Все сигналы, поступающие из Вашингтона и Лондона, говорят о том, что военные действия против Сирии сейчас стали весьма вероятными. Разрабатываются планы действий, рассматриваются потенциальные цели ударов, и военные ресурсы перебрасывают на необходимые позиции.
Военно-морские силы США переводят ближе к Сирии несколько кораблей, в том числе четыре эсминца, оснащенных крылатыми ракетами, и, вероятно, подводную лодку, вооруженную ракетами.
Статьи
Британская подводная лодка типа "Трафальгар" также считается потенциальной платформой для ракетного обстрела Сирии.
Если понадобится большая огневая мощь, могут быть использованы два американских авианосца для ударов с воздуха, а также наземные базы в Турции и на Кипре. Французские ВВС также могут принять участие в операции.
Но какого рода военные действия предлагаются? Какие риски они несут? Какое разумное объяснение существует для таких действий? И, что, возможно, самое важное, - как может и может ли вообще военное вмешательство западных стран помочь разрешению сирийского кризиса?
Новый Ирак?
У американских и британских лидеров есть разные варианты военных действий, начиная от краткого, жесткого карательного удара по нескольким целям в Сирии (что наиболее вероятно) до - на другом конце спектра - полномасштабного наземного вторжения, чтобы положить конец гражданской войне в стране.
Последний вариант в настоящее время ни в коем случае не обсуждается, но его "тень" маячит вдалеке.
Те, кто скептически смотрит на возможность военного вмешательства, опасаются, что любая операция может разрастись. Западные войска могут оказаться втянутыми в затяжной конфликт без видимого конца, что, как опасаются многие, было бы столь же опасно, как второй Ирак или Афганистан.
Так каковы же варианты военных действий?
Наиболее подробное изложение этих вариантов в середине июля дал председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси в своем письме сенатору Карлу Левину.
Это самая авторитетная оценка вариантов военных действий с точки зрения Пентагона, которая при этом не является секретной.
Давайте посмотрим на каждый из них, хотя и не обязательно в том порядке, в котором их оценивал генерал Демпси. Нужно иметь в виду, что эти варианты не являются взаимоисключающими - вполне возможны комбинации нескольких сценариев.
1. Ограниченные удары
Некоторые могут называть их карательными ударами.
"Британская и французская авиация могут наносить удары по Сирии, не покидая своих постоянных баз, как они уже делали это во время кризиса в Ливии"
Их целью может быть привлечение внимания Башара Асада и попытка убедить его не применять химическое оружие в будущем. В числе целей могут быть военные объекты, тесно связанные с режимом - например, штабы или казармы элитных подразделений сирийской армии.
Заводы, производящие боеголовки, также могут стать мишенями. В свою очередь, наносить удары по заводам, производящим химическое оружие, нужно будет с осторожностью, поскольку утечка токсичных веществ может привести к значительному ущербу для местных жителей.
Базы противовоздушной обороны и командные центры также могут стать мишенями как демонстрация возможностей Запада, если в будущем придется прибегнуть к военным действиям.
Привлекательность этого варианта в том, что такие операции могут быть организованы быстро и с ограниченными рисками для привлеченных западных сил.
В качестве орудия в этом случае могут быть использованы крылатые ракеты "Томагавк", запущенные с американских эсминцев и, возможно, британских подлодок.
Этот вариант действий может быть усилен использованием авиационного вооружений, но опять же, с большого расстояния от Сирии.
Британская и французская авиация могут наносить удары по Сирии, не покидая своих постоянных баз, как они уже делали это во время кризиса в Ливии, а в случае с Францией – в Мали.
2. Расширение поддержки сирийской оппозиции
Генерал Демпси ставит этот вариант на первое место. Этот план предполагает поддержку оппозиции путем обучения и консультаций, и таким образом для сил Запада будет бескровным.
Этот вариант станет расширением деятельности, которая проводится уже сейчас.
Однако такой подход уже вызывает сомнения в связи с обострением разногласий внутри оппозиции и растущими на Западе опасениями, что самые эффективные повстанческие группировки связаны с "Аль-Каидой".
3. Создание "бесполетных зон"
Цель этого плана – помешать сирийскому правительству использовать военно-воздушные силы для нанесения ударов по повстанцам и препятствовать пополнению запасов на отдаленных базах.
"Очевидно, что создание бесполетных зон на начальном этапе будет сопряжено со значительно большим риском для авиации США и союзников. Также этот план потребует привлечения значительных сил – не только боевых самолетов, но и заправщиков, и самолетной системы дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения (Авакс)"
Скорее всего, это потребует вывода из строя сирийской системы противовоздушной обороны. Кроме того, необходимы силы, которые будут сбивать сирийскую военную технику, поднятую в небо.
Идея создания таких бесполетных зон обсуждалась уже более года и в целом была отвергнута. Сирийская система противовоздушной обороны до начала гражданской войны была обширной и хорошо оснащенной. В основном она оснащена вооружениями советского производства со значительным элементом более современных российских систем.
Однако эффективность этой системы вызывает сомнения. Захват территорий повстанцами приводит к потере контроля правительства над отдельными ключевыми базами. Израильские ВВС также недавно продемонстрировали, что могут беспрепятственно поражать цели внутри Сирии (однако вполне возможно, что некоторые удары были нанесены с помощью ракет класса "земля-воздух").
Очевидно, что создание бесполетных зон на начальном этапе будет сопряжено со значительно большим риском для авиации США и союзников. Также этот план потребует привлечения значительных сил – не только боевых самолетов, но и заправщиков, и самолетной системы дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения (Авакс) и так далее.
4. Создание буферных зон
Этот план подразумевает создание зон безопасности внутри Сирии, возможно, у границ с Турцией и Иорданией, где могут находиться силы повстанцев и куда может доставляться помощь для беженцев.
Опять же, этот вариант уже обсуждался ранее и был отвергнут.
Такие зоны безопасности могут потребовать создания ограниченных бесполетных пространств, и проблема в том, как они будут защищены с земли.
Если, например, сирийское правительство нанесет удары по этим зонам, то что тогда?
Еще одна идея, которая периодически высказывается, предполагает создание зоны, запрещенной для проезда, что существенно ограничит передвижение наземных сил Башара Асада. Но и здесь тоже понадобятся воздушные силы, и этот вариант начинает приобретать очертания полномасштабной войны в Сирии.
5. Контроль над арсеналом химического оружия Сирии
Этот вариант стоял четвертым в списке генерала Демпси. Его цель – предотвратить применение или распространение химического вооружения. Это может быть достигнуто путем уничтожения части сирийских запасов, воспрепятствование их перемещениям или захват ключевых объектов.
Такой план потребует масштабного привлечения американских сил, в том числе наземных, на неопределенный срок.
Что ясно видно из письма генерала Демпси (и последующего текста, который он послал в середине августа другому американскому конгрессмену) – это его абсолютное нежелание в принципе прибегать к любым военным действиям.
Но это было, конечно, до предполагаемой химической атаки в Сирии, которая преступила обозначенную президентом Бараком Обамой "красную линию".
Если все же будет принято решение о применении силы, то самый вероятный сценарий – это описанный нами вариант под номером один – короткий, жесткий карательный удар, призванный послать сигнал сирийскому режиму. Но любое решение о применении силы вызывает следующие вопросы:
- Какого качества доказательства (если они будут) потребуются от инспекторов ООН по химическому оружию для начала военных действий?
- Как быть с легальностью таких действий в рамках международного права, особенно учитывая то , что Россия и Китай выступают категорически против поддержки Совбезом ООН любой идеи военного вмешательства?
- И, вероятно, самый важный вопрос в случае начала военных действий: а что дальше? Приблизят ли эти действия Сирию к миру? Какие новые стратегии или комбинации стратегий могут это сделать? Каким образом динамика сирийского кризиса изменится после удара США и союзников? Могут ли военные действия Запада сделать ситуацию в Сирии значительно, значительно хуже?
Комментариев нет:
Отправить комментарий