суббота, 31 августа 2013 г.

Как изменились школьные учебники с советских времен до наших дней

«Прибыль, полученная фирмой, составила 126000 рублей» 

В преддверии 1 сентября «Афиша» сравнила нынешние школьные учебники по алгебре, истории, английскому и другим предметам с их советскими предшественниками — и выбрала несколько ярких примеров того, что изменилось.
Материалы: Анна Иванова 

Букварь. Кто кем станет?

1 / 9
15098 Здравствуй, школа
«Букварь», 1985
1985: «Вырастет Вера и станет строителем. Слава — трактористом. Светлана — таксистом. Нина — поваром. Виктор, Никита и Тарас — сталеварами. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом».
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько «Букварь»

2000: «Вырастет Слава и станет строителем. Вера — кассиром. Виктор — слесарем. Никита и Тарас — таксистами. Светлана — историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом».
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько «Букварь»


Отечественная история. Коллективизация

1 / 4
15098 Здравствуй, школа
«История СССР», 1962
1962: «Начиная с 1929 года повсюду начался бурный рост колхозов. В ряде краев и областей все бедняки и середняки вступили в колхозы. <…> Кулаки увидели, что трудящееся крестьянство окончательно вступило на социалистический путь. Они повели бешеную борьбу против колхозов. Кулаки портили машины, жгли колхозное имущество, нередко убивали передовых работников, сельских корреспондентов и даже пионеров, не говоря о коммунистах и комсомольцах. Но на все угрозы кулаков колхозники отвечали: «Грозили вы поубивать нас еще в Гражданскую войну, да ничего не получилось. Теперь и подавно не выйдет. Сила на нашей, колхозной, большевистской стороне». В 1929 году колхозы и совхозы дали уже свыше 130 миллионов пудов товарного хлеба — больше, чем давали до этого все кулацкие хозяйства. Далее мириться с существованием класса кулаков не было нужды. <…> В январе 1930 года было принято постановление ликвидировать кулачество как класс на основе сплошной коллективизации. <…> Краевым и областным Советам разрешили отбирать у кулаков имущество и выселять их из районов сплошной коллективизации. Трудящееся крестьянство окончательно и навсегда было освобождено от кабалы кулаков-мироедов».
«История СССР. Учебное пособие для 8-го класса»

2003: «Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальной базой. <…> Остатки личного имущества кулаков разделили между собой их односельчане. Власти не дали точного определения, кого считать кулаками. В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел двух коров, или двух лошадей, или хороший дом. <…> Ликвидация кулаков как класса лишала деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. <…> В холодных, нетопленых вагонах с минимальным количеством домашнего скарба ехали тысячи и тысячи людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных «антисоветчиков» отправляли в концлагеря. <…> Истребление скота, разорение деревни раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов, усиленная неблагоприятными погодными условиями, привели в 1932–1933 годах к страшному голоду».
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков «История России, XX — начало XXI века: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений»


Литература. «Что делать?» Чернышевского


15098 Здравствуй, школа
«Литература. 10-й класс», 2007
1965: «Роман не только правдиво воспроизводил жизнь, но объяснял ее, показывал, что уродует людей, почему люди, не дурные сами по себе, становятся черствыми и злыми, как Марья Алексеевна, или легкомысленными кутилами, как Серж. Роман отвечал на вопрос что делать? Подготавливать революцию, бороться за революционное переустройство жизни — вот что нужно делать всем тем, кто не желает мириться с уродующим человека общественным строем».
А.А.Зерчанинов, Д.Я.Райхин «Русская литература: Учебник для средней школы»

2007: «В своем «учебнике жизни» Н.Г.Чернышевский оживил оторванную от реального времени утопическую картинку, к реализации которой стремились «новые люди». И многие читатели романа «Что делать?» искренне верили, что смогут воплотить черты прекрасного будущего в настоящем. Но утопия — это то, чего быть не может. Роман активно воздействовал на читателей, поскольку в нем была сила социального призыва, была искренность и страсть преданного своей идее человека. Но, к сожалению, не было того реального пути, которым мог бы идти человек».
Т.Ф.Курдюмова и др. «Литература. 10-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений»


География. Население России


1 / 3
15098 Здравствуй, школа
«География. Россия. 8-й класс», 2009
1965: «Естественный прирост населения в СССР большой. Наша страна имеет высокий уровень рождаемости и самый низкий в мире уровень смертности. Население ежегодно увеличивается более чем на 3,5 миллиона человек. <…> Высокий прирост объясняется тем, что в Советском государстве с каждым годом повышается благосостояние населения. В СССР нет эксплуататоров и люди не испытывают угнетения. Нет у нас и безработицы».
К.Ф.Строев «География СССР: Учебник для 7–8-х классов»

2009: «По числу жителей Россия находится на восьмом месте после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и Бангладеш. В ближайшее время ее может опередить также Нигерия, так как начиная с 1992 года население страны постоянно сокращается. <…> Современное сокращение российского населения далеко не первое. В XIX в. в России произошло пять крупных демографических катастроф. В XX в. — четыре. Почему же за столь небольшой период неоднократно и коренным образом изменялись темпы роста населения огромной страны? <…> Три первых периода убыли населения обусловлены гигантскими социально-экономическими потрясениями, которые испытала Россия: Первая мировая война, революция, Гражданская война, коллективизация, репрессии, голод (1933–1934), Великая Отечественная война. Потери только от этих трагических событий оцениваются от 57 до 94 млн человек! А ведь в XX веке были еще русско-японская война, военные конфликты с Японией и Финляндией в 30-е годы, война в Афганистане, военные действия в Чечне».
«География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-й класс»


Алгебра. Уравнение с одной переменной

15098 Здравствуй, школа
«Алгебра. 6-й класс», 1974
1974: «Пионерский отряд собрал 39 кг макулатуры, перевыполнив план на 30%. Сколько килограммов макулатуры должен был собрать отряд по плану?»
«Алгебра. 6-й класс»

2009: «Прибыль, полученная фирмой за первые два квартала текущего года, составила 126000 р., причем прибыль, полученная во втором квартале, была на 10% выше, чем в первом. Какую прибыль получила эта фирма в первом квартале?»
Ю.Н.Макарычев «Алгебра. 7-й класс»


Русский язык. Тире между подлежащим и сказуемым


15098 Здравствуй, школа
С.Г. Бархударов и др. «Русский язык. 7-8-й классы», 1974
1974: «Если сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже (обычно в сочетании с существительным), а связки нет, то между подлежащим и сказуемым ставится тире, например: 1) Москва — столица СССР. 2) Площадь Российской Федерации (sic! — Прим. ред.) — семнадцать миллионов квадратных километров.
Тире ставится и в том случае, когда оба главных члена выражены неопределенной формой глагола, например: Жить — Родине служить, а также когда один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой — именем существительным, например: Наша задача — укреплять Родину.
Когда перед сказуемым стоят указательные частицы «это» или «вот», тире ставится перед частицами, например: 1) Коммунизм — это молодость мира. 2) Хорошо учиться — вот наша задача».
С.Г.Бархударов и др. «Русский язык. Учебное пособие для 7–8-х классов»

2011: «Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке тире ставится в следующих случаях:
1) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, например: 1) Москва — столица нашей Родины. 2) Пятью восемь — сорок. 3) Высота западной вершины Эльбруса — пять тысяч шестьсот сорок два метра;
2) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола, например: Жить — Родине служить;
3) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой — именем существительным, например: Наш долг — защищать Родину.
Когда перед сказуемым стоит указательная частица «это» или «вот», тире ставится перед этой частицей, например: 1) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. 2) Хорошо учиться — вот наша задача».
С.Г.Бархударов и др. «Русский язык. 8-й класс»


Английский язык

1 / 5
15098 Здравствуй, школа
А.П. Старков, Р.Р. Диксон, М.Д. Рыбаков «English 4. Учебное пособие для 4-ого класса средней школы», 1986
1986: «Read the text and describe the woman:
«Look at this picture of a woman. The woman is a worker at a factory. Her name is Olga Ivanovna Orlova. Orlova is in the yard of the factory. Her factory is big. She is a young woman. She is twenty-nine. Orlova is a good worker. She is a Communist».
А.П.Старков, Р.Р.Диксон, М.Д.Рыбаков «English 4. Учебное пособие для 4-го класса средней школы»

 2006: «Прочитайте фразы и опишите женщину, изображенную на рисунке, дополнив текст деталями.
«Look at this picture of a woman. The woman’s name is Olga Ivanovna Orlova. She is 28.»
А.П.Старков, Р.Р.Диксон, М.Д.Рыбаков «English 4. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений»
  

Комментарии

  • 2006: The woman is a freelancer
  • А кстати, неплохие были учебники по английскому у Рыбакова.
  • А Ольга Ивановна-то всё молодеет.
  • На ceгодняшний дeнь трeть pocсиян не доверяют президенту и премьер-министру. И правильно делают. Тoлькo пocмотрите: http://0.mk/nazpoisk - cepвиc, который был сделан министерством. Здесь размещена инфopмaция о kaждом жителе на територии бывшего СССР, любой может найти подробные сведения о другом человеке. А люди даже и не подозревают об этом.
  • если я всё правильно посчитал, то прибыль в первом квартале составила 60 000руб, а во втором соответственно 66 000руб.
    Математика. Скучаю )
  • Orlova has a factory. Her factory is big.
  • Почему-то в учебнике по географии 2009 не упомянули о главных причинах спада населения с 90-х годов - социальных, экономических и даже политических. По-моему такой учебник не добавляет адекватности для мировоззрения ученика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий