минимум неэтично.
У наших врачей, к сожалению, отсутствует тенденция к познанию. Мало кто читает по-английски, еще меньше народа следит за научными статьями, как зарубежными, так и нашими, и уж совсем единицы пытаются всю жизнь учиться и совершенствоваться в профессии. Очень многие разве что из платных статей выносят название какого-нибудь препарата, но ни дозировок, ни правил приема уже не запоминают. С другой стороны, наши пациенты с советских времен привыкли, что доктор им должен. Я всю жизнь пил, курил, убивался на работе, не занимался спортом, у меня теперь вот это, это и еще вот это, но доктор должен дать такую таблетку, которая меня вылечит, а иначе он плохой доктор. Кроме того, на Западе есть страх перед денежными тратами: если ты не будешь соблюдать рекомендации врача — режим приема препаратов, обследования, соблюдение диет, занятия ЛФК и так далее — страховая компания может снять с тебя страховку и не оплачивать лечение. У наших людей этого страха нет, до сих пор коммунизм в голове.
Так что делать человеку, который начал хуже запоминать что-то?
В первую очередь пойти к врачу, причем не просто к терапевту, а желательно к специалисту по проблемам запоминания. Таких врачей, правда, сложно найти, но в Москве, например, есть специальная Лаборатория памяти в клинике нервных болезней Первого МГМУ имени Сеченова. Грамотный врач прежде всего проведет тест, чтобы определить, а есть ли нарушения памяти, и если да, то насколько все серьезно. Затем доктор попытается выяснить причину забывчивости, то есть найти то самое заболевание или заболевания, которые влияют на работу мозга. Скорее всего, такое заболевание найдется. Когда вы его подлечите, начнет лучше работать и память.
Можно сказать, что снижение памяти — это такой звоночек, сигналящий о возможных серьезных проблемах в организме?
Да. Вылечите сердце, почистите печень, и тогда, может быть, вы дорастете до истинной старческой нейродегенерации. Вот тогда пригодятся те самые работающие ноотропы.
Если же вы продолжаете есть на ночь жареную картошку, неумеренно пить и курить…
То не стоит сильно беспокоиться о деменции и болезни Альцгеймера — вряд ли у вас будет шанс дожить до них.
Тем не менее сейчас врачи учатся лечить все больше заболеваний, люди живут намного дольше, чем раньше, и рано или поздно нам все равно придется что-то делать с нарушениями памяти и массовой деменцией. Есть ли у ученых какие-нибудь идеи, как можно радикально справиться с этой бедой?
На эту будущую проблему начали пристально обращать внимание буквально несколько десятилетий назад: как раз потому, что стала возрастать продолжительность жизни. Сейчас очень активно ведутся исследования, есть несколько весьма перспективных направлений, но пока они несут больше вопросов, чем ответов. Через сколько лет будет найдено радикальное лекарство, я не скажу, но то, что когда-нибудь мы сможем стабилизировать процесс умирания нейронов — это точно. А пока сохранность памяти на 100% зависит от самого человека, точнее, от его образа жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий