среда, 5 марта 2014 г.

7 легендарных фильмов Пьера Паоло Пазолини

20:38 4 марта 2014
5 марта 1922 года родился выдающийся итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик Пьер Паоло Пазолини.
Знаменитым Пазолини стал ещё до того, как начал снимать фильмы. В возрасте 17 лет он начал писать стихи, а два года спустя они были впервые опубликованы. Поэзией он занимался до самой смерти. После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за гомосексуальные наклонности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом. Одной из главных тем юного уроженца Болоньи была жизнь римских трущоб - его первая новелла "Шпана" (1955) живо рисовала жизнь улиц римских закоулков. Основанная на том же материале новелла "Жестокая жизнь" (1959) послужила основой для дебютного фильма "Аккатоне" (1961), снискавшего высокие оценки критиков.
В 1962 году начинающий режиссёр был арестован и приговорён к условному заключению за участие в съёмках киноальманаха "РоГоПаГ". Причиной послужил эпизод под названием "Овечий сыр", в котором Пазолини предпринял попытку обличения современного общества - внешне христианского, но по сути лицемерного и ханжеского. Несмотря на то, что режиссёр вырос в католической семье, он называл себя атеистом и впоследствии нередко критиковал Римско-Католическую Церковь. По своим политическим взглядам он являлся марксистом и коммунистом, что также находило отражение в его литературных и кинематографических творениях.
В таких фильмах, как "Евангелие от Матфея", "Царь Эдип", "Декамерон", "Кентерберийские рассказы", "Медея" и "Сало, или 120 дней Содома" Пазолини использовал классические литературные произведения, эпатируя публику их оригинальными прочтениями - часто он предлагал зрителям будоражащий коктейль из "Капитала", Библии и человеческой сексуальности в самых неожиданных её проявлениях. Снимая Эти картины, Пазолини пытался противостоять как излишней политизации левых партий, так и нереальности массовой культуры: "В моих фильмах вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало, которое было давно утрачено", - говорил он.
1 марта 1968 года в Риме состоялась так называемая "Битва на Валле Джулия", считающаяся первой крупной акцией "свинцовых семидесятых" - боевики радикальных студенческих организаций пытались оккупировать помещение Архитектурного факультета Римского университета, что привело к жестоким столкновениям с полицией. В результате стычки, инициаторами которой выступили анархисты и неофашисты, были ранены около 150 полицейских и почти 500 студентов. Пазолини заявил, что симпатизирует полиции, так как они "дети бедняков", в то время как студенты были "молодыми представителями буржуазии". Своё отношение к столкновениям он выразил в стихотворении "Компартия - молодёжи!" - одном из самых обсуждаемых стихотворений поэта. Произведение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, и впоследствии стало одной из возможных причин кровавой расправы над режиссёром.
В 1975 года Пазолини задумал снимать "Трилогию смерти", первым фильмом которой должна была стать картина "Сало, или 120 дней Содома". Друзья режиссёра не раз признавались, что в процессе подготовки к съёмкам он получал многочисленные угрозы от неофашистов. 2 ноября тело мастера было обнаружено в луже крови в местечке Остия недалеко от Рима. У режиссёра было переломано 10 рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. Кроме того, по его трупу несколько раз проехала машина. По подозрению в совершении убийства были арестованы три человека, но на данный момент преступление так и остаётся нераскрытым. 11 января 1976 года фильм "Сало, или 120 дней Содома" был показан в Милане, что повлекло за собой ряд громких скандалов, запретов и судебных разбирательств. Это означало только одно - дело Пазолини продолжило жить и после его трагического ухода. Годы спустя одна из самых страшных и откровенных картин в истории кинематографа была признана критиками ярчайшим антифашистским манифестом.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные фильмы убеждённого разрушителя канонов.
"Мама Рома" (Mamma Roma, 1962)
Бывшая проститутка по прозвищу "Мама Рома" (Анна Маньяни) пытается начать новую жизнь. Она торгует овощами, в чём ей помогает её шестнадцатилетний сын Этторе. Казалось бы, всё должно наладится, но вскоре сын узнаёт о тайне матери. Сорвавшись, он совершает кражу и попадает в тюрьму... Картина основана на личных драматических переживаниях режиссёра и воспоминаниях о его первом приезде в Рим. В одном из интервью он рассказывал, что в вечном городе его поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы обитателей окраин, на которых и сосредоточен сюжет.
20:38 4 марта 2014

Фрагмент из фильма "Мама Рома" (1962, на итальянском языке)

"Евангелие от Матфея" (Il Vangelo secondo Matteo, 1964)
Картина, описывающая жизнь Иисуса с марксистско-католической точки зрения, является как одним из самых критикуемых, так и одним из самых известных исторических фильмов. Для экранизации Пазолини выбрал Евангелие от Матфея, потому, что посчитал, что Евангелие от Иоанна слишком мистическое, от Марка - слишком вульгарное, а от Луки - слишком сентиментальное. Неожиданно для режиссёра фильм стал очень популярен в Италии, завоевал две премии Венецианского кинофестиваля, премию Национального совета кинокритиков США и другие престижные награды. "Евангелие от Матфея" также было отмечено Большим призом экуменистического жюри, действующего от имени Ватикана.
20:38 4 марта 2014

Фрагмент из фильма "Евангелие от Матфея" (1964, на итальянском языке)

"Теорема" (Teorema, 1968)
В фильме, который допустимо интерпретировать в качестве марксистской притчи и религиозной аллегории, Пазолини проиллюстрировал свой излюбленный тезис о тождестве христианского вероучения, революционно-антибуржуазной проповеди и сексуального влечения. Сюжет картины незатейлив - в богатом миланском доме появляется безымянный гость с небесно-голубыми глазами (Теренс Стэмп), постепенно совращающий всех его обитателей - служанку, сына, дочь, мать и даже самого отца. Название фильма оправдывает геометрическая точность его построения. Многие сцены повторяются дважды; строгой симметрии подчинена и сама вилла. "В общих чертах, я превратил Теренса Стэмпа в метафизического небожителя. В нём можно видеть дьявола, а можно — сочетание бога с дьяволом. Важно то, что он представляет нечто столь же неподдельное, сколь и неодолимое", - говорил Пазолини. Процесс по обвинению "Теоремы" в непристойности закончился оправдательным вердиктом. Судья обосновал своё решение следующим образом: "Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным".
20:38 4 марта 2014

Трейлер фильма "Теорема" (1968, на английском языке)

"Медея" (Medea, 1969)
Вольное изложение цикла древнегреческих мифов об аргонавтах и их плавании за золотым руном, в котором царство Медеи (оперная дива Мария Каллас) показано как обиталище безропотных жертв, занятых в кровавом культе. Аргонавты же предстают в качестве вызывающей отвращение банды насильников. Историю мести Медеи Пазолини изобразил с различных точек зрения, дав зрителям массу поводов для размышления - в том числе и о пороках буржуазного общества.
20:38 4 марта 2014

Трейлер оцифрованной версии фильма "Медея" (1969, на английском языке)

"Декамерон" (Il Decameron, 1971)
Первая часть так называемой "Трилогии жизни", в которую также входят "Кентерберийские рассказы" (1972) и "Цветок тысячи и одной ночи" (1974), состоит из семи новелл, поставленных по мотивам бессмертного произведения Джованни Боккаччо. Единственным связующим звеном является сам режиссёр в образе художника Джотто, странствующего по дорогам Италии эпохи Ренессанса в поисках гармонии и истины. "Декамерон" Пазолини - это гимн гуманизма, воспевание человека, тонкая и всесторонняя характеристика человеческой жизни - от уморительно смешной комедии до пронзительной трагедии.
20:38 4 марта 2014

Трейлер фильма "Декамерон" (1971, на английском языке)

"Кентерберийские рассказы" (Racconti di Canterbury, 1972)
В основу сюжета картины положены восемь из 24 новелл романа Джеффри Чосера. Многие из них, были существенно дополнены социальной сатиры в духе Пазолини. Многие сюжеты фильма изобилуют фривольными моментами и грубоватым юмором, а также заимствованиями из Боккаччо. В 1972 году фильм был удостоен "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля.
20:38 4 марта 2014

Трейлер фильма "Кентерберийские рассказы" (1972, на английском языке)

"Сало, или 120 дней Содома" (Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975)
Древнее изречение гласит: "Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит". Непосредственное отношение оно имеет и к самому скандальному фильму Пазолини, поставленному по мотивам "120 дней Содома" Маркиза де Сада. Режиссёр снимал свой антифашистский манифест именно для тех, кто "видит и слышит" - лишним людям в пространстве этого беспощадного кино делать решительно нечего. Действие картины разворачивается в Республике Сало на севере Италии, куда отправляются недобитые фашистские лидеры: президент, судья, герцог и епископ. Они женятся на дочерях друг друга, после чего приказывают солдатам похитить несколько десятков молодых людей, из которых отбирают 9 девушек и 9 юношей. На изолированной вилле они посвящают пленников в правила игры, построенной на всевозможных унижениях, издевательствах и сексуальных извращениях. Картина была запрещена в Италии на протяжении почти трёх лет - 15 февраля 1978 года Кассационный суд дал распоряжение на восстановление ранее изъятых эпизодов, мотивируя это тем, что фильм "является произведением искусства", однако " последний крик" мастера до сих пор запрещён в ряде стран мира.
20:38 4 марта 2014

Трейлер фильма "Сало, или 120 дней Содома" (1975, на английском языке)

Комментариев нет:

Отправить комментарий