20 сентября 1837 году родился биолог, врач, педагог Петр Лесгафт. Именно он стал основоположником педагогической идеи о физическом воспитании. Предлагаем вам 8 идей по воспитанию ребенка от великого ученого.
- вчера, 12:10Автор:Софья ПоповаВерсия для печатиВ избранное
- Рейтинг
Читать по этой теме:
Сегодня многие родители в гонке за интеллектуальным развитием забывают о развитии физическом. Кажется, что большинство мам куда больше озабочены тем, как бы научить ребенка читать и решать примеры, чем умением ребенка делать рукоход или подтягиваться на турнике. Так что особенно уместно вспомнить об идеях и педагогических принципах одного из ярчайших русских педагогов позапрошлого века Петра Францевича Лесгафта. Лесгафт был ученым-медиком, именно исследования в области медицины натолкнули его на мысли о гармоничном развитии ребенка.
1. В вопросе, что важнее: наследственность или воспитание, Лесгафт безоговорочно отводил ведущую роль воспитанию. Он был уверен, что задатки, полученные ребенком от талантливых родителей, ничего не значат, если их не развивать специально и не заниматься воспитанием. Именно воспитание – ключевой фактор в формировании личности, Лесгафт был уверен в том, что ребенок не может быть изначально плохим или «добрым ангелом», все зависит от того, в какой среде и при каком участии взрослых он растет.
2. Лесгафт критиковал современную ему систему воспитания: он считал, что общепринятые принципы с самого рождения тормозят и нарушают развитие ребенка. Например, он уверял, будто ношение на руках и укачивание – это дополнительные искусственные раздражители для младенца, которые утомляют его, так что силы, необходимые для нормального развития уходят впустую. Стремление родителей внести в жизнь ребенка ненужные ему впечатления, из-за которых он устает и не имеет сил развиваться соответственно возрасту, ему казалось главной причиной отсутствия сил и мотивации для обучения в школе. На сегодняшний день, этот тезис педагога считается устаревшим, психологи и педиатры убеждены в том, что детскому мозгу необходима постоянная дополнительная стимуляция в соответствии с возрастом, а тактильный контакт с младенцем через укачивание и ношение на руках важен для психического здоровья малыша.
3. Период жизни ребенка от рождения до 7 лет, Лесгафт называл «периодом семейного воспитания». В одной из своих работ, которая называется «Школьные типы», Лесгафт выделил несколько типов «испорченных детей». Он считал, что дети угнетенные или озлобленные, а также проявляющие себя как лицемеры, честолюбцы, появляются в результате неправильного воспитания, именно поэтому воспитанию в дошкольном возрасте стоит уделять особенное внимание.
4. Петр Францевич был категорическим противником телесных наказаний. По его мнению, ребенок, которого регулярно наказывают физически, вырастает в озлобленного, подозрительного и замкнутого типа, равнодушного к знаниям и трудного в обучении.
5. Лесгафт был противником детских садов. Он считал, что такие учреждения, заставляя всех детей играть в одни и те же игры, будто по шаблону, усредняют личность и воспитывают стадное чувство, вместо того чтобы давать простор развитию индивидуальности. Индивидуальность эта раскрывается через игру, которая в дошкольном возрасте не должна регламентироваться взрослыми по строгому плану. По Лесгафту, дети должны смотреть на повседневные дела и работу родителей и играть в ту жизнь и теми предметами, которые видят вокруг себя. Главное же в детской игре, и в воспитании вообще, - поощрение личной инициативы ребенка. Кроме того, ученый отмечал, что особенно полезно для развития ребенка, если он придумывает и делает для себя игрушки из окружающих предметов самостоятельно.
6. Лесгафт считал, что физическое и духовное развитие взаимосвязаны, именно поэтому физические упражнения не только развивают тело, но и стимулируют мозг, способствуют развитию познавательных возможностей. По его мнению, физическое развитие не должно опережать умственное, как и наоборот, они должны идти параллельно и упражняться надо поровну умственно и физически.
7. Ученый считал, что ребенку необходимы ежедневные физические нагрузки с помощью специально разработанного комплекса упражнений. Эти упражнения должны быть систематическими, а также их необходимо постоянно совершенствовать и усложнять по мере роста ребенка. Особую роль Лесгафт отводил двигательным упражнениям, формирующим быструю реакцию, умение управлять своим телом и контролировать каждое движение. Такие упражнения помогают научиться контролировать себя и разумно распределять собственные жизненные и физические ресурсы.
8. Ученый призывал уважать личность ребенка и относиться к малышу как к личности с самого рождения.
1. В вопросе, что важнее: наследственность или воспитание, Лесгафт безоговорочно отводил ведущую роль воспитанию. Он был уверен, что задатки, полученные ребенком от талантливых родителей, ничего не значат, если их не развивать специально и не заниматься воспитанием. Именно воспитание – ключевой фактор в формировании личности, Лесгафт был уверен в том, что ребенок не может быть изначально плохим или «добрым ангелом», все зависит от того, в какой среде и при каком участии взрослых он растет.
2. Лесгафт критиковал современную ему систему воспитания: он считал, что общепринятые принципы с самого рождения тормозят и нарушают развитие ребенка. Например, он уверял, будто ношение на руках и укачивание – это дополнительные искусственные раздражители для младенца, которые утомляют его, так что силы, необходимые для нормального развития уходят впустую. Стремление родителей внести в жизнь ребенка ненужные ему впечатления, из-за которых он устает и не имеет сил развиваться соответственно возрасту, ему казалось главной причиной отсутствия сил и мотивации для обучения в школе. На сегодняшний день, этот тезис педагога считается устаревшим, психологи и педиатры убеждены в том, что детскому мозгу необходима постоянная дополнительная стимуляция в соответствии с возрастом, а тактильный контакт с младенцем через укачивание и ношение на руках важен для психического здоровья малыша.
3. Период жизни ребенка от рождения до 7 лет, Лесгафт называл «периодом семейного воспитания». В одной из своих работ, которая называется «Школьные типы», Лесгафт выделил несколько типов «испорченных детей». Он считал, что дети угнетенные или озлобленные, а также проявляющие себя как лицемеры, честолюбцы, появляются в результате неправильного воспитания, именно поэтому воспитанию в дошкольном возрасте стоит уделять особенное внимание.
4. Петр Францевич был категорическим противником телесных наказаний. По его мнению, ребенок, которого регулярно наказывают физически, вырастает в озлобленного, подозрительного и замкнутого типа, равнодушного к знаниям и трудного в обучении.
5. Лесгафт был противником детских садов. Он считал, что такие учреждения, заставляя всех детей играть в одни и те же игры, будто по шаблону, усредняют личность и воспитывают стадное чувство, вместо того чтобы давать простор развитию индивидуальности. Индивидуальность эта раскрывается через игру, которая в дошкольном возрасте не должна регламентироваться взрослыми по строгому плану. По Лесгафту, дети должны смотреть на повседневные дела и работу родителей и играть в ту жизнь и теми предметами, которые видят вокруг себя. Главное же в детской игре, и в воспитании вообще, - поощрение личной инициативы ребенка. Кроме того, ученый отмечал, что особенно полезно для развития ребенка, если он придумывает и делает для себя игрушки из окружающих предметов самостоятельно.
6. Лесгафт считал, что физическое и духовное развитие взаимосвязаны, именно поэтому физические упражнения не только развивают тело, но и стимулируют мозг, способствуют развитию познавательных возможностей. По его мнению, физическое развитие не должно опережать умственное, как и наоборот, они должны идти параллельно и упражняться надо поровну умственно и физически.
7. Ученый считал, что ребенку необходимы ежедневные физические нагрузки с помощью специально разработанного комплекса упражнений. Эти упражнения должны быть систематическими, а также их необходимо постоянно совершенствовать и усложнять по мере роста ребенка. Особую роль Лесгафт отводил двигательным упражнениям, формирующим быструю реакцию, умение управлять своим телом и контролировать каждое движение. Такие упражнения помогают научиться контролировать себя и разумно распределять собственные жизненные и физические ресурсы.
8. Ученый призывал уважать личность ребенка и относиться к малышу как к личности с самого рождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий