вторник, 6 августа 2013 г.

6 мифов о жизни Григория Котовского


6 августа 1925 года был застрелен известный советский политический и военный деятель  Григорий Иванович Котовский. Жизнь его изобиловала событиями, народ слагал легенды о своем кумире, и сейчас уже трудно разобраться, что было правдой, а что вымыслом. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми мифами, связанными с именем Котовского.
1. Котовский сам постоянно фальсифицировал свою биографию: то указывал разные года рождения — в основном 1887-й или 1888-й, то утверждал, что происходит из дворян, хотя на самом деле родился в семье мещанина. Он всю жизнь не мог смириться с тем, что его отец  происходил из мещан города Балты. Даже в годы революции Котовский указывал в анкетах свое якобы дворянское происхождение. Хотя это и было весьма опасно. Что касается возраста, то он искусственно себя омолаживал на 6-7лет, вероятно, чтобы скрыть свое криминальное прошлое. Он также выбрал несуществующую национальность — «бессарабец», хотя с Бессарабией был связан только местом рождения. Отец его был обрусевшим поляком, а мать русской.
2. Криминальное прошлое Григория Котовского также овеяно романтическими выдумками. Например, в 1900 году Григорий, как практикант, работал помощником управляющего в имении у помещика Скоповского в Бендерском уезде. Но  через два месяца Котовского выгнали за обольщение жены помещика. Забавно, что некоторые объясняли «отставку» Григория его несогласием «эксплуатировать батраков». Через пару лет Григорий снова попадает в услужение к тому же помещику. На этот раз, чтобы избежать призыва в армию, он своровал 77 рублей, вырученных от продажи свиней, и сбежал. Это факт, а дальше версии разнятся. По одной, помещик нагайкой отхлестал Котовского, а потом бросил в февральские степи. По другой (зафиксированной в документах) -  помещик подал на бежавшего с деньгами Котовского в суд, однако полгода беглеца так и не могли найти.
3. Есть еще одна романтическая история, которая якобы подвигла Григория к бунту. Она о Грише и молодой жене богатого помещика князя Кантокузино, у которого он служил. Князь узнав, что его жена увлеклась молодым практикантом, замахнулся на Гришу плеткой. За это Григорий решил отомстить той среде, в которой вырос, и сжег имение князя. По всей видимости, Котовский сочинил эту историю под впечатление от бульварных романов, популярных в то время. На самом-то деле Григорий работал в это время лесным объездчиком в селе Молешты у помещика Авербуха, а в дальнейшем — рабочим на пивоваренном заводе Раппа. В самом конце 1903 года он снова угодил на два месяца в тюрьму по уголовному делу.
4. Между тем, немалую роль в создании мифов о Котовском сыграла и общественность. Репортеры южных газет,  добавляли к былям небылицы в  описании его грабежей. Помещичьи  жены и  дочки  превратились в  самых  ревностных поставщиц   легенд,  так что Котовский обретал ореол  «красавца-бандита»,  «благородного разбойника». Рассказы множились, даже когда за ним началась полицейская охота.  Под Кишиневом погорела деревня. А через несколько  дней к подъезду дома крупного кишиневского ростовщика  подъехал  в  собственном фаэтоне элегантно одетый, в шубе с бобровым воротником, статный брюнет.
Приехавшего барина приняла в приемной дочь ростовщика. Пока отца не было, Котовский   очаровал   барышню, она прохохотала   полчаса  с  веселым   молодым человеком, пока на пороге не появился папа. Молодой человек представился:
- Котовский.
Начались  истерики,  просьбы,  мольбы  не  убивать.  Но и тут Котовский верен своей театральной натуре. Он  успокоил  дочку, а ростовщику объяснил, что надо помочь погорельцам из соседней деревни и выдать тысячу рублей. Получив деньги, Котовский перед уходом оставил в альбоме барышни запись:
«И дочь и отец произвели очень милое впечатление. Котовский.»
5. В Котовском была страсть к позерству, театральности. К тому же он умел очаровывать людей. Он иногда инкогнито  появлялся  в  городах,   всегда в  роли   богатого, элегантно-одетого  барина. В  одну  из  таких  поездок  в  Кишинев   Котовский,  выдавая  себя  за
херсонского помещика, Котовский подружился с каким-то помещиком так, что  тот повез Котовского на званый  вечер к известному магнату края Семиградову.
 Если верить этому  полуанекдотическому рассказу, то вечер у Семиградова протекал  так: 
среди общего веселья зашел разговор о Котовском.
     - Вот попадись  бы  он  вам - было  бы дело! Задали бы вы ему трепку! – говорит один.
     - Да и я бы угостил этого подлеца, - сказал хозяин Семиградов.
     - А в самом деле, как бы вы поступили? - спрашивает Котовский.
     - У меня, батенька, всегда заряженный браунинг, нарочно для него держу. Раскроил бы голову, вот что!
     - Правильная предосторожность, - говорит Котовский.
И  в  ту  же  ночь,  когда  разъехались гости, на квартиру  Семиградова налетели  котовцы. Они вынесли дорогой персидский ковер, взяли серебряную палку с золотым набалдашником.   А  на  заряженном браунинге,  в  комнате  спавшего  хозяина,  Котовский  оставил  записку: «Не хвались идучи на рать, а хвались идучи с рати».
6. Смерть Григория Котовского также полна загадок, как и его жизнь. Разгадать ее не могут и по сей день. В ночь с 5 на 6 августа 1925 года, в окрестностях Одессы, в военном поселке Чабанка он был застрелен. Официальная версия – его убил его адъютант Майор или Майоров.
Рассказывали, что, догадываясь о «романе» своей жены с Котовским, Майор решил поймать их. Уехав в командировку, Майор внезапно вернулся и застал Котовского в постели со своей женой. Разгневанный муж выхватил пистолет и когда Котовский попытался было выпрыгнуть в окно, последовал смертельный выстрел. Другая версия была выдвинута самим убийцей после того, как его взяли под стражу. По ней выходило, что Котовский сам себя ранил. Якобы Котовскому не понравился один из участников застолья и вспыхнула ссора. Как только Котовский выхватил револьвер, на его руках повис Майор, стремясь предотвратить кровопролитие, и в пылу борьбы Котовский случайно нажал на курок своего револьвера...
Что касается фактов, то их немного. В последний вечер Котовский поехал на встречу с пионерами в соседний лагерь. В десять вечера он вернулся в Чабанку, где отдыхающие устроили застолье — проводы Котовского. Около часу ночи, жена Котовского ушла в свой домик, а через час раздался выстрел. Жена Котовского выбежала из домика и увидела мужа, лежавшего в луже крови. Ольга Петровна, по профессии медсестра, попыталась оказать первую помощь мужу, но тот был мертв. К Ольге Петровне подбежал плачущий и трясущийся Майор Зайдер и признался в том, что он убил Котовского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий