7 лучших веб-сервисов и программ, которые помогут сохранить здоровье
Настоящее и будущее мобильной медицины.
Редакция | 14 августа 2013
Современные мобильные устройства и технологии беспроводной связи открывают широкие возможности в сфере здравоохранения, что дает повод говорить о так называемой «мобильной медицине» или m-Health как о новом перспективном тренде. В самом деле, количество сервисов, программ и изобретений в этой сфере заметно растет.
Компания J’son & Partners Consulting опубликовала отчет по результатам исследования «Рынок мобильной медицины в России и в мире: основные тенденции и прогнозы». Как отмечают аналитики, мировой рынок мобильной медицины переживает этап своего становления. По количеству проектов в сфере мобильной медицины лидируют США; следом идут Южная Африка, Индия, Уганда и Кения.
Как поясняют аналитики J’son & Partners Consulting, направленность проектов в сфере мобильной медицины сильно варьируется: если в развитых странах услуги и сервисы направлены, в первую очередь, на повышение качества жизни и уровня медицинского обслуживания, то в развивающихся - на решение актуальных проблем здравоохранения, таких как борьба со СПИД и повышение доступности медицинских услуг.
В частности, проекты m-Health могут быть направлены на решение таких задач, как расширение доступа к медицинской помощи и информации по вопросам здоровья, возможностей диагностики, мониторинга и своевременного отслеживания заболеваний, доступа к медицинскому образованию и профессиональной подготовке работников здравоохранения.
К примеру, m-Health включает проекты с использованием SMS-рассылок в целях информирования, инициаторами которых могут быть государство или общественные организации, мобильную телемедицину, специализированные приложения для мобильных телефонов с интегированными возможностями для снятия жизненных показателей (уровень сахара, давление и др.).
Как отмечают авторы исследования, большинство проектов мобильного здравоохранения в Европе посвящено мониторингу пациентов с хроническими заболеваниями и помощи пожилым одиноким людям. В развивающихся странах мобильная медицина направлена, в первую очередь, на образование и просвещение, удаленный сбор данных о заболеваниях и пациентах, удаленный мониторинг для борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний, помощь в диагностике и лечении.
В России принята государственная программа развития и модернизации здравоохранения, в рамках которой особое внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли. В срок до 2020 года планируется запустить и популяризировать такие сервисы, как электронная запись на прием к врачу, электронная медицинская карта, электронный рецепт, телемедицинские консультации с использованием систем видеоконференцсвязи, дистанционный мониторинг и скрининг больных с хроническими заболеваниями.
Посмотрим, какие проекты мобильной медицины уже работают в России и в мире и какие удобные решения в этой сфере могут появиться в скором будущем.
«Кнопка жизни»
По статистике, 30% пожилых людей старше 65 лет падают один раз в год или чаще. После падения более половины из них не могут самостоятельно подняться и позвать на помощь. Более 7% падений заканчиваются переломами, около 10% – серьезными травмами головы, внутренних органов, а иногда летальным исходом.
На Западе услуга мобильной медицинской сигнализации успешно работает вот уже около 30 лет. В России подобные проекты появились совсем недавно, но уже завоевали признание. «Кнопка Жизни», которая позиционируется как первая в России система экстренного вызова помощи для пожилых и людей с ограниченными возможностями, спасла уже не одну жизнь.
«Кнопка Жизни» представлена в нескольких вариантах. Первый – для активных людей – представляет собой телефон с большими кнопками и простым меню, с которым легко разберется пожилой человек, оснащенный кнопкой SOS. При нажатии на «тревожную кнопку» вызов автоматически направляется в Центр Помощи, где круглосуточно дежурят врачи и психологи. По координатам телефона можно в любой момент определить местоположение человека и направить помощь.
Второй вариант – для малоподвижных людей: это водонепроницаемый браслет или кулон с кнопкой SOS и встроенным датчиком падения. При нажатии на кнопку SOS или срабатывании датчика падения cигнал моментально направляется в Центр Помощи. Система громкой связи позволяет оператору быстро выяснить, все ли в порядке, и, если необходимо, направить помощь.
Важно, что вся необходимая информация о владельце «Кнопки Жизни» уже содержится в системе. При поступлении тревожного сигнала оператор свяжется с родственниками или соседями, чьи контакты клиент указал заранее, а также сообщит врачу Скорой помощи важную информацию о заболеваниях или аллергии на определенные препараты. В планах основателей проекта – удаленная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний и автоматизация процесса лечения пациента.
К сожалению, позволить себе «Кнопку Жизни» пока может не каждый российский пенсионер. Телефон с тревожной кнопкой обойдется в 2 990 рублей, кулон – в 6 990 рублей, а стоимость абонентского обслуживания в обоих случаях составит 580 рублей в месяц. Тем не менее, проект активно развивается. Партнером проекта является МТС: 15 апреля ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ООО «Кнопка Жизни» подписали меморандум о совместной реализации проекта в федеральном масштабе.
Существуют и бесплатные аналоги «Кнопки Жизни». К примеру, в Санкт-Петербурге вот уже 10 лет работает «Система Забота». В 2013 году программа включена в Социальный кодекс Санкт-Петербурга; было принято решение о включении в программу всех одиноко проживающих граждан Санкт-Петербурга, достигших возраста 80 лет. В рамках городской программы на обслуживании «Системы Забота» находятся 8 000 жителей Санкт-Петербурга.
«НормаСахар»
Еще один успешный российский сервис в сфере мобильной медицины – «НормаСахар»: онпозиционируется как первая в России телемедицинская система. Это автоматизированная онлайн-система наблюдения и лечения больных диабетом на базе приложения для смартфонов. В России этим заболеванием страдают 12 млн человек. Для всех этих людей критически важно следить за уровнем сахара в крови.
В специализированном мобильном приложении сервиса «НормаСахар» пациент должен самостоятельно вести «дневник самонаблюдения»: вносить данные об уровне сахара в крови в определенные часы (врачи рекомендуют делать это 6 раз в сутки), о введенных дозах инсулина, а также о питании и физической нагрузке.
Встроенный калькулятор болюса инсулина учитывает активный инсулин, оставшийся в организме от предыдущих инъекций, физическую нагрузку и другие показатели и работает таким образом, чтобы предотвратить развитие гипогликемических состояний, то есть «не переколоть» и «не недоколоть» инсулин, а четко рассчитать именно ту дозу препарата, которая нужна пациенту в данный момент времени.
Кроме того, пользователь сервиса «НормаСахар» может в любой момент получить консультацию врача. При ухудшении самочувствия пациент может отправить запрос на консультацию, после чего врач получит доступ к его данным и сможет быстро разобраться в ситуации и назначить лечение. Консультации врача доступны круглосуточно, в любой день недели. Весь функционал сервиса, за исключением врачебных консультаций, доступен для всех пользователей бесплатно.
Александр Подгребельный, основатель и руководитель проекта «НормаСахар»
Будущее мобильной медицины, прежде всего, за очень грамотной парой "пациент - врач". Иначе будет басня Крылова "Мартышка и очки". Можно сколь угодно много внедрять высокотехнологичную базу, но люди должны иметь смысл ею пользоваться, иначе все затеи с мобильной медициной обречены на провал. В случае сахарного диабета у больных есть такой смысл: многие из них прекрасно знают, что если не будут компенсировать свой диабет ежедневно, то они просто умрут.
Носимая электроника
Существующие решения, такие как «НормаСахар», не всегда оказываются настолько эффективными, насколько задумывались, по одной простой причине: далеко не все пользователи обладают достаточным уровнем самодисциплины, чтобы регулярно вносить в программу необходимые данные. Поэтому на Западе подобные сервисы часто работают в партнерстве со страховыми компаниями: угроза лишения страховки мотивирует пациентов ответственно относиться к заполнению «дневников самонаблюдения».
И все-таки, эксперты сходятся во мнении, что будущее мобильной медицины – за носимой электроникой со встроенными датчиками, которые позволят следить за здоровьем человека в автоматическом режиме, без дополнительных усилий с его стороны. Технологически это уже возможно, и такие решения уже тестируются в разных странах.
Например, в Израиле состояние больных сердечными заболеваниями отслеживают с помощью кардиологических датчиков: данные с них регулярно передаются в единый центр обработки данных. В случае, если поступившие данные вызывают тревогу, с пациентом оперативно связывается врач.
В будущем крошечные датчики, встроенные в носимые мобильные устройства, смогут фиксировать симптомы простуды или других заболеваний, предупреждая пользователя о необходимости отправиться к доктору и помогая врачам в диагностике и мониторинге заболеваний. К примеру, сегодня ученые работают над созданием системы раннего предупреждения, которая могла бы помочь в борьбе с распространением туберкулеза в Южной Африке.
По прогнозу Juniper Research, к 2014 году объем мирового рынка носимой электроники достигнет 1,5 млрд долларов. По мнению экспертов, рынок будет расти, в первую очередь, именно за счет медицинских устройств и устройств для поддержания физической формы и здоровья.
Кстати, в более отдаленной перспективе понятие носимой электроники может значительно расшириться, например, за счет «умной» одежды, пластырей с датчиками или даже чипов, вживляемых под кожу.
Дмитрий Юрченко, сооснователь и руководитель проекта «Кнопка Жизни»
В ближайшие 5-10 лет я ожидаю появления браслета типа Jawbon и Nike Fuelband, у которого будет функция измерения качества крови, сердечного ритма, психо-эмоционального состояния. Подобный функционал также будет встроен в одежду. Данные с устройств будут поступать в облако медицинских данных, где будут анализироваться интеллектуальной системой.
Смартфон +
Конечно, не все датчики и сенсоры, необходимые для проведения диагностики и удаленного мониторинга состояния пациента, возможно встроить непосредственно в мобильное устройство. Зато уже сегодня существует немало медицинских гаджетов для смартфона, которые превращают обычный мобильник в переносную мини-лабораторию.
Американская компания Alive Cor разработала гаджет для iPhone, который позволяет делать электрокардиограмму. Мобильная ЭКГ может быть использована для мониторинга нарушений сердечного ритма, в том числе после операций на сердце. Устройство уже тестируется американскими врачами.
Фармацевтическая компания Sanofi разработала мобильный глюкометр iBG-Star для iPhone: в устройство вставляется тестовая полоска с каплей крови, и содержание глюкозы определяется по технологии WaveSense. Полученные данные хранятся в мобильном приложении iBG-Star.
EyeNetra – простой способ диагностики остроты зрения с помощью смартфона. Небольшое пластиковое устройство присоединяется к экрану телефона, пациент смотрит через него на экран и, управляя кнопками, выполняет действия в соответствии с инструкцией. Процедура длится несколько минут, после чего мобильное приложение выдает результат.
Компания Withnigs производит мобильный тонометр, который идет в комплекте со специализированным мобильным приложением для iPhone. А насадка на телефон от компанииCellScope позволяет проводить осмотр уха, например, у детей, чтобы вовремя обнаружить признаки инфекции или травмы.
Дальше – больше: Scanadu Scout – комплексный диагностический прибор с различными сенсорами. Все данные, собранные прибором, хранятся в облаке. С помощью мобильного приложения, в основе которого лежат специально разработанные медицинские алгоритмы, пользователь может самостоятельно анализировать медицинские данные и принимать решения, например, о необходимости посещения врача.
«Умные таблетки»
Еще одна любопытная идея – «умные таблетки». Не исключено, что с развитием Интернета вещей или Всеобъемлющего Интернета это изобретение войдет в нашу повседневную жизнь.
В крышку баночки с таблетками встраивается датчик, фиксирующий, сколько раз за день ее открывали. Если таблетку забыли принять в нужное время, уведомление об этом получит сам пациент, его родственники либо лечащий врач. Дальше – больше: когда «умные таблетки» будут заканчиваться, система может автоматически отправить заказ в аптеку. Возможно, таким изобретением заинтересуются не только пациенты, но и фармацевтические компании и аптеки.
Но по-настоящему инновационная разработка – цифровые микротаблетки, уже разрешенные к применению на территории Евросоюза и США. Такая таблетка представляет собой крошечный сенсорный датчик, который после попадания в организм человека передает информацию о состоянии его здоровья на различные цифровые устройства.
Такие «умные таблетки» принимаются пациентом одновременно с назначенным лекарством и могут использоваться для удаленного контроля за своевременным приемом лекарственных средств. Не исключено, что в будущем фармацевтические компании будут включать такие датчики в состав лекарств непосредственно на этапе их производства.
Но что более важно, с помощью цифровых микротаблеток врачи смогут удаленно получать сведения о состоянии здоровья пациента, что позволит специалистам всегда иметь доступ к полной картине болезни и процесса лечения пациента.
Медицинский краудсорсинг
Еще одно любопытное направление в сфере мобильной медицины – «медицинский краудсорсинг». Весной этого года стало известно, что крупнейшие IT-компании, включая Google, Facebook и Amazon, в сотрудничестве с учеными работают над мобильной игрой, которая призвана ускорить поиск новых лекарств от рака. Проект возглавляет британская благотворительная организация Cancer Research UK.
Имея только смартфон и несколько минут свободного времени, каждый «гражданский ученый» сможет внести собственный вклад в исследование важных научных данных, чтобы ускорить поиск новых лекарств для лечения одной из самых страшных болезней нашего времени.
Дело в том, что для этого необходимо проанализировать колоссальные объемы данных, причем человек справится с этой задачей намного лучше, чем самая умная машина, считают ученые. Именно поэтому ученые решили прибегнуть к помощи добровольцев, превратив серьезную задачу анализа научных данных в увлекательную мобильную игру.
ЕМИАС г.Москвы
Сервисы вроде электронной записи на прием к врачу едва ли могут впечатлить так, как удаленная диагностика с помощью датчиков, встроенных в носимую электронику. Между тем,они выполняют не менее важную функцию, помогая каждому гражданину получить своевременную медицинскую помощь. Вспомните, не приходилось ли вам откладывать визит к врачу из-за нехватки времени?
К примеру, москвичи уже не первый год пользуются мобильными приложениями для записи к врачу. Соответствующие приложения были разработаны Департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы для всех основных мобильных платформ. К ЕМИАС – государственной Единой медицинской информационно-аналитической системе Москвы – подключены уже около 560 учреждений здравоохранения.
В марте 2013 года Департамент информационных технологий сообщил о готовности раскрыть API сервиса электронной записи к врачу для сторонних площадок, чтобы расширить выбор возможных каналов записи для пациентов и сократить расходы на более дорогостоящие способы, такие как телефонная горячая линия и инфоматы, на которые сейчас приходится большинство забронированных визитов.
Другое важное направление в рамках программы информатизации здравоохранения –повышение компьютерной грамотности врачей. По словам заместителя руководителя ДИТ Владимира Макарова, в 2013 году навыкам компьютерной грамотности и слепому десятипальцевому методу печати смогут обучиться 10 тысяч московских врачей. Уверенное владение компьютером поможет специалистам быстрее освоить электронные медицинские карты.
Параллельно в ряде учреждений здравоохранения начнется эксперимент по голосовому вводу информации. Первыми преимущества технологии speech-to-text оценят врачи-диагносты, в частности, рентгенологи и специалисты ультразвуковой диагностики. Они смогут наговаривать заключения, которые будут автоматически преобразовываться в текст.
Переход на электронные медицинские карты позволит обеспечить непрерывность процесса оказания медицинской помощи вне зависимости от того, в какое учреждение обращается пациент. Доступ к своей истории болезни можно будет предоставить врачу любого медицинского учреждения, в том числе негосударственного.
Как отмечают аналитики J’son & Partners Consulting, основными барьерами для развития рынка m-Health остаются низкий уровень информатизации российских лечебных учреждений, слабое владение ИТ-культурой среди медперсонала, консервативность врачей и пациентов. Пациенты и врачи не подозревают о решениях мобильной медицины или не могут их найти.
Другим серьезным барьером является стоимость: часто пациенты не готовы платить за высокотехнологичные решения. Со своей стороны, разработчики проектов в сфере мобильной медицины отмечают сложность и дороговизну внедрения высокотехнологичных решений в сфере m-Health.
Дмитрий Юрченко, сооснователь и руководитель проекта «Кнопка Жизни»
Медицина – консервативная индустрия, которая долго и сложно внедряет инновации. Есть большие законодательные и регуляторные барьеры, которые препятствуют внедрению инноваций и делают их очень дорогими.
Тем не менее, растущее количество успешных проектов в сфере m-Health и интерес к этому направлению со стороны государственных органов и бизнеса вселяют оптимизм. По прогнозу Research2Guidance, к 2015 году каждый третий владелец смартфона (почти 500 млн из 1,4 млрд) будет пользоваться мобильными медицинскими приложениями. И в случае с мобильной медициной это не только красивые цифры и большие деньги, но еще и чьи-то спасенные жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий