По просьбе «Города» фотограф Денис Синяков, поехавший в Крым, каждый вечер присылает свой дневник корреспондента. В этом выпуске — пустая Балаклава, военная база в Бельбеке и бабушка Ильи Варламова.
Ночевать меня оставили у бабушки Ильи Варламова. Илья часто пишет о ее точке зрения на происходящее, так что мы с ней долго разговаривали в ее квартире в хрущевке. Зинаиде Денисовне 81 год, и она любит повторять, что война украла у нее детство, а демократы — старость. С 1957 года живет в Симферополе и видела разные его периоды: считает, что сейчас далеко не лучший. То, что пришли русские сюда, — это хорошо. В Европе делать нечего: была она на Елисейский Полях, и вообще, 16 стран объездила. Бедный везде бедный, что на Украине, что во Франции: «Будем там горшки за богатыми выносить, в Европе вашей». Зато в Беларуси хорошо: аккуратненько и порядок. Сестра ее там осталась. Пишу подробно, так как это мнение разделяет большинство пожилых людей здесь.
Сторонник объединения с Россией у плаката рекламы кухонь. Он, наравне с ополчением и русскими войсками, дежурит у штаба Военно-морских сил Украины в Севастополе
Зинаида Денисовна встала рано, приготовила обещанные блины и заторопилась в банк — попытаться снять деньги со сберкнижки. Вчера выдавали только по тысяче гривен: собралась большая очередь пенсионеров, а инкассаторы приехали с худеньким мешочком. Старики стали возмущаться: кому за лечение платить, кому то, кому се, а тут всего тысяча в руки. Кассир закрыла лицо руками в отчаянии. Вот Зинаида Денисовна пошла сегодня снова. И я выхожу: поеду в сторону Севастополя.
Импровизированный блокпост на въезде в Севастополь
По дороге выясняется, что на военном аэродроме в Бельбеке начали стрелять в воздух: стрельбу начали русские солдаты, которые накануне выгнали с базы украинских солдат и взяли ее в кольцо.
Украинцы сложили оружие и несут службу без него. Непосредственно на взлетное поле их не пускают русские войска. Брошенные МиГи одиноко стоят вдали. Командиру авиационной базы Юлию Мамчуру ночью в голову пришла мысль пройти торжественным маршем по своей базе, неся знамя полка и знамя Украины. Так и сделали. Когда подошли к российским войскам, последние начали предупредительно стрелять. Кто-то из украинцев крикнул: «Стреляй, сука!»
Безоружные офицеры авиационной базы Бельбек отдыхают после инцидента с российскими войсками
Украинцы шли и распевали песни, но в какой-то момент остановились, их командир ушел на переговоры. Конфликт освещали десятки журналистов: они провели ночь в расположении части. Все происходящее тут похоже на какой-то спектакль: Юлий Мамчур теперь национальный герой. Меня не покидает ощущение срежиссированности действий. Как с той, так и с этой стороны.
Люди, называющие себя ополченцами, на въезде на военную базу Бельбек
Диссонанс в сложившуюся ситуацию вносят только крымские ополченцы. Молодые и не очень люди, странного вида, часть из них — в масках. Они зачем-то приезжают к воинским частям, пытаются наводить свои порядки, кидаются на журналистов. Они появились и на базе Бельбек, начали провоцировать украинских солдат. Есть ощущение, что специально накаляют ситуацию. Блокируют любые попытки снять военных на базах в Севастополе. На мой взгляд, они продукт работы российских политтехнологов и нужны в первую очередь для того, чтобы отвлекать внимание, как бы говоря: «Мы самоорганизованная группа, ополчение рассерженных горожан». По городу организованы даже пункты по набору ополченцев.
Машина бойцов ополчения
По официальной версии, российских войск в Крыму нет, но военная техника, в том числе с номерами из Московского и Северо-Кавказского военных округов, разъезжает по дорогам. Она же стоит у блокированных украинских баз. Горожане искренне верят в фашистов и наркоманов на Майдане, хотя никто из опрошенных мной сам на Майдане не был.
Балаклава сегодня выглядит пустой. Но местные не без оснований опасаются и за будущий туристический сезон
Севастополь живет обычной жизнью. Сегодня дождь и людей немного на улицах. Большинство прогулочных лодок в Балаклаве — на приколе. Туристов не видно, возможно — из-за погоды. Наверняка многих пугают российские десантные корабли в акватории бухты Севастополя. Их видно невооруженным взглядом. Один блокирует крейсер Военно-морских сил Украины, другой — выход из бухты. Основной заработок для прогулочных катеров — катать журналистов к кораблям ВМСУ.
Безоружные офицеры авиационной базы Бельбек