воскресенье, 22 июня 2014 г.

Прорвали блокаду

В ночь с четверга на пятницу российско-украинская ракета-носитель «Днепр» вывела на околоземную орбиту более 30 спутников из 17 стран. Это означает, что США и новым властям Украины не удалось блокировать сотрудничество России с зарубежными странами в области космоса
В ночь с четверга на пятницу ракета-носитель (РН) «Днепр», запущенная из позиционного района Ясненского соединения российских ракетных войск стратегического назначения (Оренбургская область), успешно вывела в космос 33 спутника 17 стран мира. «Все космические аппараты были успешно выведены на расчетные орбиты» - заявил оператор программы «Днепр» - совместное российско-украинское предприятие «Космотрас».
Нынешний старт «Днепра» стал двадцатым за все время существования этой российско-украинской космической программы. И уникальность его не только в беспрецедентном для российской космонавтики количестве выведенных за один раз на орбиту космических аппаратов (КА). И даже не в том, что «Днепр» запустил в космос первый российский частный спутник. Главное значение этого старта, прежде всего, в том, что он, фактически, прорвал блокаду, в которую США последние несколько месяцев руками западных и украинских политиков пытаются загнать российскую ракетно-космическую отрасль.

Космическая «Газель»

Российско-украинская космическая программа «Днепр» родилась в начале 90-х годов прошлого века на фоне подписания СССР и США договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1, он вступил в силу уже после развала Советского Союза в конце 1994 года). Согласно этому договору, СССР, а затем и Россия обязались, например, вполовину сократить арсенал своего самого грозного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода» (SS-18 Mod 1,2,3 Satan по классификации НАТО). Ракеты эти, сконструированные КБ «Южное» (Украина) и серийное изготавливаемые на украинском заводе «Южмаш», до сих пор считаются самыми лучшими и самыми мощными МБР в мире. И более полусотни «Воевод» по-прежнему продолжают нести службу в РВСН российских вооруженных сил.
Однако, большая часть арсенала советско-российской «Сатаны» по договору СНВ-1 должна была быть уничтожена. Тогда и родилась идея конверсии этих МБР путем их переоборудования в Днепропетровске в легкие ракеты-носители, способные выводить на низкую опорную орбиту полезные грузы весом до 3,7 тонн. Для этого в 1997 году в Москве было организовано в соотношении 50\50 совместное российско-украинское предприятие «Космотрас». С российской стороны в него вошли «Роскосмос», Минобороны и несколько компаний ракетно-космической сферы, с украинской – космическое агентство Украины, КБ «Южное», «Южмаш» и производитель системы управления ракеты – харьковский «Хартрон-Аркос». И с 1999 года с периодичностью примерно раз в год «Днепры» с Байконура (Казахстан) или из Оренбургской области (Россия) доставляют в космос небольшие спутники зарубежного (преимущественно, США и Саудовской Аравии) производства. За 20 запусков «осечка» случилась только один раз – в 2006 году, когда вместе с ракетой, например, разбились 11 американских микро-спутников. Но это особо не повлияло на эту космическую программу. Уже в следующем – 2007 году, состоялось три запуска «Днепра». Технология запусков при этом отработана до мелочей. Российское Минобороны отправляет снятую с боевого дежурства РС-20 (так называется ракета по классификации СНВ-1) в украинский Днепропетровск, там ее «перезаряжают», и отправляют обратно в Россию или Казахстан. Там космические аппараты готовят к пуску, интегрируют их с ракетой и, в конечном счете, запускают в небо. Вот такой небольшой, по мировым меркам, но стабильный бизнес по доставке в космос университетских спутников, экспериментальных КА, микроспутников по изучению спектрального света ярких звезд и т.д. Расходы, с учетом того, что сама ракета-носитель уже, фактически, готова к использованию, минимальны. Зато каждый запуск «Днепра» приносит сторонам, по данным 2010\2011 годов, около 31 млн долларов.
Запас РС-20, пригодных к переделке в РН «Днепр», составляет более 100 изделий. Ниша на рынке для ракеты-носителя есть. Поэтому этот бизнес по «космическому извозу» на конверсионных ракетах мог бы продолжаться очень долго. Но по весне в него вмешалась политика.

Лопнувший пузырь

Весной этого года администрация США, фактически, запретила другим странам запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях. И это сразу поставило под удар программу «Днепр», поскольку основу полезной нагрузки этих РН как раз и составляют европейские (Турция, Польша, Дания, Франция, Италия, Германия, Швеция, Испания) и американские спутники. Плюс Саудовская Аравия и сама Украина. Канада, например, как верный союзник США, заявила, что она сама из-за события на Украине, не будет запускать КА на российских РН. А в начале этой недели масла в огонь подлил новый президент Украины Петр Порошенко. Выступая в понедельник на заседании Совета национальной безопасности и обороны этой страны, она запретил1 любое сотрудничество украинских компаний с Россией в военно-промышленной сфере. А это означает, что ни «Южмаш», ни КБ «Южное», ни «Хартрон-Аркос» не смогут более участвовать в конверсии РС-20 в «Днепры».
Однако, прошла неделя с этого заявления, а официальный Указ о прекращении взаимоотношений между украинскими и российскими «оборонщиками» так и не опубликован. Поэтому КБ «Южное» продолжает осуществлять сервисное обслуживание МБР «Воевода», стоящих на вооружение нашей страны, и получать за это неплохие деньги. Очевидно, что и в подготовке «Днепра» к вчерашнему старту днепропетровские специалисты участвовали по полной программе.
Более того. Старт «Днепра» с 33 спутниками на борту показал несостоятельность американских угроз и по отношению к своим союзникам. Несмотря на запрет на запуск западных КА российскими РН, в составе полезной нагрузки этой ракеты-носителя в космос стартовали два американских спутника связи AprizeSat 9 и 10 (служат для передачи и получения небольших пакетов данных со стационарных и мобильных станций и отслеживания координат судов в морских акваториях), пять пусковых контейнеров QuadPack, разработанных голландской компанией ISIS (в них находятся 21 спутник типа CubeSat производства 8 стран мира, в том числе США и Германии), два канадских спутника BRITE (предназначены для изучения фундаментальных проблем астрофизики), итальянский научный спутник UNISAT-6, два японских спутника и по одному спутнику из Саудовской Аравии, Испании, Казахстана и России. И этот «интернациональный» состав спутниковой группировки, выведенной РН «Днепр» на околоземную орбиту, лучше всяких слов показывает, что, несмотря на давление администрации США, здравомыслящие западные компании не собираются отказываться от запуска своих космически аппаратов российскими ракетами-носителями.

Пошли на обгон

Однако, даже если предположить, что нынешняя украинская власть завтра впрямую запретит днепропетровским КБ «Южное» и «Южмашу» участвовать в конверсии РС-20 в «Днепры», то Россия от этого только выиграет. Во-первых, эта ракета летает 1-2 раза в год. Из 36 запусков, намеченных «Роскосмосом» в этом году, «Днепр» занимает 2. Поэтому у России будет достаточно времени, чтобы осуществить конверсию «Сатаны» в
легкую ракету-носитель собственными силами. По мнению заместителя главы «Роскосмоса» Сергея Пономарева, на решение необходимых для этого организационных и технологических вопросов уйдет всего 2-3 месяца. «Мы уже фактически изучили состав средств, документацию. Наши предприятия - такие же разработчики, и если есть отказ, мы расторгаем контракты с украинской стороной и переводим все работы на российскую кооперацию», - отметил он ИТАР-ТАСС. Наиболее вероятным «преемником» КБ «Южное» с российской стороны называется Государственный ракетный центр имени Макеева. «Предприятие способно стать головным в работах по продлению сроков эксплуатации этих тяжелых ракет. Мы к этому готовы», - подчеркивает зам главы «Роскосмоса». Аналогичного мнения придерживается и руководство российского министерства обороны, поскольку конверсия РС-20 в «Днепры» и поддержание боеспособности самих «Воевод», остающихся на боевом дежурстве – это две стороны одной медали. «Если по какой-либо причине авторское сопровождение этих ракет прекращается, у нас его есть чем заменить. А вот деньги, причем очень приличные, наши партнеры потеряют. Хотя тут действует более сложная схема. «Южмаш» как завод-изготовитель и КБ «Южное» как проектант осуществляют сопровождение «Воеводы» и продление сроков нахождения ракеты на боевом дежурстве по контрактам с российскими предприятиями. То есть министерство обороны РФ платило украинским коллегам, а они – российским предприятиям, которые работали с ними в тесной кооперации. Теперь связи разорваны, а работа российской кооперации оплачивается нами напрямую» - подчеркнул в недавнем интервью заместитель министра обороны Юрий Борисов.
Второе обстоятельство связано с тем, что при всем уважении к создателю РС-20 – дважды Герою Социалистического Труда, легендарному советскому конструктору Владимиру Федоровичу Уткину, эта ракета создавалась в обстановке и по технологиям 70-х годов прошлого века. И просто удивительно, что инженерные решения, заложенные в этой ракете, позволяют ее эффективно использовать на протяжении уже 40 лет. Но в России сейчас «на выходе» уже два новых проекта по легкой ракете-носителю. Первую машину под названием «Союз-2-1в» под полезную нагрузку 3 тонны разработал самарский ракетный центр «ЦСКБ-Прогресс». Ее первый полет состоялся 28 декабря прошлого года, и эта машина понравилась и российским военным, и операторам доставки на орбиту коммерческих грузов. И, фактически, «ЦСКБ-Прогресс» сейчас готов производить ее серийно. В конце июня с космодрома Плесецк должен состояться и первый испытательный пуск легкой версии РН «Ангара», разрабатываемой ГКНПЦ им. Хруничева. При стартовой массе 170 тонн (это на 40 тонн меньше, чем у «Днепра») «Ангара 1.2» сможет выводить на низкую опорную орбиту 3,8 тонн полезной нагрузки – это даже немного больше, чем расчетная полезная нагрузка конверсионной РС-20. Конечно, «хруничевцы», мягко говоря, подзадержались в разработке этой ракеты и ее с трудом можно назвать «новым» проектом. Однако, в любом случае у России сейчас появляется целый класс легких ракет-носителей, что позволяет подобрать оптимальный вариант доставки спутника на орбиту для любого заказчика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий