20:15 4 августа 2013
8186
Версия для печати
5 августа исполняется 169 лет Илье Ефимовичу Репину (1844-1930), русскому живописцу, мастеру портрета и бытовых сцен.
Илья Ефимович родился в селе Чугуеве, где и выучился на иконописца. В девятнадцать лет, получив деньги за роспись церкви в родном селе, он перебирается в Петербург. В северной столице Репин поступает в рисовальную школу Общества поощрения художников и знакомится с портретистом Крамским, надолго ставшим его учителем.
Репин блестяще окончил Петербургскую Академию художеств, быстро получил признание, но до конца жизни был скромным, бережливым и очень трудолюбивым человеком. Когда у него стала отсыхать правая рука, он научился писать картины левой, чтобы ни на минуту не прерывать работу. Когда по старости лет не смог держать палитру, то научился привязывать ее к шее и работать таким образом.
Репин блестяще писал не только картины, но и прозу. Но, пожалуй, лучшие воспоминания о Репине написаны не им самим, а Корнеем Чуковским в его произведении "Илья Репин":
"Помню, как-то зимою в Куоккале, у него в саду, разговаривая с ним, я увидел, что у меня под ногами на белом снегу какая-то из репинских собак оставила узкую, но глубокую желтую лужу. Сам не замечая, что делаю, я стал носком сапога сгребать окружающий снег, чтобы засыпать неприятное пятно… И вдруг Репин застонал страдальчески:
— Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном… А вы…
И посмотрел на меня так укоризненно, словно я у него на глазах разрушал высокое произведение искусства".
Мало кто знает, что лучшие картины Репина окружены мистической славой.
"Вечерка" выбрала пять самых загадочных и странных работ великого мастера.
1. Иван Грозный и сын его Иван.
Автор: wikipedia.org
Картину "Иван Грозный и сын его Иван" сопровождает дурная слава. Приобретая полотно, меценат Третьяков сделал оговорку, что оно никогда не будет выставляться. Однако запрет Третьякова удалось снять и результат незамедлил сказаться.
Полотно производило негативное впечатление на зрителей. Они рыдали, впадали в ступор, валились на землю. Наконец, в один ужасный день молодой иконописец Абрам Балашов бросился на картину с ножом и изрезал холст. Вандала связали и доставили в психбольницу, но это не спасло хранителя галереи. Увидев случившееся, он впал в безумие, выбежал из галереи и бросился под поезд.
Полотно удалось реставрировать, но странные совпадения продолжились. После написания картины у художника Репина отсохла правая рука, а натурщиков, позировавших для картины, постигла страшная участь. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном. Трагедия постигла и натурщика, с которого художник писал образ убитого царевича. Писатель Всеволод Гаршин, позировавший для картины, сошел с ума и погиб в мучениях, выбросившись в лестничный пролет.
С течением времени дурные свойства картины исчезли. Сегодня "Иван Грозный и сын его Иван" является самой любимой картиной для фотожаберов. Достаточно вспомнить известную пародию "Иван Грозный лечит своего сына помидоркой".
2. Портрет Мусоргского.
Автор: "Вечерняя Москва"
"Портрет Мусоргского" - один из самых известных портретов Репина. Художник изобразил композитора незадолго до смерти.
Мистическую особенность работ Репина подметили еще при жизни художника. Вот что пишет по этому поводу Корней Чуковский: "В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского — Писемский умер.
И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался...
Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и... едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили.
Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и... едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили.
Сатириконцы говорили, смеясь:
— Спасибо, Илье Ефимовичу!"
3. Бурлаки на Волге.
Автор: "Вечерняя Москва"
"Бурлаки на Волге" - всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве".
Для того чтобы стесненный в средствах Репин мог написать полотно - скинулись его коллеги-художники. На собранные двести рублей Репин смог уехать на Волгу и спокойно работать. Готовая картина была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца.
"Нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь, - пишет Репин. - Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины".
Кстати, по слухам здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу.
4. Торжественное заседание Государственного совета.
Автор: "Вечерняя Москва"
Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину Правительством. И, судя по всему, опрометчиво. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Художнику удалось разместить на огромном холсте 60 фигур, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей и не оказав предпочтения никому, даже председательствующему императору Николаю II.
Однако рок, сопровождающий картины художника, не отступил. Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами. К счастью, погибли не все.
В осуществлении работы принимали участие ученики Репина: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов.
Чиновники, написанные учениками, спаслись от страшной участи.
5. Портрет писательницы Наталии Борисовны Нордман-Северовой
Автор: "Вечерняя Москва"
Наталья Борисовна, вторая жена Репина, была скандальной дамой, общественницей, беллетристкой и сторонницей раскрепощения прислуги. Всюду в доме Наталья Борисовна развесила объявления, которые призывали гостей заниматься самообслуживанием, вроде: „Не ждите прислуги, ее нет“, „Все делайте сами“, „Дверь заперта“.
Гости должны были сами находить еду и разливать себе суп. Не умеющего сладить с этой сложной обязанностью штрафовали. Для этого на столе всегда стояла коробочка для денег. Вскоре после того как муж написал этот портрет, г-жа Нордман скончалась.
Впрочем, как отмечал друг Репина Корней Чуковский, смерть жены, возможно, спасла нам Репина. Помимо прочих недостатков, Наталья Борисовна была страстной вегетарианкой, питалась сеном, бифштексами из клюквы и заставляла мужа делать то же самое.
"Наталья Борисовна даже не пыталась отделить свое имя от Репина, и он оказался замешанным во все ее кулинарные и прочие новшества. Я слышал своими ушами в Крыму, в санатории, как, получив известие, что Репин скончался, одна вдова профессора, старуха, сказала другой:
— Тот самый, что сено ел.
Услышав эту чудовищную характеристику Репина, я, конечно, не мог не подумать, что в подобной его репутации виновата, в сущности, Наталья Борисовна. Вся желтая пресса — «Петербургская газета», «Петербургский листок» и «Биржевка» — включала ее чудачества в число своих излюбленных сенсаций, главным образом потому, что могла пристегнуть к ним его знаменитое имя".
Как отмечает Чуковский, после смерти супруги Репин перестал быть вегетарианцем и помянул Наталью Борисовну бифштексом из мяса.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Комментариев нет:
Отправить комментарий