Запад раздумывает над тем, как остановить — или как вести новую Большую войну ( “Chicago Tribune”, США )
После более чем десяти лет концентрирования усилий на борьбе с исламистскими боевиками западные органы военного планирования снова рассматривают потенциальную войну между крупными державами — и то, как не допустить, чтобы такая война произошла случайно.
Хотя соперничество Холодной войны с Москвой никогда не было забыто, сегодняшние и бывшие западные официальные лица говорят, что аннексия Россией Крыма заставила западные державы отказаться от стратегических допущений и твердо рассматривать как традиционные, так и ядерные боевые действия.
Еще в марте большинство держав НАТО — за исключением таких восточных членов как балтийские государства, давно обеспокоенных действиями Москвы, — исходили из того, что сама Европа не сталкивается с непосредственной военной урозой.
Немногие действительно считают, что Россия нападет на кого-либо из стран-членов НАТО, но в целях сдерживания, как говорят западные официальные лица, они должны подумать и составить планы на случай изменения обстановки.
Угроза союзникам США в Тихом океане со стороны более сильного Китая также привлекло внимание военных умов к вопросу о том, как сдержать там этот риск и обеспечить, чтобы локальный конфликт не разросся в мировую войну.
Во время особой речи о внешней политике в военной академии Вест-Пойнт в прошлом месяце президент Барак Обама говорил в основном о борьбе с терроризмом и выводе войск из Афганистана. Но хотя он сказал, что риск со стороны других стран теперь намного меньше, чем до падения Берлинской стены, он дал ясно понять, что этот риск все еще существует.
«Региональная агрессия, которая остается без обуздания, будь то в южной Украине, в Южно-Китайском море или где-то еще в мире, в конце концов повлияет на наших союзников и может вовлечь наши войска», — сказал он выпускникам академии.
Напряженность в отношениях с Москвой и Пекином усилилась быстрее, чем кто-либо ожидал в администрации в Вашингтоне. Эта напряженность, как ожидается, будет доминировать на встрече между Обамой и российским президентом Владимиром Путиным в Нормандии во время 70-й годовщины высадки союзных войск в Европе на этой неделе.
Между тем на ежегодной стратегической конференции Shangri-La Dialogue в Сингапуре на прошлой неделе проявилась растущая пропасть между Вашингтоном и Пекином по вопросам, касающимся региональных морских споров и кибер-безопасности.
В последние недели, как говорят сегодняшние и бывшие официальные лица, администрация Обамы упорно заверяла союзников и посылала сигналы противникам о том, где находятся красные линии Вашингтона.
Вашингтон, возможно, не готов действовать военным образом в Украине, но нападение на государство-член НАТО, например, на одно из балтийских государств или на такого формального союзника в Азии как Япония, Филиппины или Австралия, бесповоротно втянет его в войну. Эти договорные обязательства не являются чем-то новым, но официальные лица США говорят, что важно дать ясно понять, что к ним относятся крайне серьезно.
Они надеются, что это снизит риск случайной войны, когда государство предпринимает действия, исходя из ошибочного допущения, что другие державы не отреагируют.
«Дело не в том, что руководство России или Китая стремится к войне — и Соединенные Штаты, разумеется, тоже не стремятся», — говорит Кэтлин Хикс, являвшаяся заместитетелем министра обороны США до июля прошлого года и работающая теперь в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. «Настоящее беспокойство вызывает неверный расчет».
Большая война
Сто лет спустя после начала Первой мировой войны в Вашингтоне, Уайтхолле и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе все более популярными становятся книги о том периоде, говорят сегодняшние и бывшие официальные лица, и не только из-за исторического интереса к ним.
Сто лет спустя после начала Первой мировой войны в Вашингтоне, Уайтхолле и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе все более популярными становятся книги о том периоде, говорят сегодняшние и бывшие официальные лица, и не только из-за исторического интереса к ним.
В июне 1914 года убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом привело к действиям и альянсам, которые уже через месяц вызвали войну.
Теперь, говорят эксперты, очаги напряженности могут варьироваться в виде конфликта из-за оспариваемых островов в Южно-Китайском море или этнического конфликта в бывших советских соседях России или в виде ошибочно приписываемой кибер-атаки.
Несмотря на то, что Вашингтон успокаивает союзников, Москва и Пекин заявляют о своем могуществе против Украины и Вьетнама, у которых нет формальных альянсов. Риск заключается в том, говорят эксперты, что они могут стать слишком самонадеянными и неправильно оценить ситуацию.
«Параллели с 1914 годом, конечно, могут быть легко преувеличены», — сказал Николас Гвоздев, профессор по вопросам исследований национальной безопасности в Военно-морском колледже США.
«Но они все же показывают нам, что война может начаться посредством непреднамеренных последствий, и экономически взаимозависимый мир не обязательно помешает этому».
Как и в 1914 году, никто реально не знает, какой будет современная большая война.
В то время как большинство военных стратегов предполагают, что конфликт останется обычным, ядерные державы актуализируют свои планы атомных военных действий, сохраняя списки мишеней для взаимно-гарантированного уничтожения, говорят сегодняшние и бывшие официальные лица. Как говорят некоторые эксперты, кибер-атаки могут быть почти такими же разрушительными, как и последствия для глобальной торговли в беспрецедентно взаимосвязанном мире.
Тем временем некоторые системы, предназначенные для предотвращения конфликта, возможно, начинают ослабевать.
Ослабление связей
Американские официальные лица начали кампанию по установлению официальных и неофициальных линий связи с Пекином, имитируя горячие линии связи и процедуры, имеющиеся с Россией.
Американские официальные лица начали кампанию по установлению официальных и неофициальных линий связи с Пекином, имитируя горячие линии связи и процедуры, имеющиеся с Россией.
Москва и Вашингтон использовали эти системы в последние месяцы, чтобы уведомлять друг друга об испытаниях ракет и разведывательных полетах над территориями друг друга.
Связи с Россией, однако, ослабли в этом году, так как государства-члены НАТО отменили конференции и военные обмены с Москвой, протестуя против аннексии Крыма.
Контакты с Китаем также ухудшились в последний месяц, особенно с тех пор, как Вашингтон предъявил пяти китайским должностным лицам обвинения в кибер-шпионаже — Пекин отрицает эти обвинения.
Чуть было не случившееся столкновение между американскими и китайскими военными кораблями в январе, имитация российской атаки на американский миноносец в Черном море в апреле и периодические конфронтации между бомбардировщиками дальнего действия и другими самолетами демонстрируют риски, предупреждают эксперты.
На прошлой неделе Япония и Китай обвинили друг друга в «опасных» и «чрезмерных» действиях после того, как их военные самолеты сблизились до нескольких десятков метров.
Любым дополнительным вызовом для Запада, как говорят некоторые эксперты, является то, что и Россия и Китай знают, что Вашингтону будет трудно иметь дело с одновременными конфликтами.
Американские войска разбросаны по всему миру, в то время как войска Москвы и Пекина, хотя они и поменьше, почти полностью сконцентрированы в их непосредственных окрестностях. С 2008 года они увеличили военные расходы на 30 и 40%, соответственно, согласно лондонскому Международному институту стратегических исследований.
Целью «разворота» 2012 года к Азии, в рамках которого в частности американские ВМС перемещаются для усиления своего присутствия в Тихом океане, было упрощение кризисного реагирования.
В Европе же, в отличие от этого, у НАТО мало разработанных идей, выходящих за пределы его после-крымской стратегии размещения небольшого количества американских войск и самолетов на передовых позициях в восточных странах-членах, которые, как они опасаются, могут стать следующей мишенью Москвы. До Украины европейские государства считали главным для своих армий редкие интервенции, миротворческие и противоповстанческие действия на Ближнем Востоке и в Африке.
«Мы находимся в новой ситуации», — сказал один высокопоставленный западный чиновник, говоривший на условиях анонимности. «Это означает … воссоздание навыков ведения боевых действий высокого уровня и хорошо продуманной доктрины как для обычного, так и ядерного сдерживания».
Опубликовал Владимир Королюк, 09.06.2014 в 11:22
Комментарии
газ потечет в трубу
и, сидя на диване,
все будут снова
благодарить
свою судьбу!
Войны не будет. Так называемое правительство пиндосов, блефует.В доказательство тому брат КИМ, который, плюют на них свысока, ответив им : "Хотите войну, вы ее получите".! Пиндосы токо затылки чешут, жить хотят ссуки.
А вот бабло , хранимое на западе так называемой российской элитой, прикроют, крепко их держат за яйца...
длительные и напряженные дебаты по поводу что предпринять в отношении
СССР. Первая мысль была: «Вот оно! Дождались!! Бомбить Советский Союз по полной программе!!!» Под радостный гомон политиканов американские вояки сдули четырехлетнюю пыль с плана нападения на СССР «Дропшот»
(английское «drop» – понижение, «shot» – выстрел, пуля. «Опущение при
помощи стрельбы» – версия автора). Почитали – удивились, посчитали –
прослезились. Несмотря на внушительное превосходство США как в ядерных
боеприпасах, так и средствах их доставки, выводы из оценки обстановки
говорили сами за себя:
Советский Союз: «…способен за 20 дней занять всю Западную Европу;
на 60 день выведет из войны Англию с ее передовыми аэродромами, которым в США придавалось решающее значение в нанесении ядерных ударов по территории СССР…»
США: «…советские атомные бомбардировки и коммунистическая партизанская война на территории США значительно подорвут способность и волю Америки к продолжению войны;не смогут защитить собственные города;потребуется не менее двух лет для того, чтобы промышленность и вооруженные силы достигли уровня, позволяющего вернуться в Европу…» (Цитируется по A.Brown «Drop Shot. The United States Plan for War with Soviet Union in 1957», N Y., 1978, технический перевод МИД СССР, 1980г.) С учетом опыта Второй мировой войны американцам не надо было объяснять, что этих двух лет у них просто нет – США будут раздавлены советской военной мощью гораздо раньше.
Как ни неприятны были полученные оценки и выводы, их все же доложили президенту США Дуайту Эйзенхауэру. Тот, как человек военный и вполне подготовленный - генерал армии и бывший Главком НАТО - лично убедился в правильности проведенных расчетов и оценок. Общий вывод не афишировали, но он и так был понятен: В 1953 году Америка проиграет третью мировую войну. «Калибр» не сработал - «последний довод» американского «короля» дал осечку.
Всего через три года англо-франко-еврейские мародеры по предварительному и тайному сговору в Севре попытались отобрать у Египта честно приватизированный им Суэцкий канал. Пока США плели хитрые дипломатические интриги, Хрущев просто отдал приказ готовиться к ядерной бомбардировке Англии и Франции. Узнав об этом англичане и французы вприпрыжку изошли из Египта, по дороге бросая обозы с награбленным, тылы и вооружение. Еврейских расхитителей египетской собственности из Синая выгнали американцы, опасаясь, и вполне обоснованно, что если начнется, то и им достанется не меньше чем евреям. Причин столь жесткой и беспощадной реакции американцев в отношении евреев история сохранила несколько, но лично мне больше нравится следующая: Один из советников президента США Эйзенхауэра заявил: «… если Хрущев всерьез возьмется за Израиль, то последнего еврея он придет добивать в Вашингтон лично». Ultima ratio regis Хрущева за раз нагнул три великие державы – США, Францию и Великобританию ниже плинтуса, показав всем, кто в том мире был Король, а кто «тварь дрожащая». Довод сработал.
ВЫВОД: Человека Королем, а державу Великой делает отнюдь не наличие ядерного чемоданчика и даже не его «размер».....