четверг, 12 сентября 2013 г.

Как всё устроено: школьная скамья в японском стиле


Как всё устроено: школьная скамья в японском стиле
В нашем советско-российском детстве был один тип школ – «волынка на 10 лет», как в анекдоте про Вовочку. В перестроечные времена школа стала 11-летней. Потом я выросла и не знаю, чем закончилась эта афера – перескакиваем из третьего класса в пятый, и сразу обретаем гордый статус «пятиклассника».
В Японии очень удивляются – как это, сидеть в одной и той же школе 10 лет. И то, что есть «десятиклассники». По-японски это звучит странно. Часто спрашивают – а если не сошелся характерами с одноклассниками? Уже нет вариантов – вместе на 10 лет… Бедные!
Впрочем, не секрет, что во многих странах начальная, средняя и старшая школы находятся в разных зданиях и по-разному называются.
Случай столкнул меня с некоторыми (около)школьными реалиями и родил в моей душе разные сомнения и вопросы. Картинка временами субъективная, в силу возраста своих детей и других причин, я еще не сталкивалась с некоторыми видами школ вплотную, но, тем не менее, хотела бы транслировать полученные впечатления соотечественникам. 

Про начальную школу

Начальная школа - с 1 по 6 класс – дословно называется «малой школой»(小学校 сё:гакко). В разговорах часто уточняют – не просто школа, а именно «начальная». Как-то непривычно. По-русски – школа и школа.
Подготовка к школе проходит без ажиотажа и по графику – всё заранее предопределено правилами, соревноваться не с кем, повышенные чувства не приветствуются. Нет мук выбора школьной амуниции, нет атмосферы малышей с бантами и букетами. Не принято.
В начальной школе нет формы, но все дети должны иметь одинаковые ранцы, варьироваться может только их цвет. В нашей местности разделение половое - у девочек - красные, у мальчиков - синие. Но выпускаются и другие цвета. Эти ранцы называются странным словом рандосэру, что происходит от голландского слова ransel - "рюкзак". 

iStock_000001551966Small.jpgАбсурдна цена этих ранцев – в нашей деревне их шьёт особый старичок, и удовольствие обходится всего в 7000 иен – немногим больше 70 долларов. В то же время в магазинах эти ранцы стоят 20000-30000 иен, а в центральных регионах цена может доходить, по слухам, и до 80000 иен. Сотни долларов за детский ранец?!  

randoseru_end.jpgНу, конечно, говорят японцы, ведь он на несколько лет! Я слышала, что некоторые иностранные родители не желали покупать ранец по такой цене, решив, что дизайн ранца - это неважно, и посылали детей в школу с обычными, не школьными ранцами. Вроде бы нигде в правилах не написано, что необходим  именно такой. Тогда учительница волновалась, что в классе белая ворона с чужеродным ранцем, и откуда-то приносила старый, но ещё крепкий, чтобы одолжить незадачливому школьнику и его непонятливым родителям. Нужно - как все.
Многие канцелярские принадлежности школьников унифицированы – они закупаются школой в специальных фирмах на родительские взносы и призваны как облегчить участь родителей, так и искоренить стремление детей отвлекаться на демонстрацию разных тетрадей, карандашей и линеек. Всех уравнять. Впрочем, часть вещей после поступления можно покупать самому, хотя дети сами начинают хотеть такое же, как у других.
В моём детстве в младших классах уроки были до 12 дня – четыре урока. Мой сын, который учится в третьем классе школы в японской глубинке, приходит домой после четырёх. Кроме уроков время занимают большие перерывы – часовой перерыв на обед, на «свободные занятия» и игры.
Особенностью японской воспитательной работы является акцент на коллективном времяпрепровождении – постепенно увеличивается время пребывания в школе за счёт растянутого школьного дня и полуобязательных спортивных кружков, занятия в которых начинаются после окончания уроков и продолжаются до вечера. (Членство в этих кружках грозит постоянным встречанием ребенка из школы – после пяти ходить без взрослых детям «запрещено», а бесчисленные слёты и соревнования занимают множество выходных, поэтому я решила не связываться с кружками.)
Так прививается умение существовать в группе товарищей, посвящать всё своё время коллективным мероприятиям, не думая о личном – так начинают ковать верные кадры для японских предприятий и учреждений. Не будем забывать, что большинство японцев покорно работает допоздна без дополнительной оплаты, имея всего пять дней отпуска в году.
Кроме стремления максимально занять детей, школа контролирует внеклассную жизнь и активность – в нашем городе, к примеру, школой решается, куда ребёнок может ходить в одиночестве. Первоклассник может передвигаться только в границах своего квартала, второклассник – в радиусе двух кварталов, начиная с третьего класса – в пределах города. Доходит до абсурда: к примеру, мы живём на границе города, а ближайший магазин находится метрах в семистах, но формально - на территории соседнего города. Туда ребенку нельзя. А в другую сторону наш город простирается на двенадцать километров. Туда можно. Но в наше время детей уже не посылают за хлебом, поэтому вопрос не критичный, просто противно и нелогично.
Я всегда считала, что за подобные вещи отвечают родители. Но, видимо, японцы стараются дать маленьким гражданам и их родителям почувствовать тотальный контроль. Все и всегда должны соблюдать правила. 


Немного местечкового

В нашем городке часть младшеклассников ходит в школу пешком. Это те, кто живет в радиусе 2 км. Остальных развозит школьный автобус.
Городок поделён на кварталы, в каждом из которых развиты общинность и самоуправление - каждый квартал имеет свой комитет по воспитанию, свой маленький "дом культуры" - общественный клуб с планом детских мероприятий. В школу дети должны собираться группой в своём квартале и идти строем. Таких районов около 15, наверное, и вот по дороге в школу каждое утро тянутся 15 разновозрастных групп детей. Проблема в том, что каждый квартал выходит в разное время. Если немного опоздать, и твоя группа уже двинулась, то придется идти с другой группой другого района. Они могут быть и твоими одноклассниками, но они из другой группы. Там действует неписаное правило - НЕЛЬЗЯ ходить в школу в составе другой группы. Дети сами не хотят и сами говорят, если притрётся "чужак" - ты не из нашего района! Где твоя группа?! Меня удивило такое крепостное сознание.
Я спросила у учителей, они сказали, что такого правила нет, и можно ходить с любой группой. Пообещали поговорить с детьми и попросить не выгонять "чужаков". Как человек русский и на этой почве – широкодушевный, я не очень умею мелочиться с минутами, и часто ребёнок выходил из дома немного позже, чем нужно, его группа уже уходила, а другие – отвергали, и сам он уверился в правильности такого положения дел. Японцы считают опоздание серьёзным нарушением миропорядка, и японские родители не видят в ситуации с группами проблемы.
Одна мамаша гордо сказала – «Так всегда было, это нормально - идти только с группой своего района...»
«А если опоздать?» - спросила я.
«НУ ВОТ МЫ НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЕМ.» - гордо заявила она. Другие закивали. Когда японец не знает, что сказать, он кивает, поэтому неясно, что они подумали на самом деле.
С одной стороны хорошо - не опаздывать, соблюдать все правила, ходить положенным строем. С другой – мне показалось, что наличие таких неписаных правил – это проявление нетерпимости, отдаёт чем-то первобытным и не подходит для всеяпонской кампании по глобализации.
Но, конечно, в случае опоздания можно ребенка на машине до школы довезти. Это не запрещено.
Учебный год начинается с первого апреля и не предваряется длинными каникулами, которые разделяли бы детсадовскую эру со школьной. Весна – сезон выпускных и вступительных церемоний, которые имеют мало общего с нашими последними и первыми звонками. Все чинно кланяются, кто-то читает дежурные речи, никто не дарит цветов. Церемонии репетируются – тех, кого будут награждать, должны чинно зайти, рассесться, сказать «хай!» («да»), когда назовут имя, получить грамоту.
Между детским садом и школой нет такого большого перерыва, как летние каникулы в России. Дети конвейером попадают из детского сада в школу. В нашем городке один детский сад и одна школа, ничего не надо выбирать и записываться, вся старшая группа автоматически поступает в одну и ту же школу. Количество человек в классе сначала было продиктовано правилом – больше 36 – делим на два класса, меньше – формируем один. Впоследствии всех объединили. 


Школьная форма и дисциплина

В начальной школе – первые шесть лет – школьной формы нет, но все покупают одинаковую спортивную форму с вышитым названием школы и именем ученика. Форма появляется со средней школы, когда в целом ужесточаются правила школьной жизни и стандарты образования.
Как и в России, сначала почти все уроки ведёт один и тот же учитель, а за классом закреплена своя аудитория. Но в Японии такой порядок продолжается до самого конца – это учителя ходят из класса в класс, а не ученики, и такого понятия, как "кабинет истории" или "кабинет биологии" – не существует. Впрочем, химические эксперименты и уроки кулинарии проходят в специально оборудованных помещениях.
У каждого ученика есть своя отдельная парта с полочкой под столешницей, шкафчик и полка в общей стойке позади класса, куда кладут многочисленные причиндалы – матерчатые пакетики со столовыми приборами, которые каждый приносит сам, кисточки для каллиграфии, линейки, карандаши, несколько видов тряпочек, форма дежурного по кухне и т.п. – набор мелочей, интуитивно понятный японским родителям, но с трудом осознаваемый иностранцами.
Форма дежурного по кухне – белые колпаки и белый халат. Школьники обедают прямо в классе, дежурные привозят еду из кухни, распределяют по порциям, раздают и в конце увозят пустуют посуду на кухню. Вроде хорошо, дети приучаются трудиться, осознают процесс работы столовой и дистрибутивные функции. Но, с другой стороны – есть за письменным столом как-то негигиенично, и хочется какой-то перемены мест после долгого сидения в одном классе.
В школе носят сменную обувь, и на первом этаже есть большие полки для обуви, с именами учеников на ячейках.
В школу два входа – один для учителей и посетителей, другой – для учеников. Это естественно для всех школ, но я пока не поняла, хорошо это или плохо и усмотрела в этом какую-то антидемократичность и кастовость. Начинается расслоение – тут наши, дети, – там ОНИ – взрослые. НЕЛЬЗЯ туда ходить. Это начало разграничения и регламентации - умение знать свое место и не стремиться в другие места. 


Школьные правила в одном из японских "колледжей"

Случайно мне довелось поработать учителем английского в старших классах одной провинциальной школы. Старшие классы учатся в отдельной школе, именуемой в старых учебниках «школой высшей ступени», выражаясь по-английски – high school. Ученикам с 15 до 18 лет. В отличие от первых девяти лет – младшая и средняя школы - это уже не обязательное образование, школа платная, и для поступления туда нужно сдавать экзамены по всей строгости закона. По нервотрепке и подготовке сравнимо с поступлением в институт, а разный уровень школ во многом предопределяет будущее – из хорошей школы легче поступить в хороший институт и получить хорошее образование.
В таких школах почти всегда есть форма, в каждой своя. Обычно это довольно бесформенные жакеты и юбки для девочек, причем юбки должны быть ниже колена, и это всячески подчеркивается в правилах. Раньше, до установления правил, многие подгибали и как-то заворачивали юбки, неприлично оголяя колени. В Японии, вообще, девушка в школьной форме стала неким символом сексуальности, есть особые «любители школьниц», а школьная форма активно используется в «косплей».
Для мальчиков форма - обычный костюм, но со стоящим воротником.
Прилагаю список правил школы, в которой я работала:
1. Внутри школы все должны носить с этим цивильным костюмом БЕЛЫЕ КРОССОВКИ. Меня это немного раздражает - где хоть какие-то понятия о совместимости стилей?! Костюм и белые кроссовки… Постаралась и вспомнила американские рестораны и парки – кажется, там тоже всем сотрудникам предписывалось носить что-то типа кроссовок. Считалось, что в них сложнее поскользнуться на кухне. В школе одной из причин значится бережное отношение к напольным покрытиям. Меньше царапаться будет, и топать будут тише.
2. У всех должно быть все застегнуто, никаких лишних значков-украшений, цветных ремней и т.п., все должно быть чистое.
Ну, ладно, особых возражений нет, но грустно как-то. 

Правила для мальчиков

1. Волосы у мальчиков не должны касаться воротника. Спасибо, что не налысо. Челка не должна быть ниже бровей.
2. Не должно быть бакенбардов, усов и бороды.
3. Носки должны закрывать щиколотку. Штанины не должны быть внизу подвернуты. На ногах и руках не должно быть никаких украшений, браслетов и тп. 

Правила для девочек

1. Волосы не должны касаться воротника, челка не должна быть ниже бровей. Если волосы касаются воротника, нужно их связать В ОДИН ХВОСТИК, который будет расположен сзади ПОСЕРЕДИНЕ НИЖЕ ЛИНИИ УШЕЙ. НЕЛЬЗЯ делать никакие другие махинации с волосами - два хвостика, пучок и т.п. Нельзя красить или завивать волосы. Нельзя, чтобы по бокам челки висели такие модные удлинённые волосы - тут их называют «сёккаку» "усики", как у насекомых.)
2. Нельзя делать макияж, пользоваться духами, носить сережки, клипсы и другие украшения. На ногах и руках не должно быть никаких украшений, браслетов или фенечек.
3. Колготки должны быть только черные.
4. Нельзя подворачивать и укорачивать юбку. Ремень допускается неярких цветов - только черный, коричневый или темно-синий.
5. Нельзя красить ногти, в том числе и прозрачным лаком.
6. Нельзя выщипывать брови или делать с ними что-то еще. 

Я так понимаю, что когда из такой школы выбираются, то становятся или такими чучелами

japan_fashion.jpgИли всю жизнь тормозят, напуганные ПРАВИЛАМИ. Им там внушают, что ПЛОХО другие прически иметь.
Объяснения правил (заученно повторяются учителями): мы хотим обеспечить нашим ученикам хорошее трудоустройство. Они должны производить на работодателей благоприятное впечатление. В нашу школу приходят работодатели посмотреть на учеников. В любое время учеников могут увидеть. Мы хотим, чтобы каждый ученик в любое время имел аккуратный внешний вид, подходящий для собеседования. Когда два хвостика, они некрасиво свисают вперед при поклоне. Поэтому хвостик должен быть один. Мы должны научить учеников соблюдать правила.
Если они не могут соблюдать простые правила относительно внешности, то что же можно говорить о более сложных правилах жизни в обществе и работы в компаниях?..
А я-то недовольна, что в России родилась и выросла )) мда, в Японии в некоторых вопросах еще хуже, оказывается ))
Ответить
12:24, четверг, 12.09.2013

Умом японца не понять... ))
Ответить
12:29, четверг, 12.09.2013

Да уж... Правила в школе какие-то адские.
Ответить
12:40, четверг, 12.09.2013

Япония давно уже не айс.

Уровень госдолга 250% ВВП (самый высокий в мире)

Сони и Панасоник разорены, убытки у каждой по 5 миллиардов баксов в год.

И подозреваю, что причиной всё та же любовь к порядку. Это сейчас уже не работает, нужна гибкость... А у Японии та же проблема, что и у нас -излишняя послушность и раболепие перед начальством.

Вот поэтому Самсунг добивает Аппле и Нокию, Хёндай покоряет своими машинами Америку и весь мир, а у репера PSY - полтора миллиарда просмотров.
Ответить
12:45, четверг, 12.09.2013

PSY из Кореи..
Ответить
12:58, четверг, 12.09.2013

скажите мне пожалуйста, из какой страны Самсунг и Хёндай?

у Вас функциональная дислексия ?
Ответить
14:49, четверг, 12.09.2013

да, сорри, читала, торопилась, не сразу просекла что к чему)
Ответить
15:31, четверг, 12.09.2013

я тоже сорри за поспешный диагноз ) погорячился, извините )
Ответить
14:33, четверг, 12.09.2013

О том и пишет. Просто сейчас Корея в тренде.
Ответить
13:00, четверг, 12.09.2013

> И подозреваю, что причиной всё та же любовь к порядку.
> Это сейчас уже не работает, нужна гибкость...

Любовь к порядку работает всегда. Вопрос в том - на кого работает. Если Япония сейчас проигрывает Корее или Китаю, это вовсе не потому, что там "гибкость". Из гибкости заводы не построишь.

Просто нашлись новые территории, где любовь к порядку (то есть рабский труд) стоит дешевле. Америка выжала весь пот из Японии и пошла осваивать новых рабов из Кореи и Китая. У них гибкости еще меньше, чем у японцев. Через годик ещё Северную Корею подключат, там целые армии дешевых биороботов.
Ответить
14:33, четверг, 12.09.2013

ну вообще то хендаем и самсунгом местные владеют а не амеры.

да и репер не американский.

а насчет того что амеры поработили китай... скорее китай поработил амеров и европу своими товарами.
Ответить
14:35, четверг, 12.09.2013

и порядком не поборешь аппл.

японы тоже вывели производство в дешевые страны - но им не помогло.

сони и панасоник в колоссальнейших убытках.
Ответить
12:46, четверг, 12.09.2013

Раньше, до установления правил, многие подгибали и как-то заворачивали юбки, неприлично оголяя колени. 

Как будто это что-то плохое.
Ответить
14:35, четверг, 12.09.2013

Как будто это кого-то остановит)
Ответить
12:49, четверг, 12.09.2013

япония смогла достичь того, что достигла именно благодаря жесткой дисциплине, которая воспитывается и прививается с детства.

женщина приехавшая из России, страны глобального нескончаемого бардака, не может понять японцев. В России с детства культивируется умение повыеживаться перед всеми, показуха и т п вещи. Не быть умным, а казаться умнее всех. Не быть обеспеченным, а создавать иллюзию своей обеспеченности у окружающих. Все это Россия.

Так что японцы все делают правильно. И уж точно не русским женщинам их учить, как надо детей воспитывать :) Ибо своих они научили так, что детки страну в помойку превратили. И продолжают учить в том же духе.
Ответить
13:14, четверг, 12.09.2013

отличный комментарий!
Ответить
13:25, четверг, 12.09.2013

+1
>>женщина приехавшая из России, страны глобального нескончаемого бардака, не может понять японцев

аналогичное впечатление, факты, лично для меня, не новые, но реакция "рашшиа мамаши" откровенно доставляет :)

интересно, что с ней будет когда она узнает, что и она сама и её дети, навсегда, останутся для японцев гайдзинами...
Ответить
13:32, четверг, 12.09.2013

Согласна! Умилило то, что автор возмущается тем, что опаздывать не положено, и объясняет свою безалаберность русскостью и широкодушевностью! Крепостное сознание у японцев, ага, так жалко их, бедных, живущих в одной из самых безопасных стран мира и имеющих самую высокую продолжительность жизни.))
И детей-то не стоило чучелами обзывать, это уже слишком..
Ответить
15:15, четверг, 12.09.2013

Ну дык куда ж без имперского снобизьму? ;)
Ответить
15:16, четверг, 12.09.2013

БРАВО!
Ответить
15:29, четверг, 12.09.2013

Забавный коммент и ветка ниже тоже. Автор, значит, не сумела понять японцев, а вы, сидя в родном мухосранске, все поняли и прочувствовали? Статейка популярно-разъяснительная и без претензий на большее, как раз на уровне летидора, но не надо считать автора глупее себя.
Ответить
15:59, четверг, 12.09.2013

Учитывая Ваш коммент я официально заявляю, что считаю себя умнее не только автора статьи, но и умнее Вас. Потому что только глупый человек мог не заметить претензию автора статьи на большее, чем просто констатацию японской действительности.

Попросите кого-нибудь из взрослых объяснить Вам суть написанного в статье.
Ответить
16:03, четверг, 12.09.2013

Хаха, считайте сколько угодно, а заявлять будете у себя на кухне. Вы японскую действительность видели в лучшем случае по телевизору, а я в Японии живу.
Ответить
16:07, четверг, 12.09.2013

Количество ума, чтобы Вы знали, не зависит от места жительства. Так что в этом плане нет никакого разногласия с моим предыдущим утверждением. Просто смиритесь, что есть люди умнее Вас и что их большинство в мире.
Ответить
16:12, четверг, 12.09.2013

Я когда-то знавала одного безумного, который считал, что всех подавляет своим интеллектом. Вы второй. И таки да, слились вы бездарно.
Ответить
16:29, четверг, 12.09.2013

Т е если я утверждаю, что умнее Вас, то Вы интерпретируете это, как мою претензию на подавление интеллектом всех вокруг?!
Вы вообще такой предмет, как Логика изучали? Или Вас в Японию отправили не проверяя уровень интеллекта?
Если Вас не оскорбит мой вопрос, то не могли бы Вы приоткрыть тайну, чем лично Вы занимаетесь в Японии?
Ответить
16:37, четверг, 12.09.2013

Вы что-то очень стараетесь мощно выступить, вам правда так важно меня впечатлить? Не напрягайтесь так, мне это неинтересно. Доказывать вам что-либо я не собираюсь и рассказывать свое жизнеописание тоже.
Ответить
16:48, четверг, 12.09.2013

А вот это как раз и является типичным примером ответа после которого можно написать "слив засчитан".
Ответить
16:52, четверг, 12.09.2013

Хаха, не переводите стрелки, вы слились несколько комментов назад. А с какой целью так интересуетесь моей биографией?
Ответить
18:30, четверг, 12.09.2013

Моя цель очевидна: использовать полученную информацию для дальнейшего уничижения Ваших т.н. достоинств.
Ответить
18:45, четверг, 12.09.2013

Вам бы с психиатром очно проконсультироваться, а то это уже похоже на бред величия. Но наблюдать забавно!
Ответить
18:58, четверг, 12.09.2013

У Вас день рождения 7-го октября?
Ответить
14:30, четверг, 12.09.2013

Хорошая статья, если понадобится запугать какого-нибудь мало знающего человека. Вот мол, какие они страшные, все не как мы делают, варвары. И лучше бы автор в Европу поехала работать, если так хочется глобализации, свободы и демократии. Все таки Японию портят гайдзины.

P.S. "форма активно используется в «косплей»" : ) В российском языке почти все слова склоняются( кроме некоторых исключений), в том числе и заимствованные. А форма используется не сама по себе, а как часть образов. Короче, изучите то, о чем упоминаете.
Ответить
15:13, четверг, 12.09.2013

Статья хорошая, годная. Зачем только автор назвал девчонок чучелами - непонятно.
Ответить
17:41, четверг, 12.09.2013

Ну, не похоже на нас, да. Но это не значит, что хуже.В стране с постоянными природными катаклизмами иначе нельзя, как выжить-то в одиночку? А коллективом да с правилами - сила.

Опаздывать нехорошо. Тем более, "часто".
Ответить
19:41, четверг, 12.09.2013

автор статьи критикует систему образование японии,если не нравиться не надо учиться там.что должно быть как в россии?мы знаем какая система, никакая.японцы правильно делают не только учать но и воспитывают. а не как в россии кто как хочеть так и поступает.поэтому народ там гороздо образованные,культурные и трудолюбивые.
Ответить
19:49, четверг, 12.09.2013

Русский дебилизм
Чувствуется у автора типичный русский дебилизм - сделать так что бы не поправилам а так как хочу - типа свобода, а в конце удивляются почему же им так хреново живется. Приехал в другую страну будь добр живи по их правлам, а не умеешь (когда в своей стране правил нет) учись или же убирайся чужак 
Ответить

Комментариев нет:

Отправить комментарий