среда, 28 августа 2013 г.

10 глубоко советских и притом великих фильмов

Cоветское — значит отличное? 

27 августа Дню российского кино, до 1991 года фигурировавшему в календаре как День советского кино, мы посвящаем список фильмов, которые стоит пересматривать в любое время
+T-
Кадр из фильма «Мать»
Кадр из фильма «Мать»

27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». С тех пор дата вошла в календарь новых праздников как День советского кино. В ранние перестроечные годы на 27 августа назначали всесоюзные премьеры размашистых исторических блокбастеров, вроде «Руси изначальной». В наши дни устраивают бесплатные показы разных, классических или около того, отечественных фильмов.
Но если, как говорится в «Комедии» Ивана Вырыпаева, копнуть поглубже, окажется, что большая часть фильмов, почитаемых нами за классику, — работы скорее антисоветские. И формалист Эйзенштейн, и ориентированный на Голливуд Александров, и лирик Барнет, и поэт некоммуникабельности Хуциев, и религиозный философ Тарковский, и мятежная Шепитько, и саркастичный Климов, и аристократичный шалун Михалков, и нежный меланхолик Соловьев — разве ж это советские люди? Было ли оно, великое советское кино? Было. Вот десятка шедевров — в хронологическом порядке.
1. «Мать» Всеволода Пудовкина (1926)
  • Кадр из фильма «Мать»
  • Кадр из фильма «Мать»
  •  
  •  
Суровая, глубоко пропагандистская, пренебрегающая человечностью версия романа Максима Горького — первая часть революционной трилогии, которую самый советский из советских классиков продолжит «Концом Санкт-Петербурга» и «Потомком Чингис-хана». Но время было такое интересное, что даже Пудовкин не удержался от эстетских игр — и его «Простой случай» загремел 1930 году на полку.
2. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929)
  • Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом»
  • Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом»
  • Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом»
  •  
  •  
  •  
Opus magnum главного документалиста не только шестой части суши, но всего мира. Хотя, если в «Шестой части мира» Вертов стремился охватить гигантское пространство космическим взглядом, в основе этого фильма — всего лишь день из жизни одного города, Одессы. Поэзия и математика сливаются в едином революционном порыве. В 1968-м Годар создаст группу «Дзига-Вертов» — без манифеста «Человек с киноаппаратом», фильма и запечатлевающего, и деконструирующего реальность, он вряд ли пошел бы на такой шаг. В том же 1929 году французский дебютант Жан Виго снимает свой портрет курортного города — фильм «По поводу Ниццы», оператором которого стал Борис Кауфман, брат Дзиги Вертова и оператора «Человека с киноаппаратом» Михаила Кауфмана. История кино полна красивых рифм.
3. «Чапаев» братьев Васильевых (1934)
  • Кадр из фильма «Чапаев»
  • Кадр из фильма «Чапаев»
  • Кадр из фильма «Чапаев»
  •  
  •  
  •  
Высочайшее достижение социалистического реализма, принципы которого («подробное и правдивое изображение реальности, идейность, народность...») узаконил доклад Максима Горького на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей. Братья Васильевы — никакие не братья, а однофамильцы Георгий и Сергей, познакомившиеся во время работы над документальным фильмом «Подвиг во льдах». Их первый игровой фильм «Спящая красавица» не прозвучал, как и вторая картина «Личное дело». В итоге экранизацию почти мемуарной книги уже покойного Фурманова «Чапаев» доверили «второстепенным» режиссерам. Результат превзошел все ожидания: простота, искренность и мастерство (вкупе с грандиозной актерской работой Бориса Бабочкина, балансирующего на грани между реальным человеком и былинным богатырем) оказались бронебойным альянсом. Лозунг «Каждой республике по Чапаеву» вылился в серию биографических фильмов о новых советских героях — от Амангельды в Казахстане и Салавата Юлаева в Башкирии до Максима и Владимира Ленина в России. Иосиф Сталин, проявлявший к кинематографу живой интерес, лично рекомендовал Довженко снять фильм про «украинского Чапаева» Щорса.
4. «Коммунист» Юлия Райзмана (1957)
  • Кадр из фильма «Коммунист»
  • Кадр из фильма «Коммунист»
  • Кадр из фильма «Коммунист»
  •  
  •  
  •  
Жизнеописание Василия Губанова, ударника первой советской стройки, и идеологически, и человечески безупречен. Райзман — один из самых интеллигентных советских мастеров, любую историю мог превратить в урок жизни (так назывался и один из его ранних фильмов). На равных с режиссером к успеху фильма причастен и актер Евгений Урбанский, сыгравший парня с плаката, поверяющего реальную жизнь на прочность.
5. «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957)
  • Кадр из фильма «Летят журавли»
  • Кадр из фильма «Летят журавли»
  • Кадр из фильма «Летят журавли»
  •  
  •  
  •  
В любви этому фильму, получившему в 1958-м золото Каннского кинофестиваля, объяснялся не один зарубежный кинематографист. Всех покорили органика и красота Татьяны Самойловой и операторские аттракционы Сергея Урусевского. Что не отменяет глубоко советской основы — пьесы Виктора Розова «Вечно живые», в которой есть и дидактика, и морализаторство, и прямолинейность. Вот и говорите после этого, что большое кино невозможно без хорошего сценария.
6. «Если ты прав...» Юрия Егорова (1963)
  • Кадр из фильма «Если ты прав...»
  • Кадр из фильма «Если ты прав...»
  • Кадр из фильма «Если ты прав...»
  •  
  •  
  •  
Юрий Егоров, автор популярных картин «Добровольцы» и «Простая история», в больших режиссерах никогда не числился, и его фильм 1963 года знаменит, главным образом, первой и, кажется, последней в доперестроечном кино сценой на колымских лагерях. А ведь на самом деле, кроме того, что это жутко стильный фильм (как и где в 1960-е находили столько оттенков черного и белого, как добивались аристократизма изображения, даже если герои — простолюдины?), он еще и фантастически изобретателен по драматургии — в нем и love story столичной штучки и телефонного монтера, студента-вечерника из сибирской глубинки, и эдакое кино морального беспокойства c по-советски прямолинейными, но убедительными (может, из-за того, что смягчены бытом и юмором) размышлениями на тему «как хорошему человеку жить в обществе с подлецами», и историческое кино — лагерная тема встроена элегантно.
7. «Председатель» Алексея Салтыкова (1964)
  • Кадр из фильма «Председатель»
  • Кадр из фильма «Председатель»
  • Кадр из фильма «Председатель»
  •  
  •  
  •  
Сказ про то, как фронтовик Егор Трубников (в эпическом исполнении Михаила Ульянова) восстанавливал разоренное коллективное хозяйство, не скупясь ни на дело, ни на слово — часто матерное. Никакого, надо сказать, украшательства и лакировки действительности: порой кажется, что весь советский мир — от энкавэдэшных зверей до безразличных односельчан — идет на него войной. Однако никакой критики системы, безусловно, лучшей из систем: все бы сработало, если бы не тухловатый человеческий фактор.
8. «Судьба» Евгения Матвеева (1977)
  • Кадр из фильма «Судьба»
  • Кадр из фильма «Судьба»
  • Кадр из фильма «Судьба»
  •  
  •  
  •  
Без фильмов этого актера и режиссера, ставшего в постсоветские годы одним из главных творческих оппонентов ельцинской власти, список советских шедевров невозможен. «Судьба» о жестком времени Великой Отечественной войны — продолжение «Любви земной», деревенской мелодрамы о незаконной любви председателя колхоза Захара Дерюгина (в этой роли — сам автор) к молодухе Мане Поливановой (ее играет Ольга Остроумова, которую сцена в бане из фильма «А зори здесь тихие» сделала всесоюзным секс-символом). В дилогии Матвеева есть и сермяжный эротизм, и плакатная доходчивость, и бесстыдный мелодраматизм.
9. «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)
  • Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
  • Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
  • Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
  •  
  •  
  •  
Позднесоветская лирика во всем — в ностальгической реконструкции Москвы 1950-х и песне про капель, заводских буднях и грязных ботинках интеллигентного слесаря Гоши. В «Собственном мнении» и «Годе теленка» Меньшов сыграл две сочнейших роли идеального советского человека — никогда не унывающего живчика, простого, но не простака, деловитого, но бескорыстного. Будь те герои режиссерами, они бы сняли именно такое кино.
10. «Железная пята олигархии» Александра Баширова (1999)
  • Кадр из фильма «Железная пята олигархии»
  • Кадр из фильма «Железная пята олигархии»
  • Кадр из фильма «Железная пята олигархии»
  •  
  •  
  •  
Открытый «Иглой» и «Ассой» демонический шут Баширов — последний большой советский режиссер, до мозга костей, пусть и снимает кино ерническое, шутовское. В дебютной «Пяте» (название частично заимствовано у Джека Лондона) его персонаж Николай Петрович собирает народ (по большей части рабочих и проституток) на новую революцию под священной сенью крейсера «Аврора». В следующем, уже документальном фильме лирический герой Баширова отправляется в «Белград, Белград!», чтобы обнять братьев-славян, переживших натовские бомбардировки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий