Письмо из Калифорнии: Настя Черникова — о мечтателях, самоубийцах и героях Долины
The New American Dream
В воскресенье я проснулась от взрыва хлопушек. «Парад будет безумным», — сообщил хост, махнув рукой на телевизор, где повторяли речь Барака Обамы: «Закон о легализации однополых браков по всей Америке — наша победа, которая сделала общество чуть более совершенным». «Сделать мир лучшим местом» — девиз предпринимателей Кремниевой долины лежит жирными мазками на тротуарах Сан-Франциско, застыл на прилавке каждого магазина и в цветах, небрежно лежащих в волосах женщины с кольцом в носу (кольцо доказывает, что она gay). Мужчина в кожаных трусах молча размахивает радужным флагом, но всё его тело вопит: «Посмотри на меня, теперь я свободный».
В центре Сан-Франциско яркое солнце, запах хот-догов с беконом и люди без комплексов. Я пробираюсь мимо радужных флагов, тел, задеваю рукой что-то мягкое и понимаю, что это член. «I’m sorry», — улыбается голый и разукрашенный красно-жёлтой краской парень. Главный городской праздник — гей-парад, время фривольных зрелищ и отвязных вечеринок. Колонны трансвеститов, феминисток, борцов против СПИДа, рака, суицида несут транспаранты, на них переливаются логотипы технологических компаний.
Волонтёры Airbnb наклеивают желающим татуировки с радужным логотипом, голубой флаг Coursera ведёт за собой фанатов, надкусанное яблоко Apple облагорожено разноцветной каёмкой. Со времён Харви Милка, первого открытого гея, избранного на государственный пост и позже застреленного, парад стал символом равенства и свободы.
В 60-х в Калифорнию стекались хиппи и музыканты, геи и наркоманы — они тоже искали свободу — сексуальную, творческую, политическую, разную. Бизнесмены тогда были частью истеблишмента, официальной американской мечты. Но двадцать лет спустя произошла рокировка. Предприниматели начали бороться за влияние, право быть независимым, за выбор, как жить и работать. Интроверты-программисты сломали систему труда в офисах, а инвесторы в них поверили. Стартапы — это новые рок-группы со своими фанатами.
Новая версия американской мечты звучит так: заработаем миллиард, когда сделаем мир лучшим местом.
Ти Чанг
Какой смысл создавать компанию, если в ней нет и намёка на перекраивание реальности? Строители новой экономики любят задавать себе этот вопрос. «Сделать женщин счастливыми — мой способ изменить мир к лучшему, — говорит Ти Чанг, основательница компании хай-тек-вибраторов Crave. — «Когда люди говорят о секс-игрушках, на ум приходят отвратительные вещи — неуклюжие фаллоимитаторы, пенисы и так далее. Мы меняем это представление».
У Чанг татуировка во всё правое предплечье, длинные волосы и большие карие глаза, похожие на кошачьи. Она родилась на консервативном Тайване, выросла в религиозном штате Джорджия. В начале нулевых Чанг работала в Бостоне.
Однажды она зашла в секс-шоп и вместо резиновых членов увидела возможности: тот, кто создаст приятный для женщин дизайн секс-игрушек в жизнь, сорвёт куш. Так родилась компания Inсoqnito, производитель функциональных украшений и одновременно секс-игрушек. Чанг переехала в Китай, чтобы наладить производство, а потом стала ездить на трейд-шоу и промоутировать свою продукцию.
По дороге на одно из таких мероприятий она столкнулась с Майклом Тополовацем, основателем Crave. Они стояли в очереди, ожидая такси, и Тополовац увидел бейдж Чанг. Он уже слышал о продуктах Incoqnito и в это время как раз искал дизайнера-женщину себе в команду. Он предложил Чанг купить её компанию и войти в совет директоров Crave, где они вместе смогут реализовать её планы.
Офис Crave находится на Folsom Street, где — совпадение — ежегодно проходит БДСМ-фестиваль. В двухэтажном пространстве за тёмной дверью без вывески — само производство. Вибраторы собирают вручную, отправляют в машину с надписью F***ing Hot, потом — на многоуровневое тестирование. Сначала продукт тестируют с помощью пластмассовой куклы, стоящей в углу комнаты. Дальше группа из пяти человек — экспертов и дизайнеров — составляет своё мнение. Чанг говорит про лонглист женщин под сто человек, которые ждут, когда им пришлют вибратор на пробу.
Первые деньги Crave собрала через краудфандинг на Tilt.com (на других таких сайтах секс-игрушки запрещены) на тонкий вибратор-ожерелье Vesper. Компания получила $275 420 — в шесть раз больше, чем планировала. Следующие $2,3 млн она привлекла от полусотни бизнес-ангелов. По словам Чанг, такое количество помогает расширять сеть контактов и сарафанное радио, за счёт которого развивается Crave. Я прочувствовала, как это работает, когда один знакомый инвестор стал нахваливать вибратор. Говорил, что наслушался восторженных женщин и сам захотел сменить пол, лишь бы попробовать девайс.
О компании написали Wired и Gizmodo. Cosmo заявил, что Vesper стирает стигму — теперь девушка носит стильный вибратор на шее и как бы говорит: «Я мастурбирую и горжусь этим». Благодаря интересу со стороны медиа и поддержке инвесторов Crave за три года вышла на операционную прибыль.
«Америка далеко не такая открытая, какой кажется со стороны», — говорит Чанг, поглаживая пушистого той-кокапу (помесь кокер-спаниеля и пуделя). В Алабаме вибраторы до сих пор называют массажёрами, даже упоминать их неприлично.
То, что Crave меняет мир, разрабатывая вибраторы, скорее шутка, но предприниматели, подобные Чанг, меняют установки в патриархальных обществах, куда так медленно проникает прогресс. В ОАЭ, Ираке и других исламских странах пока запрещено продавать секс-игрушки, радикалы могут убить женщину, если обнаружат у неё вибратор.
Почему Чанг строит бизнес из Калифорнии? Это место заряжено энергетикой людей, настроенных действовать. В долине ценят причастность к процессу создания чего-то нового и важного. Люди отказываются от высокой зарплаты, чтобы рискнуть. Калифорния — самый либеральный штат, отвечающий принципам Crave: «Сексуальное удовольствие, близость и удовлетворение — ключевые потребности человека».
Женщины
«Самый незащищённый человек в Америке — мужчина. Если он не гей, — говорит Мустафа, водитель Uber, получивший убежище в Сан-Франциско во время Афганской войны. — Мир на дне, мы на дне, натуралы в меньшинстве». Мустафа расстроен, и дело не в том, что он нытик-консерватор. Находясь в Калифорнии, я каждый день слышу истории, как ущемляются права мужчин.
Популярный некогда Livejournal-юзер oligarch, в жизни Егор Лавров, пять лет назад презентовал на конференции TechCrunch Disrupt свой стартап — геолокационную сеть Friends Around. Компания закрылась летом 2013 года, вскоре после того, как Лавров попал под арест по делу о домашнем насилии. Это статья, которой в Америке русские жёны часто награждают своих мужей в процессе развода и деления имущества.
Судебные иски по обвинению в сексизме или дискриминации выходят со стола судьи, как футболки со станка Uniqlo. «Сексизм в технологических компаниях» — с этим явлением, описанным многими учёными и «Википедией», борются женщины Кремниевой долины.
Эллен По требовала компенсацию $16 млн от своего работодателя — Kleiner Perkins Caufield & Byers — одного из крупнейших венчурных фондов. Её не продвинули по карьерной лестнице, и, как считает По, виной тому сексизм. Денег она не получила, однако стала символом борьбы за права женщин в IT, многие последовали её примеру. Бывший программист Twitter Тина Ханг подала на микроблог в суд на тех же основаниях, что и По, — более высокую позицию получил мужчина, и это сексизм. Чиа Гонг работала на Facebook три года и страдала от жесточайшей дискриминации: сначала её заставляли устраивать вечеринки и носить коктейли мужчинам, а потом и вовсе уволили за то, что она «женщина с Тайваня».
Марк Цукерберг, Стив Джобс, Билл Гейтс и другие ролевые модели в долине — мужчины. Женщины устраивают женские конференции, где обсуждают свою уязвимость и лидерские амбиции. Гиганты вроде Facebook и Google ежегодно публикуют цифры по diversity (разнообразие) — важнейшей составляющей ДНК Калифорнии, да и всей Америки. В 2014 году женщины составляли 17% от общего числа сотрудников Google, выходцы из Латинской Америки — только 2% и афроамериканцы — 1%. В Facebook похожая ситуация.
Перефразируя Оруэлла, когда свободны все, одни более свободны, чем другие.
Бездомные
IT-корпорации заняли южную часть залива и ураганом несутся в Сан-Франциско. В 2012 году местные власти предложили Twitter налоговые льготы, если он переедет в неблагоприятный район города. Предполагается, что за ним поедут другие и облик района изменится: улицы, облюбованные бомжами, заменят инженеры в майках и шлёпанцах. Власти сделали предложение, от которого невозможно отказаться, — налог для предпринимателя в Калифорнии достигает 40%. Вслед за Twitter действительно пришли другие технологические компании — Spotify, Uber, Instacart. И хотя большая часть сделок всё равно проходит по золотой дороге Sand Hill, где расположены крупнейшие венчурные фонды, дух долины, как туман, обволакивает весь Сан-Франциско.
Марк Цукерберг купил дом в некогда богемном районе Мишн, чем подал пример своим эпигонам. Теперь там открываются хакер-хостелы, где ввосьмером в одной комнате селятся молодые и амбициозные новаторы.
Один из них — 25-летний бородатый парень из Индианы, бросил институт, чтобы запустить стартап. Вскоре он разочаровался в идее и стал наёмным сотрудником, параллельно держащим онлайн-магазин светящихся в темноте предметов Glowyshit.com. Он мечтает собрать сообщество людей, которым небезразличен светящийся shit.
Владелец хакер-хостела Mission 20 Джеред Кенна, бывший морской пехотинец, заработал миллионы на буме биткоинов. Он начал сдавать своё жильё два года назад, и это самый устойчивый бизнес из всех, что у него был, — спрос на жильё в Сан-Франциско огромен, рента постоянно растёт.
Это заставляет людей выезжать из города, а арендодателей — выселять жильцов, которые не готовы платить больше. По данным отчёта Rent Board’s Annual Eviction, в 2014 году зафиксировано 2 120 случаев выселения — рост 54% за последние 5 лет. Количество бездомных в Сан-Франциско увеличилось на 20% за последние 2 года.
Айтишников от всех остальных отделяет жирная линия принципов и взглядов, их не волнуют бездомные. В Мишн закрываются латинские рестораны (латиноамериканцы — первые жители Сан-Франциско), их места занимают фэнси-бары и коворкинги для людей с ноутбуками. Уровень зарплаты латиноамериканцев опустился до нового минимума — $19 000 в год при средней стоимости аренды квартиры в $2 000 месяц и средней зарплате программиста Facebook в $150 000 в год. Венчурные инвесторы и сотрудники компаний говорят, что так работает свободный рынок — в конкуренции побеждает сильнейший.
Противоречия выливаются в битвы. Два года назад активисты — «за доступное жильё» — забросали камнями автобус Google, приезжающий за сотрудниками. Жители Сан-Франциско считают, что IT-людям нет до них дела, они мечтают улучшить мир, но не замечают, что творят у себя под носом.
IT-среда и правда замкнута в себе, жители долины проводят время друг с другом, чаще всего устраивая вечеринки в собственных домах.
Редкое место, куда можно попасть без приглашения, — гостиница Rosewood Sand Hill, где по четвергам проходят шумные вечеринки. Первую в 2009 году организовала Эми Андерсон, владелец сервиса знакомств Linx Dating. С тех пор принято считать, что красивые женщины приходят на них в поисках перспективных мужчин.
У гостиницы выстраиваются Lamborgini, Porshe и даже авто DeLorean из фильма «Назад в будущее». Внутри много одиночек, они слоняются взад-вперёд с коктейлями в руках. Чтобы не чувствовать себя ничтожно, я взяла с собой приятеля. Мы выходим покурить и тут же завязываем разговор с боливийцем, египтянином и итальянцем. Двое из них работают в IT, а третий инвестирует. После small talk итальянец спрашивает, что я думаю о мистере Путине. Мой приятель тут же пихает его рукой в бок и удаляется, а новая знакомая ловко переводит тему — в Калифорнии принято смеяться, а не обсуждать политику.
«Кремниевая долина — экосистема человеческого и венчурного капитала, рисков и образовательной инфраструктуры, — говорит Дэвид Фридман, президент WealthX, которая подсчитывает богатства предпринимателей. — Все эти вещи создают восхитительный коктейль процветания».
The Blue Bottle Cafe
Очередь в кафе, расположенное в финансовом центре Сан-Франциско Mint Plaza, загибается спиралью на десятки метров. Кофе здесь вдвое дороже, чем в соседнем Starbucks, и менее вкусный, чем в маленьких несетевых кафе, но синяя бутылочка на картонном стакане действует магически — посетители верят, что она привлекает успех. The Blue Bottle Cafe родом из Окленда стало первой кофейней, воплотившей ценности Кремниевой долины.
В начале июля компания закрыла раунд в $70 млн. Среди инвесторов — основатель Instagram Кевин Систром, Google Ventures и True Ventures, основатель Medium и Twitter Эван Уилльямс, лидер U2 Боно и другие. По словам владельца Джеймса Фримана, в его кафе людей влечёт дух предпринимательства.
Основатель Twitter Джек Дорси часто заходил сюда и общался с бариста Джерадом Моррисом. Моррис решил сделать свой стартап и ушёл из Blue Bottle, чтобы открыть собственную кофейню Sightglass. Дорси стал его инвестором.
Я спрашиваю парня, который любезно отстоял за меня очередь в The Blue Bottle, почему люди готовы полчаса ждать чашку кофе. Ответ: в этом месте витает магия людей, которые теперь правят миром и тянут за собой других; часть их энергии можно принять вместе с кофе. В долине свои суеверия.
Я спрашиваю знакомого бизнес-ангела: почему инвесторы, вкладывающие в технологии, внезапно инвестировали в кофейню?
— Это традиционный бизнес, но он берёт венчурные деньги, значит, относится к экономике долины, значит, его можно назвать стартапом, значит, можно вложить деньги,
— Может, здесь просто слишком много денег?
— Это всё FoMO (fear of missing out), каждый инвестор боится упустить нового единорога (unicorn — миллиардная компания в долине) и потерять влияние.
Аутсайдеры
В 2004 году съёмочная группа фильма «The Bridge» потратила 10 000 часов плёнки, чтобы заснять 23 падения с моста Золотые Ворота (по два самоубийства в месяц). Этот мост — одна из главных достопримечательностей и символ Сан-Франциско. Десять человек посменно снимали мост днём и ночью, используя камеры с широким углом. Потом режиссёр записал 120 часов интервью с родственниками погибших. Они говорили о перманентной депрессии, поиске себя и о том, что самоубийца чувствовал себя аутсайдером. Единственный выживший во время полёта понял, что не хочет умирать.
Психолог Глен Мориатти одним из первых догадался: что-то идёт не так. Креативная энергия, большие амбиции и ожидания не могут не обернуться неврозами. Мориатти запустил стартап, чтобы помочь предпринимателям, которые страдают от депрессии, — 7 Сups of Tea. Он получал по 1000 звонков в неделю — компаний, которые помогают справляться с такими проблемами, в долине почти нет. Солнечная Калифорния пронизана успехом, Голливудом, шоу-бизнесом и отчаянными надеждами стать следующим Стивом Джобсом. Здесь редко говорят о неудачах и депрессии.
Риск провала обсуждают, лишь когда случается что-то действительно ужасное. Так было в мае, когда застрелился основатель Cambrian Genomics Остин Хайнц, печатавший на 3D-принтере модели ДНК. Хайнц давно страдал от проблем с психикой и даже написал об этом книгу (под псевдонимом). Его одолевали паника, горе и смятение, он писал про аресты, издевательства в психиатрических центрах и свою боязнь копов. Когда мир рушится, медиа добавляют накала. На одной из конференций Хайнц говорил о компании Sweet Peach, где он владел долей в 10%, которая работает над пробиотиками для вагины. В СМИ появились сексистские заголовки: Хайнца не устраивает запах женской вагины. Чтобы восстановиться и всё забыть, Остин избавился от обязательств и вещей, починил сломанный мотоцикл, оставил любовницу и отправился на год в путешествие. Но и это не помогло. Он назвал свою книгу «юмористической историей о психическом расстройстве, юности и мотоциклах», но в конце концов проиграл болезни.
Бен Ха, основатель The Cheezburger Network и недавно закрывшейся Circa, в 2011 году написал колонку «Когда смерть кажется хорошей опцией», в ней публично признался в суицидальных мыслях. Ха получил тысячи писем от людей, которых его откровенность вытащила из подобного состояния.
30% предпринимателей Кремниевой долины подтвердили, что находятся в депрессии, хотя показатель по Америке в целом держится на уровне 7%. Бобби Томас, CEO EnSite Solutions, объясняет феномен такой метафорой: тот, кто оседлал льва, думает: «Как же я забрался на этого льва и как теперь не остаться съеденным?!» Остальные же видят его восседающим на льве и считают крутым.
Взрыв
Много молекул, танцующих в воздухе, влияют на среду долины. Никому не удалось клонировать её ни в одном другом уголке света. Долина возможна только при полной свободе, когда в одной среде сосуществуют не разделённые перегородками бомжи, хиппи, геи, сходящие с ума бизнес-визионеры — так тянется годами. Именно из этого сора, со всей его грязью, кровью, понтами, прожиганием жизни и, главное, конкуренцией идей и ценностей вырос дух этого места.
Но история учит, что всему приходит конец. Что будет с долиной дальше?
Мы сидим в Caffe Centro напротив South Park, излюбленном месте предпринимателей и инвесторов. Аластер Голдфишер давно пишет в американские издания о венчурном рынке и хорошо помнит пузырь доткомов. Он говорит, что главное сходство «сейчас» и «тогда» — в чувстве бесконечного возбуждения. Никто не знает, когда случится взрыв, но он однозначно случится: оценка стартапов растёт безумными темпами, каждый день возникает новая миллиардная компания. Голдфишер ставит на президентские выборы 2016-го, считая, что это время совпадёт со взрывом пузыря.
В 1999 компании становились публичными, и это происходило раньше, чем они могли себе позволить, вспоминает Голдфишер. Сегодня у компаний более крепкий финансовый тыл и они дольше остаются частными. В момент падения доткомов пострадали и инвесторы, и компании. Сейчас рисков меньше, потому что инвесторов, инкубаторов, бизнес-ангелов слишком много, все вместе они смогут придержать рынок.
Уезжая, я прикидываю, что будет, если кремниевый рай всё-таки взорвётся. Uber запретят во всём мире, женщины возьмутся за оружие в последней надежде победить сексизм, мексиканцы устроят бунт, квартиросъёмщики останутся на улице, а инженеры не найдут себе места. И понимаю: какая разница. Хантер Томпсон жил в Сан-Франциско во время предыдущей революции, он писал: «Жизнь не должна быть безопасным путешествием к могиле хорошо сохранившегося тела. Скорее, нужно мчаться по обочине в облаке дыма, полностью истощённым и изношенным, восклицая: “Вот это была поездочка!”»
Комментариев нет:
Отправить комментарий