5 августа 1962 года, она была найдена мертвой в своем доме. С тех пор ее жизнь и смерть, ее роли, романы и диагнозы изучены едва ли не под лупой. Но главная загадка по-прежнему не разгадана: почему именно Мэрилин остается секс-символом номер один, становясь лишь популярнее с годами?
Ее образ примеряют на себя все звезды, претендующие на то, чтобы именоваться секс-символами, – от Мадонны до Леди Гаги. Ее вещи уходят с аукционов за огромные деньги. В нынешнем году фильм «Семь дней и ночей с Мэрилин»* вошел в число финалистов американского «Оскара» и британской BAFTA. А 65-й Каннский фестиваль избрал Мэрилин Монро своим символом – при том, что у простеньких мелодрам и комедий с ее участием никогда не было шансов попасть на самый престижный киносмотр мира. Но дело даже не в этом: найти человека, который не слышал бы про Мэрилин, можно разве только в не тронутых цивилизацией уголках планеты.
При этом множество людей даже не видели ее фильмов, они знакомы лишь с образом Монро. Об образе и идет речь – при том, что от настоящей Мэрилин он весьма далек. Она не была великой актрисой. Испытывала серьезные трудности в сексуальной жизни. Общаться с ней было делом порой крайне тяжелым. Наконец, она и блондинка-то ненастоящая! И тем не менее образ белокурой сексуальной богини, похоже, уже отпечатан в нашем коллективном бессознательном – рядом с героями библейских сказаний и античных мифов. Как возникло это удивительное соседство?
Трагическая судьба
Стоит начать с конца – с трагической гибели Мэрилин. Самоубийство, нелепая случайность или умышленное убийство, организовать которое могли как боссы мафии, так и спецслужбы, якобы стремившиеся скрыть любовную связь Монро с президентом Кеннеди? Точного ответа на этот вопрос нет, что до сих пор служит дополнительным источником интереса – кого оставит равнодушным детективная интрига? Для современников же Монро гибель ее стала шоком. Люди отказывались верить в случившееся, фантастические версии трагедии и еще более фантастические слухи о том, что на самом деле Мэрилин все-таки жива, возникали каждый день. «Отрицание факта смерти – естественная и самая ранняя реакция на утрату, – объясняет юнгианский аналитик Татьяна Ребеко. – Далее в процессе горевания возникают гнев, депрессия и наконец принятие. В случае гибели кумира принятия его смерти не происходит, потому что и сама его жизнь во многом мифологизирована. Поэтому процесс горевания «застревает» на первом этапе – отрицании факта смерти и все большей идеализации умершего».
Как ни цинично это прозвучит, трагическая гибель Монро во многом поспособствовала ее посмертной славе. Однако нужно признать и то, что грустный финал был в каком-то смысле закономерным завершением не слишком радостной жизни актрисы. Психическая болезнь матери и детство в сиротских приютах, три неудачных брака и множество абортов, нервное расстройство и болезненная неуверенность в себе даже на пике славы – такую судьбу трудно назвать счастливой. Но несчастья великих и знаменитых делают их еще популярнее в глазах поклонников. И тем более поклонниц: согласитесь, у женщин красивая, богатая и успешная сердцеедка Монро вызывала как минимум не меньше зависти, чем восхищения. А вот несчастная и страдающая Монро – совсем другое дело. «Зависть всегда провоцирует сильнейший внутренний конфликт, – поясняет Татьяна Ребеко. – Праведный гнев, презрение, злорадство и злословие помогают усмирить зависть. Жалость – самая гуманизированная реакция в этом ряду. И чем более понятны несчастья, обрушившиеся на звезду, тем сильнее мы ее жалеем. Всякий жалеющий «богатую и красивую» получает прекрасную возможность: бессознательно идентифицироваться не только с ее несчастьями, но и с ее успехами, не испытывая при этом разрушительного чувства зависти».
Читайте также: Чем блондинки нас так интригуют
Комментариев нет:
Отправить комментарий