понедельник, 23 сентября 2013 г.

Что русскому героизм, остальному миру - горе




 
На прошлой неделе были подведены итоги конкурса на памятник героям Первой мировой войны. Результат вызывает неоднозначные чувства. Победителем был признан проект Андрея Ковальчука, главы российского Союза художников, выдержанный в лучших традициях советского монументального искусства. За крупной фигурой солдата-героя над условной скалой, похожей на иконные горки-лещадки, развивается гигантский триколор. На его фоне воодущевленные воины идут в штыковую атаку, дети и женщины плачут на заднем плане.
Конкурс был объявлен Российском военно-историческим обществом в начале апреля. В народном голосовании на сайте РВИО участвовали 32 работы, 15 из них прошли в финал. Выставка проходила в «Доме на Брестской», потом в Историческом музее, затем - в Центральном музее ВОВ. Результаты конкурса подвел председатель Общества, министр культуры России Владимир Мединский.
Знакомство с работами вызывало смешанные чувства: за редким исключением, проекты были безнадежно фигуративны, многие - как будто выполнены одной рукой. Истории европейской скульптуры ХХ века, похоже, не существовало для анонимных авторов. Больше всего они напоминали памятник Чапаеву и его команде в Самаре: скульптор Матвей Манизер, 1932 г. Красные герои, белые герои - все смешалось до неразличимости в дальнем мареве непонятной войны, переходящей в неясную революцию.
Монумент по проекту Ковальчука должен появится на Поклонной горе меньше чем через год: 1 августа, день начала войны, признано официальным днем памяти. Неподалеку уже стоит один памятник мастера под названием «В борьбе против фашизма мы были вместе». Отступив на четверть века назад, Ковальчук остался верен проверенным приемам: развевающийся стяг, крупные основные герои, многофигурная фоновая композиция, поверженная арматура - атрибуты войны.

Действительно, иконография Второй мировой войны в советском монументальном искусстве отработана в совершенстве. Память дореволюционной войны до недавнего времени было не принято чтить. Первым памятником в этом роде стал мемориальный комплекс на месте Всероссийского братского кладбища в районе Сокола. Судя по всему,  работы по благоустройству, поспешно проведенные в 1998-2004 годах, не отличались высоким качеством, и мемориал медленно деградирует.

В 2011 году памятник воинам Русского экспедиционного корпуса был воздвигнут в Париже неподалеку от Гран-Пале. Автором композиции стал скульптор Владимир Суровцев, уже украсивший Францию тремя памятниками россиянам - героям Второй мировой. Инициатором создания памятника были премьер-министр Франсуа Фийон и министр культуры Фредерик Миттеран, на открытие приехал премьер-министр Владимир Путин. -demianovo.ru/novosti/58290/v-parizhe-oskvernyon-p… феврале 2013 года памятник был раскрашен в цвета Pussy Riot, а на головы поручика и коня, пьющего воду из родника, были надеты яркие балаклавы.
В отличие от спокойной манеры Суровцева, Ковальчук демонстрирует бравурный дух и героический порыв солдат, идущих в атаку. Между тем, даже в странах-победителях Первая мировая война воспринимается скорее как случайно начавшаяся бессмысленная бойня, в которой погибли миллионы людей, а не как повод для национальной гордости. 
Памятники той войне обычно выдержаны в духе мемориалов погибшим и подчеркивают скорбь, а не героизм. Вот 7 памятников, которые наиболее ярко 

Костехранилище Дуомон (Франция)
Мемориал в Дуомоне посвящен памяти жертв Верденского сражения, которое длилось почти весь 1916 год в этой местности. В костехранилище погребены неопознанные останки как французских, так и немецких солдат. Перед комплексом расположено крупнейшее во Франции военное кладбище. Всего в Верденском сражении погибло более 130 000 человек.

Монумент памяти, Мельбурн (Австралия)
Мемориал в классическом стиле, выполненный в подражание Галикарнасскому мавзолею, открыли в 1934 году в память 18 000 уроженцев штата Виктория, погибших на полях Первой мировой. После Второй мировой войны комплекс несколько расширили, и он стал восприниматься как мемориал всем австралийцам, погибшим в войнах.

Баварский военный мемориал, Мюнхен (Германия)
Мемориал был воздвигнут в 20-е годы в память о 13 000 мюнхенцев, погибших в войне. Центром композиции является скульптура «Спящий воин» с надписью «Они воскреснут». Имена погибших солдат изначально были высечены на стенах мемориальной крипты, но она была почти полностью разрушена бомбардировками во время Второй мировой войны. На восстановленных стенах имен уже нет.

Алтарь Родины, Рим (Италия)
Грандиозный комплекс на вершине Капитолийского холма, ставший новой доминантой Рима, изначально ознаменовывал объединение Италии в середине XIX века. Однако после Первой мировой войны прямо под конным памятником королю Виктору Эммануилу II была устроена могила неизвестного солдата, и монумент превратился еще и в памятник павшим в войне соотечественникам.

Вечный огонь под Триумфальной аркой, Париж (Франция)
Триумфальная арка на площади Этуаль возводилась в начале XIX века в ознаменование побед Наполеоновской армии и в подражание древнеримским триумфаторам. Однако в 1921 году прямо под ее сводами была устроена могила неизвестного солдата и первый в мире вечный огонь. Таким образом, арка стала мемориалом погибшим в Первую мировую войну.

Военный мемориал Вашингтона (США)
В американской столице памятным монументом Первой мировой стала небольшая беседка с дорическими колоннами. Изначально она была посвящена памяти 499 погибших в войне вашингтонцев, однако в 2011 году реконструирована и превращена в общенациональный мемориал.

Вимийский мемориал (Франция-Канада)
Еще один памятник на севере Франции посвящен погибшим в войне канадским солдатам. Два его высоких пилона символизируют Канаду и Францию. Именно канадские войска одержали важную победу при Вими в 1917 году. Всего в войне погибло более 11 000 канадцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий