Зачем Богдан отдал Украину
361 год назад — 27 марта 1654 года — царь Алексей Михайлович подписал «Мартовские статьи» и Левобережная Украина перешла под протекторат России. В дальнейшем эти события вызвали обилие толкований — от воссоединения одного народа до создания первого украинского государства.
Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович одобрил договор между гетманом Запорожской Сечи Богданом Хмельницким и Москвой о переходе гетмана и Войска Запорожского «под руку» московского престола. Принятие «Мартовских статей» стало завершением процедуры присоединения Левобережной Украины.
Следует заметить, что присяга армии Хмельницкого московскому царю стала итогом драматических и кровавых событий на Украине в середине XVII века. В этот период большая часть современной Украины (кроме Буковины, Закарпатья и Северного Причерноморья) была под контролем Речи Посполитой — единого польско-литовского государства. Оно возникло вследствие «королевской унии», заключенной в середине XIV века. С 1569 года согласно так называемой «Люблинской унии» государства объединились уже на постоянной основе. В результате этого союза польская аристократия (шляхта) стала главной силой в государстве.
Богдан Хмельницкий
Веротерпимость Великого княжества Литовского (сами литовцы приняли католичество лишь в 1389 году) уходила в прошлое.
Элита стремительно католизировалась, а в 1596 году была заключена Брестская уния — переход ряда западнорусских епископов в католическое вероучение с сохранением православных обрядов. Так появилось униатство (греко-католичество), которое стало еще одним фактором раскола на украинских землях.
Религиозная реформа происходила одновременно с формированием украинской нации. Однако в середине XVII века этот процесс был, мягко говоря, далек от завершения — так, исследователь «порубежья» Московского царства и Речи Посполитой А.И. Папков утверждает, что «в первой половине XVII века православное население Польши именовало себя «русским».
Были у волнений и экономические причины — в первую очередь крепостное право. Теперь крестьяне не могли менять своего феодала в Юрьев день, а землевладелец мог ужесточать поборы со своих холопов. Дополнительным фактором стало то, что непопулярными занятиями — ростовщичество, шинкарство (розничная торговля спиртным), сбор налогов — часто занимались евреи, к которым Польское государство относилось терпимо.
В результате у крестьян было лишь два выхода: или поднимать восстания (в 1620–1630 годы таковых было достаточно много), или уходить в казаки.
Эта социальная военизированная группа существовала ниже Днепровских порогов (в Запорожье) с середины XV века. В казаки уходили наиболее активные молодые люди, жили казаки «набеговой экономикой» — боролись и с крымскими татарами, и с польскими шляхтичами. Чем сильнее становился гнет дворян Речи Посполитой, тем больше людей отправлялись в Сечь. Художественное описание жизни казачества оставил Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».
Таким образом, казацкий фактор играл все большую и большую роль в жизни украинских земель. Непосредственным поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало разорение его хутора Суботова польским магнатом. Хмельницкий отправился в Сечь, в январе 1648 года был избран гетманом (главой запорожских казаков) и поднял восстание. Казаки, несмотря на нерегулярность своих формирований, пользовались большой крестьянской поддержкой и одержали несколько военных побед – при Желтых Водах и Корсуни. Казаки Хмельницкого контролировали к лету 1648 года всю Левобережную Украину и двинулись через Днепр – в Киевщину, Браславщину, Подолье. Тогда же произошли и первые переговоры между гетманом и Москвой. Однако искать в них стремление к воссоединению не стоит — это была часть политического процесса, ведь Богдана Хмельницкого тревожила «возможность включения России в борьбу с восставшими украинцами» (как утверждает А.И. Папков).
Однако Москва в первые годы сохраняла нейтралитет.
Восстание сопровождалось сожжением панских имений, массовым истреблением поляков и евреев. В августе 1649 года был заключен Зборовский мир между польским королем и гетманом Хмельницким. По нему в реестр казаков (то есть получавших такой официальный статус) входило 40 тыс. сабель, Чигирин становился столицей украинской автономии — Гетманщины, все участники восстания амнистировались, а евреи с территории автономии изгонялись. Однако через несколько лет конфликт снова разгорелся – причем полякам удалось принудить Хмельницкого к подписанию невыгодного для него Белоцерковского мира (реестр сокращался, а сам гетман лишался права международных переговоров).
Тем не менее Богдан Хмельницкий решился на то, чтобы обратиться к Москве за протекторатом.
В 1653 году на Земском соборе (ставшем предпоследним в русской истории) решение о принятии Хмельницкого в подданство было поддержано.
В январе 1654 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий, город с населением 31 тыс. человек в составе Киевской области) была собрана Рада и было принято решение о принятии протектората России. Естественно, это не могло не привести к войне Москвы и Варшавы. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года. По нему Россия не только получила Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной. Киев вошел в состав России на два года, но по миру 1686 года Москве удалось его оставить за собой. Для России контроль над Левобережной Украиной позволял снизить опасность набегов на Дикое поле — колонизируемые степи и лесостепи современного востока Украины и Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской и других областей России.
Теперь борьбу против набегов из Крыма можно было вести вместе с казаками, что привело к уменьшению крымской опасности для колонистов.
Но такое грандиозное событие не могло восприниматься только с прагматичных позиций. Уже через 20 лет после Рады настоятель Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель пишет «Синопсис», в котором впервые характеризует Переяславскую раду как «воссоединение». В историографии имперского периода акцентировалось внимание на «объединении разорванного народа», так как считалось, что великороссы, малороссы и белороссы суть ветви одного большого русского народа. Так, в «Кратких очерках русской истории» консервативный историограф Д.И. Иловайский описывал события как «Малороссийский вопрос», стараясь вообще не использовать слова «Украина» и «украинский».
Он говорит о «стремлении к воссоединению Юго-Западной Руси и Северо-Восточной».
Кроме того, события середины XVII века подогревали антипольские настроения. Так, например, националист Михаил Юзефович во второй половине XIX века, когда устанавливался памятник Хмельницкому на Софийской площади в Киеве, предлагал проект, где конь гетмана топчет поляка.
В свою очередь, складывающаяся украинская нация XIX века подчеркивает свою разность с русскими. «Отец украинской историографии» Михаил Грушевский писал в «Истории украинского народа», что «все заставляет сомневаться, что он (Богдан Хмельницкий) думал о создании какой-либо прочной и тесной связи» с Москвой.
Историк противопоставлял «конституционные привычки» украинского населения «самодержавным принципам» Москвы.
Грушевский видел в Хмельницком лидера украинского государства, лишь использовавшего Москву в борьбе с поляками как непосредственными угнетателями (так же, как и крымского хана). Но для западноукраинских интеллектуалов Хмельницкий воспринимался именно как человек, в борьбе за Украину потерявший ее свободу. В полном тексте песни «Ще не вмерла Украина» (ныне ее часть – официальный гимн Украины), которую Павел Вербицкий написал в 1862 году, а в 1863-м она была опубликована в львовском журнале «Мета», в одном из куплетов есть обращение к Хмельницкому:
«Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетман, зачем отдал Украину москалям поганым?»
В советское время была сформулирована идея «братских народов». С помпой было отмечено 300-летие Переяславской рады. Помимо передачи Крымской области из РСФСР Украине, в честь гетмана был переименован областной центр Проскуров в Правобережной Украине. Официальный нарратив говорил: «Воссоединение Украины с Россией отвечало коренным интересам обоих народов, способствовало их дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию, росту производительных сил Украины и России, всестороннему взаимообогащению культур».
В постсоветской украинской историографии Хмельницкого стали рассматривать как одного из отцов государственности. Была сформулирована концепция «украинской национальной революции». В 2003 году, как пишет украинский историк Г. Касьянов, была издана брошюра, авторы которой оценивают Переяславскую раду и личность Хмельницкого. В ней говорилось, что гетман был создателем «президентской республики» на Украине XVII века, утверждается, что у созданного Богданом государства был «бездефицитный бюджет» и т.д. Естественно,
подобные заявления выглядят анахронизмами – попытками создать национальную историю, оперируя современными понятиями.
Впрочем, попытка изобразить Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и других участников этого процесса людьми ХIX–ХХ века, размышляющими в категориях «национальных идей» (в то время еще абсолютно не существовавших), — это болезнь любой национальной историографии – и российской, и украинской.
Источники: Грушевский М.С. История украинского народа. М.: Монолит — Евролинц — Традиция, 2002. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. М.: Московский фонд социальных исследований, 1992. Миллер А. Касьянов Г. Россия — Украина: Как пишется история. Диалоги, лекции, статьи. М.: РГГУ, 2011. Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI — первая половина XVII века. Белгород: Константа, 2004. Страны и народы. Советский Союз. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдавия. М.: Мысль, 1984.
КОМУ ВЕРИТЬ? - ВЕЛИЧАЙШЕМУ ПИСАТЕЛЮ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ
ИЛИ ПОЛУГРАМОТНОМУ ПРОФЕССОРУ РУСОФОБУ ГРУШЕВСКОМУ!?!?
========= ОБ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОГОЛЯ ===========
просто смешно - отщепенец который не умел
даже и говорить по-украински некто Грушевский
родился в 1866 в Царстве Польском Российской империи
(поляк по матери) сначала начал собирать военизированный отряд
(сичевых стрильцов) по борьбе с Россией
проживал в Казани под домашним арестом
в 1907 г. киевский общественный деятель и публицист Б. М. Юзефович
охарактеризовал как "ученого-лгуна"
а потом жил в Москве до 1917 года
в гражданскую войну (Википедия) так говорили о его научных трудах:
"с точки зрения Стороженко, отличаются лютой ненавистью к России,
к самим названиям: «Русь», «русский», культом революции
и необычайной симпатией к иностранному завоеванию России..."
- т.е. это был предатель России - враг который мечтал
о ее захвате поляками или кем угодно!
с 1919 по 1924 - жил в Австрии (где бы ему и следовало бы оставаться)
с 1929 работал как советский академик
но в 1931 г. были репрессированы все его ученики и сотрудники
уцелел только он один и в 1934 году умер в Кисловодске
в 68 лет на хирургическом столе от несложной операции...
вот этот маниакальный русофоб и начал
бочку катить на родственную близость
двух народов - хохлов и русских
уж если русская земля пошла из Киева
в древности - о какой разнице можно говорить?
вот что пишет в Нью-Йорке Андрей Дикий в своей
"Неизвращенной истории Украины-Руси":
"Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый талантливо и успешно продолжал дело Владимира Святого — строительство русского государства.
Еще будучи Новгородским князем, Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, в землю прибалтийской "чуди" и построил к западу от Чудского озера город Юрьев. (Дерпт). Город назван был Юрьевым в честь христианского имени Ярослава Мудрого — Юрий-Георгий. Позже Ярослав построил на берегу Волги город, который назвал по своему княжескому имени Ярославлем. Во время войн с поляками за города Червонной Руси, Галичину, Ярослав заложил в Галицкой Руси над рекой Саном — г. Ярослав.
В 1043 г. Ярослав совершил последний поход на Византию, но этот поход был неудачным. Зато Ярослав с полным успехом закончил борьбу с печенегами. На месте где под самым Киевом было нанесено печенегам решительное поражение, Ярослав Мудрый построил «Золотые ворота» с церковью Благовещения. Еще в годы своей борьбы со Святополком Окаянным, во время временного владения Киевом Ярослав Мудрый заложил в Киеве Кафедральный собор Св. Софии; в последующие годы княжения Ярослава заканчивалось строительство этого храма.
Ярослав Мудрый вызывал мастеров из Византии основывал монастыри, заботился об укреплении православной церкви, способствовал распространению и укреплению христианства на обширных просторах русского государства. Ярослав укрепил Киев сооружением каменных стен вокруг города.
При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы. Иностранный современник — Адам Бременский — называет Киев, «соперником Константинополя и славнейшим украшением православного Востока». Киев поражал своей красотой, видом и культурой не только русских людей, но и приезжих иностранцев. Не много было в XI веке в Европе таких больших, богатых и хорошо украшенных городов, как Киев. Он представлял собой большой культурный город с каменными и деревянными храмами, монастырями, с палатами князей, с теремами и хоромами бояр и зажиточных людей с чудной архитектурой и живописью, со школами, с книгохранилищами рукописных книг, с художественными ремесленными мастерскими и с оживленной внешней и внутренней торговлей. По свидетельству иностранных посетителей Киев имел свыше 100.000 населения, свыше 400 церквей и восемь рынков."
но это же общая наша история Руси!
и кому верить - полуграмотному отщепенцу Грушевскому
который говорит о разности?
или величайшему гению всех времен и народов Гоголю
который говорит что мы народы - кровно-родственные?
в отличие от Грушевского Гоголь и мог говорить и писать по-украински
и родился и жил на Украине - и хорошо знал Украину
вот что Гоголь в 1844 году писал Александре Смирновой:
"Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином."
или:
"Русский и малоросс - это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно"
или
"Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной"
===
.
В 1898 году в Германии была запущена его идея содания "самостийной украинской нации" в рамках автономии на территории Австро-Венгрии. И в основе этого лежала передентификация русских Малоросов и Галицких русинов в так называемых "украинцев". Искусствено был создан и украинский язык на осноае русского, польского, венгерского и нескольких других языков. Так было задумано немцами. читайте в интернете "Кто придумал Украину", "Забытый геноцид русского народа" 1898-1917 г.г. в Галиции и Австро-Венгрии), "Украинизация русских в советский период") и "Генетика доказала единство руссого и украинского народа" (Гарвардский университет, США).
см. ниже карту так была создана УССР, но не государство Украина.
Ну дык ,что так мелко? 144 тыс лет где? Где разгромленная Троя, разрушенный Рим? Где Черное(пардон Русское море) выкопанное могучими украми?
С 600 по 814 годы. На территории современных западной России, Украины, Белоруссии, Польши сформировавшихся государств не было. На этих территориях жили разрозненные племена. На территории Украины – Древляне, Волыняне в Крыму Готы (Эти чёрные подонки уже тогда существовали) На территории России – Мазовшане и Словене.
К 1050 году появилась Киевская Русь. Киев, Чернигов, Псков принадлежали Руси. На территории совр. Западной Украины жили Древляне, на юге Печенеги в Крыму Готы (будь они не ладны). Слов «Украина» и «украинцы» на карте нет.
К 1300 году Русь распалась на отдельные княжества, однако был Великий Князь, который своей властью объединял все разрозненные княжества. На территории совр. Украины находились русские княжества: Галицкое княжество, Киевское княжество, на юге жили Половцы. На территории совр. Белоруссии находились русские княжества: Полоцкое княжество, Турово-Пинское княжество. Украины и украинцев по-прежнему на карте нет.
До 1400 года на территории совр. Украины – русские княжества. Киев и Львов русские города. В Белоруссии Великое княжество Литовское. На юге совр. Украины – Золотая орда, с запада Венгрия. Украины и украинцев по-прежнему на карте нет
К 1500 году появились Московское Великое Княжество и Великое Рязанское Княжество. На территории совр. Украины Великое княжество Литовское в её составе Польское Королевство. На карте появилась Молдавия. На юге совр. Украины – Золотая орда. Украины и украинцев на карте по-прежнему нет.
К 1783 году Россия продвинулась на запад. Киев, Полтава, Харьков, Могилёв, Рига, Витебск принадлежат России, затем были присоединены земли Крымского ханства. На территории Речи Посполитой появилась Украина и южнее Подолия. Украина представляет собой маленькую территорию западнее Киева. Минск так же находится на территории Речи Посполитой. Запорожские казаки находились на территории Крымского Ханства, что очень красочно показывает их природу возникновения.
С1783 года на территории совр. Украины на западной её части располагались Волынь южнее Подолия. Были они в составе Речи Посполитой, ни о какой автономии этих территорий речи не идёт. Киев и Запорожье в составе России. Появилось слово «украина» — это маленикие приграничные территории между Киевом и Запорожьем.
С1772 года к России присоединена Белоруссия, город Гомель. Западная Белоруссия и город Минск принадлежат Речи Посполитой.
В 19 веке Кишинёв, Одесса, Киев, Минск, Варшава принадлежат России. Очень крохотная часть с городом Тернополь перешла к Австро-Венгрии.
К 1918 году на территории Российской империи появилась область под названием Украина, она занимала всю территорию современной Украины.
К 1939 году западная Украина с городом Львов переходит к Польше.
В 1942 году на территории совр. Украины располагается Рейхскомиссариат Украина.
К 1989 году вся территория совр. Украины входит в состав СССР.
С 1991 года Украина самостоятельное государство. Пардон. Самостийное.
Получается, что слову «Украина» всего 200 с ни большим лет. Нужно быть честным перед самим собой и признать, что причина всей шумихи вокруг самостийности Украины ни в этнических корнях двух, как утверждается, братских народов Украинского и Русского, а в историко-территориальных претензиях России к Украине. Есть ли, хоть какие ни будь, основания считать, что Украина владеет занимаемыми ею территориями по праву? Для начала нужно понять, что такое украинский народ, как этнос. Из увиденного на картах понятно, что украинский народ это искусственно созданное образование, химера. На самом деле украинских народов два.
Первый это потомки запорожских казаков. В их жилах течёт татарская, русская и польская кровь. Их правильнее всего было бы называть запорожцами, или если бы им не было обидно хохлами. Второй народ это потомки тех русских, которые на протяжении 400 лет жили под игом поляков, литовцев, австрийцев. Русской крови в их жилах осталось очень мало. Именно они заключили унию с католической церковью, так как по большому счёту они были по образу мысли и жизни больше католиками, чем православными.
Это два молодых, но уже достаточно сильно сформировавшихся народа. Известно, что формирование любого этноса происходит под воздействием среды обитания, то есть природа и климат оказывают решающее воздействие на развитие этноса. Оба народа; запорожцы и униаты, формировались в разных природный и климатических условиях.
Следовательно, они совершенно самостоятельны друг от друга. В истории существуют совершенно чёткие пути появления нового отдельного государства. Первый, это занятие пустых или брошенных земель. Так, например, появилась Болгария и Казанское Ханство. И второй — захват новых территорий. Если запорожцы совместно с русскими войсками захватывали земли Крымского Ханства, то униаты палец о палец не ударили. Досадное историческое недоразумение произошло по причине того, что Россия до сих пор не смогла рассмотреть различия между двумя украинскими народами. В современной Украине власть принадлежит униатам, цинично называющими себя и запорожцев украинцами. Это удобно. Но история, как наука безжалостна. Химера ни способна жить долго.
Униаты стремятся в Европу по двум причинам. Во-первых, Европа это бывшие хозяева униатов, во-вторых, Европейский союз такая же химера, как и современная Украина. Так называемая украинская идея унизительна не только для самих украинцев, но для любого другого народа. Слово «Украина» означает у края, или с краю. То есть украинец это тот, кто крайний. А крайний, как известно виноват всегда и во всём. Именно такое самоунижение униатов и унижение запорожцев приведёт к распаду Украины на три части. Западную – униатскую, южную — запорожскую, и восточную – российскую. В сложившихся современных условиях самим мудрым для России является поступать так, как поступали в своё время русские цари. Необходимо,чётко различая эти два народа, начать поддерживать Запорожское казачество. Поддерживать морально, политически и материально. Это позволит в момент распада Украины ни потерять безвозвратно свои земли. И восстановить историческую справедливость.
Подозреваю, что у неподготовленного читателя уже глаза на лоб полезли: мол как так — ведь даже в школьных учебниках истории есть глава под названием «Воссоединении России и Украины». Выходит, была Украина и украинцы! Недавно в РФ даже торжественно отмечали 350-летие Переяславской рады. Не может же быть все это мифом? Может, ещё как может! И убедиться в этом проще простого. Многие знают, что 8 июня 1648 г. Богдан Хмельницкий в письме выразил горячее желание «отдаться на милость» царю Алексею Михайловичу. Следствием этого обращения стало то, что 8 января 1654 г. был осуществлён акт перехода в русское подданство запорожских казаков (Переяславская Рада), а 27 марта того же года условия договора были зафиксированы в специальном соглашении, известном под странным названием «Мартовские статьи».
Вот в этих документах и следует поискать упоминание Украины или украинцев. Но там слово «украина» встречается лишь один раз, да и то в значении «окраина»: «Царского величества ратные люди всегда на рубеже для украины обереганья есть и вперёд стоять учнут» («Мартовские статьи»). То есть Украина не была субъектом договора с Россией. Договаривающимися сторонами были Запорожское войско и царь. Очень любопытны и последние строки этого соглашения: «Писано на столбцах белоруским письмом без дьячей приписи. Писал Степан, да Тимофей, да Михайло». Выходит, украинский язык казакам Хмельницкого был неизвестен, иначе бы они не стали обращаться к царю на иностранном «белорусском». Белая Русь, если верить многим западноевропейским картам того времени, являлась тем же самым, что и Московия (в дальнейшем топоним Белая Русь сместился на запад и приложился к территории Литвы, а Литвой стали называть Жмудь). То есть обращались казаки к царю на русском языке того времени, который и сами они прекрасно понимали.
Но, собственно говоря, вопрос о принятии в русское подданство казаков решался не в Переяславе на Раде (это была лишь своего рода процедура торжественной ратификации решения о переходе казаков под руку русского царя), а в Москве на Земском соборе 1 октября 1653 г. И в решении Земского собора никакие украинцы не фигурируют, зато неоднократно упоминаются черкасы: «Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви восстали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в ыных учинили у нею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых Божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые Божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых Божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку».
Черкасы — это и есть обозначение казаков, но черкас — не национальность, а региональное прозвище, такое же, как чалдон (сибиряк), волгарь или москвич. Этимология этого прозвища до сих пор не ясна. Самое очевидное предположение, что оно происходит от названия города Черкассы. Существует и более экзотическая, но вполне вероятная гипотеза о том, что черкасы — это древний тюркский народ, ославянившийся в предшествующие века, название которого перешло на казаков, которые, собственно, и ведут свою родословную от черкасов. Но суть в том, что ни о каких украинцах во второй половине XVII столетия еще никто не ведает ни сном, ни духом.
Собственно, украина (украйна) — это не что иное, как польское слово ucraina, то есть окраина (crai — граница, рубеж; ucraina — порубежье). Точно такой же смысл слово «украйна» имело и в русском языке. Поэтому в летописях пограничные города зачастую называют украйными или украинными. Иногда уточняется их географическая локализация, например Даль в своем толковом словаре упоминает украйные сибирские города. «Во сибирской во украйне, /Во даурской стороне» — такими словами начинается известная народная песня.