среда, 5 марта 2014 г.

Как современное искусство ставит людей в неловкое положение

После скандала с Дарьей Жуковой и истории с уборщицей, смахнувшей в ведро инсталляцию, «Воздух» вспомнил другие нелепые ситуации, в которых оказывались люди из-за современного искусства

 

Стухшая акула

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Дэмиэн Херст, 1991
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Дэмиэн Херст, 1991
Фотография: Saatchi Gallery
Пятиметровая тигровая акула, помещенная в аквариум с формальдегидом, была придумана Дэмиеном Херстом в 1991 году и получила название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Сама туша стоила художнику 6 тыс. фунтов, готовое произведение купил за 50 тысяч галерист Чарльз Саатчи. В 2004-м он продал ее американскому инвестбанкиру Стивену А.Коэну, предположительно, за сумму от 8 до 12 млн долларов, а уже в 2006 году акула начала разлагаться. Херст обвинил в этом сотрудников галереи Саатчи, которые, по его мнению, нарушили правила ухода за акулой. В результате сгнившую акулу выкинули и заменили новой, более тщательно заспиртованной, что дало повод для бесконечных споров о том, можно ли ее теперь считать оригинальным произведением, и есть ли вообще в современном искусстве понятие оригинала. 

Растаявшая кровь

«Self». Марк Куинн, 1991
«Self». Марк Куинн, 1991
Фотография: East News / AFP / ImageForum
В 1991 году скульптор Марк Куинн создал автопортрет «Self»: из 4,5 л собственной замороженной крови он воссоздал трехмерное изображение своей головы. Работа постоянно содержалась в морозильной камере, но в 2002 году появились сообщения о том, что «Self» случайно разморозили. По слухам, рабочие, которые расширяли кухню в доме владельца работы Чарльза Саатчи, отключили от питания холодильник, где хранилась работа, и обнаружили свою ошибку, только когда увидели лужу крови на полу. Впрочем, уже в 2003 году Саатчи как ни в чем не бывало выставил «Self» в своей новой лондонской галерее, а Марк Куинн с тех пор успел сделать еще по меньшей мере три автопортрета из крови, один из которых был приобретен британской Национальной портретной галереей.

Уборщики против художников

«La Petite». Полли Морган, 2007
«La Petite». Полли Морган, 2007
Фотография: pollymorgan.co.uk
В середине февраля в отеле Murat в итальянском городе Бари открылась выставка «Показ промежуточного пейзажа», которая включала в себя произведения из картона и бумаги; одна из работ отчасти состояла из рассыпанных по полу крошек печенья. Никто не предупредил об этом уборщицу отеля, поэтому накануне открытия она просто выкинула все бумаги, а крошки смела в совок.
Это далеко не первый случай, когда произведения искусства уничтожались уборщиками и уборщицами. Так, в 2001 году работник лондонской Eyestorm Gallery Эммануэль Асаре принял за гору мусора инсталляцию Дэмиена Херста из переполненных бычками пепельниц, недопитых чашек кофе, пустых бутылок из-под пива и разбросанных по галерее газет. Асаре подумал, что вчера в галерее была вечеринка, и аккуратно сложил все объекты в мусорные пакеты. 
А в 2004 году в ходе выставки «Воссоздание первой публичной демонстрации саморазрушающегося искусства» в Tate Britain уборщик выкинул мешок с мусором, который был частью инсталляции художника Густава Метцера. Узнав о случившемся, художник просто заменил его другим пакетом с мусором. 
Самая печальная история произошла с вдовой Курта Кобейна Кортни Лав, которая потеряла во время переезда свою любимую работу художницы Полли Морган. Сделанный по спецзаказу спичечный коробок с мертвой птицей стоимостью около 8 тысяч фунтов выкинули рабочие, которые паковали вещи для переезда. 

Ненастоящее дерьмо

«Дерьмо художника». Пьеро Мандзони, 1961
«Дерьмо художника». Пьеро Мандзони, 1961
Фотография: Sotheby's
Пьеро Мандзони, один из самых знаменитых художественных провокаторов и член итальянского движения арте повера, в 1961 году запаял 90 одинаковых консервных банок, в которых, по его утверждению, находилось его собственные экскременты. Консервы под названием «Дерьмо художника» он продал по цене золота того же веса; они стали знаковым объектом современного искусства, интерпретаций которого с тех пор появилось множество (самая распространенная — это критика консюмеризма, насмешка над правилами арт-рынка и доверчивостью покупателей современного искусства, которые готовы платить буквально за все, что им предлагает модный художник). В 2007 году одна из банок этой серии была продана на Sotheby’s за 124000 евро. Однако, как рассказал в том же 2007 году соратник Мандзони Агостино Боналуми, в банках находится не дерьмо, а обыкновенный гипс. Пока что ни один из коллекционеров, владеющих консервами, или музеев, в чьих собраниях находятся банки, не заявляли о том, что изучали их содержимое. Видимо, чтобы избежать неловкости, которая до сих пор сопровождает обсуждение «дерьма художника».

Матисс вверх ногами

«Лодка». Анри Матисс, 1953
«Лодка». Анри Матисс, 1953
Фотография: Museum of Modern Art
В 1961 году произведение Анри Матисса «Лодка» 47 дней провисело в зале Музея современного искусства в Нью-Йорке вверх ногами. Ошибку заметила одна из посетительниц, которая сообщила об этом в The New York Times. После публикации статьи картину перевесили, но в прессе и блогах периодически появляются сообщения о том, что «Черный квадрат» Малевича на одной из выставок висел вверх ногами и никто этого не заметил, а также похожие истории о картинах Кандинского и других абстракционистов. Пользуется популярностью апокриф про Кандинского, который однажды обнаружил в своей мастерской совершенно незнакомую, удивительную картину — пока не признал в ней собственную работу, перевернутую вверх ногами. Якобы так Василий Васильевич пришел к абстракции.

Клуни и безвкусица

Фотография: Fotobank / Getty Images
Джордж Клуни однажды нашел на улице громадную и довольно уродливую картину, подписал ее и разыграл своего друга, актера Ричарда Кайнда. Примерно год он рассказывал ему, что ходит на занятия живописью, и в конце концов подарил ему на 40-летие найденную картину, сказав, что учитель по рисованию часто хвалил его, но эта картина — единственная, за которую не стыдно и ему самому тоже. Кайнд был вынужден повесить картину у себя дома, где она провисела в течение двух лет, пока шутка не раскрылась. При этом правду о ней знали все общие друзья, исключая самого Кайнда, которые каждый раз, заходя в гости, нахваливали работу.

Трещина в музее

«Шибболет». Дорис Сальседо, 2007
«Шибболет». Дорис Сальседо, 2007
Фотография: Tate Modern
В галерее Tate Modern в 2007 году открылась выставка колумбийской художницы Дорис Сальседо «Шибболет», на которой был всего один экспонат — огромная трещина во всю длину зала. В трещину, символизирующую разрыв между людьми, в первый же месяц свалилось пятнадцать человек, несмотря на предупреждающие таблички, выставленные сотрудниками музея.

Красивые черепки

Куратор выставки в Royal Academy Трейси Эмин на фоне работ «Кристина», «Пантея», «Зеновия», «Семирамида» и «Гвиневра» Татьяны Эчеверри Фернандес
Куратор выставки в Royal Academy Трейси Эмин на фоне работ «Кристина», «Пантея», «Зеновия», «Семирамида» и «Гвиневра» Татьяны Эчеверри Фернандес
Фотография: Fotobank / Getty Images
Иногда сложно определить границы между художественным актом разрушения и разрушением по неосторожности: когда в 2008 году посетитель выставки художницы Татьяны Эчеверри в лондонской Royal Academy случайно врезался в высокую керамическую скульптуру и та разлетелась на куски, другие посетители уже через несколько минут фотографировали черепки, думая, что это часть экспозиции. 

Картина, которая никуда не влезает

«Светотень». Карл Ларссон, 1887
«Светотень». Карл Ларссон, 1887
Фотография: bukowskis.se
Летом 2012 года грабители ворвались в дом богатого жителя стокгольмского пригорода и, угрожая ножом, отобрали у него три картины, в том числе работу шведского художника Карла Ларссона «Светотень», которая оценивается в $200–700 тыс. Но увезти ее не смогли: картина размером 3x4 метра не влезла в их маленький Ford. В результате работу просто бросили у ворот обворованного дома, а две другие украденные картины полицейские нашли в мусорном баке неподалеку. Пожалуй, это было одно из самых никчемных ограблений в истории арт-рынка. 

Неприятный натурализм

«Мечтатель». Арсений Жиляев, 2013
«Мечтатель». Арсений Жиляев, 2013
Фотография: Государственная Третьяковская галерея
В 2013 году из экспозиции Государственной Третьяковской галереи убрали работу Арсения Жиляева «Мечтатель» — муляж фигуры спящего на полу рабочего: директор Третьяковки Ирина Лебедева ссылалась на жалобы посетителей и смотрительниц, которых пугал лежащий на полу человек, — кому-то якобы даже стало плохо.
Страшно представить, что случилось бы с впечатлительными российскими посетителями, если бы они посетили открытие выставки «World Art Day» в Стокгольме, во время которой художник Макоде Линде решил привлечь внимание общественности к проблеме женского обрезания. Для этого он заказал большой шоколадный торт в форме обнаженного торса чернокожей африканки и просунул собственную загримированную голову в отверстие стола. Посетители должны были отрезать от торта куски, а художник очень правдоподобно рыдал и стонал. Выставку открыла министр культуры Швеции, отрезав под вопли художника кусок торта и скормив его самому Макоде Линде. Видео с записью перформанса вызвало большой резонанс — министра культуры даже заставили извиниться за то, что она и другие гости вернисажа как ни в чем не бывало ели торт в виде человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий