среда, 30 сентября 2015 г.

КУДА ШАГАЕТ АЗЕРБАЙДЖАН?

Куда шагает Азербайджан?


«Широко шагает Азербайджан!» – эта фраза, произнесённая во время своего визита в Баку генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым, стала в своё время таким же популярным мемом, каким стало теперь столь любимое нынешним азербайджанским официозом выражение «аналогу олмаян» (analoqu olmayan – «не имеющий аналогов»). Однако действия вороватого, коррупционного и авторитарного руководства советской республики Азербайджан, под диктатом идеологии и под контролем Москвы, всё же, были направлены навстречу большинству народа. Была построена диверсифицированная экономика, обеспечивавшая полную занятость за счёт гарантированного рынка сбыта; возводилось новое жильё, в котором очередникам бесплатно предоставляли квартиры; жители республики получали бесплатное среднее и высшее образование; в стране было бесплатное здравоохранение, дешёвое санаторно-курортное лечение по профсоюзным путёвкам и т.д.
Прошло двадцать лет с распада СССР. За это время отгремела война – которая закончилась лишь перемирием. В прошлом остались вооружённая грызня за власть и тотальное безденежье середины девяностых. Получив власть на блюдечке от национал-демократов, с октября 1993 года страной правил бывший первый секретарь ЦК КП АзССР (1966 – 1969) и член Политбюро ЦК КПСС (1982), генерал-майор КГБ СССР Гейдар Алиев, которому в 2003 году фактически наследовал сын, нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Нефтедоллары, которые посыпались на страну с начала 2000-х (в 2010 году нефтегазовый сектор составлял 46% ВВП, 82% промышленного производства и 94 % экспорта), обеспечивая стабильность политического режима, позволили достигнуть одного из самых высоких в мире темпов экономического роста – с 2004 по 2011 годы ВВП вырос в три раза. Положительные итоги этого, казалось бы, налицо – строительный бум, покрытые мрамором фонтаны в парках, самые дорогие модели мирового автопрома на улицах Баку, открытие новых и переоборудование старых школ, больниц, спортивных комплексов, домов отдыха, сотни тысяч новых рабочих мест, следствием чего является сокращение уровня безработицы до 6%, и числа людей, живущих за чертой бедности - до 9%.
Грандиозные имиджевые проекты – такие, как установка самого большого в мире флага, открытие новых фешенебельных отелей, замена такси в Баку на лондонские кэбы, строительство моста через бакинскую бухту и самого высокого в мире здания – призваны продемонстрировать богатство и процветание страны. Новый «дубаизированный» имидж Азербайджана должен поражать гостей республики, проведение финала конкурса «Евровидение» становится главной национальной идеей года. Власти даже готовы разрешить гей-парад (при том, что любые не инспирированные властями массовые мероприятия обычно жёстко пресекаются) в это время – лишь бы показать западным обывателям свою «прогрессивность».
Но стоит тому же западному (северному, южному, восточному) туристу остаться пожить в Баку чуть подольше, как благостная картина неизбежно растает. Квартиры в новопостроенных домах недоступны большинству населения, даже на кабальных ипотечных условиях – а качество их оставляет желать много лучшего. Сметы на «стройках века» многократно завышаются, а деньги уходят «своим» подрядчикам. Так, более чем в два раза увеличивалась стоимость постройки мостов в Баку, водопровода Огуз-Габала-Баку, а новую дорогу в аэропорт, гарантию на которую давали на 30 лет, уже через три года пришлось закрывать на ремонт. Из сотен тысяч открытых рабочих мест большинство – временные. Производственная сфера контролируется олигархическими кланами, которые устанавливают монопольные цены на продукцию, и контролируют большую часть импорта – так что цены на многие товары непомерно высоки.
Государственные учреждения насквозь коррумпированы, а периодически проводимые антикоррупционные кампании носят демонстративный характер и затрагивают только самый нижний уровень чиновников, или же являются частью межклановых разборок. Наибольший урон нанесён социальной сфере. Государственная система здравоохранения пока что официально является бесплатной, но ни в одном медучреждении вам не помогут без денег – и это система, так как суммы с каждой взятки идут «наверх». С этим, а также низким уровнем большинства получивших образование после развала Советского Союза врачей, связана популярность лечения в Иране – где оно качественно, дёшево, и проводится по фиксированным ценам.
Схожая система сложилась в области среднего образования: чтобы получить работу учителя, кандидаты вынуждены платить некоторую сумму в виде взятки, которую потом отрабатывают либо поборами с учеников, либо частным репетиторством, в связи с чем занятия в школе проводятся «спустя рукава». Как результат - на централизованных вступительных экзаменах в вузы 60% выпускников набрали менее 200 баллов, 30%– менее 100 баллов (максимальный балл – 700).
Что касается низкого уровня бедности – действительно, средний уровень жизни поднялся за последние десять лет. Но даже при этом официальные 9% бедных - это те, кто живёт на сумму ниже 95 манатов (1 манат приблизительно равен 1 евро) в месяц (официальный прожиточный минимум), в то время как минимальная потребительская корзина оценивается сейчас в 150 манатов.
Всё это «не имеющее аналогов в мире развитие» проходит на фоне укрепления авторитарной власти президента, слабой традиционной оппозиции (национал-демократы) и недопущения новых игроков на политическое пространство, фальсификаций выборов, арестов неугодных журналистов и блоггеров, запрещения митингов, пресечения попыток создания независимых профсоюзов. Чем дальше от столицы – тем сильнее власть местных царьков, возглавляющих исполнительную власть. Так, в Нахичеванской Автономной Республике дошли до регулирования содержания свадебных и поминальных столов, и до запрета собираться больше четырёх человек – а оппозиционеров помещают в психиатрическую лечебницу.
Сейчас Азербайджан активно шагает то навстречу «Евровидению» – не столько конкурсу песни, сколько конкурсу псевдопатриотических амбиций, то навстречу отбору столицы Олимпийских игр и прочим «понтовым» патриотическим мероприятиям, которыми можно тешить самолюбие народа. Но когда закончится нефть, этот народ останется с полуразваленной неконкурентоспособной промышленностью, угробленным здравоохранением и образованием, нерешённым карабахским конфликтом. А большая часть Нефтяного фонда, созданного «для будущих» поколений, ежегодно переводится в бюджет – где бесследно исчезает. Олигархам есть куда уезжать – их капиталы и недвижимость давно выведены за границу. А большинству населения останется следовать среднеазиатскому сценарию и ехать на чужбину бесправными гастарбайтерами, встречая «радушный» приём своих братьев по несчастью, оболваниваемых расистской пропагандой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий