Всего 35 лет было отведено гениальному русскому живописцу Константину Флавицкому, который родился 25 сентября 1830 года. Талантливый художник, обладающий тонкой и чувствительной натурой и верящий в торжество справедливости, умер от чахотки почти сразу после того, как создал самый яркий свой шедевр – «Княжну Тараканову». Звание профессора исторической живописи, о котором Константин так мечтал, он получил практически посмертно.
Сложная судьба Флавицкого не помешала, а может быть, и способствовала блестящей реализации его таланта. В 9 лет потеряв родителей, мальчик был отдан в воспитательный дом для бедных детей, где и проявились его необыкновенные способности к рисованию. Не получив абсолютно никакой помощи от родственников в детстве, 17-летний Костя получает ее в юности в виде крыши над головой у дяди-архитектора, впечатленного работами юноши. Тот решает «тряхнуть» связями и устраивает его в рисовальную школу Общества поощрения художеств (на стипендию, естественно). Даже такой небольшой поддержки хватило: рисунки Константина настолько талантливы и выразительны, что дальнейшая его судьба может считаться определенной. Необыкновенно перспективного живописца принимают в Императорскую академию художеств, и гордый юноша, не желающий стеснять родственников, уходит «на вольные хлеба». Стипендия мизерна, но, довольствуясь малым, Костя работает все больше и больше, забывая о себе. Недаром на своих изображениях он выглядит гораздо старше своих лет…
За свою короткую жизнь Константин Флавицкий создал немало произведений, большинство из которых находятся в самых знаменитых музеях России, Италии и Франции. Сегодня мы представляем вам самые известные из них. Посмотрим?
Учась в Императорской академии художеств, талантливый живописец выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г.) и получает Малую золотую медаль .Уже в этой работе, — одном из первых произведений юноши, — виден несомненный талант Константина. С какой несомненной одухотворенностью и мастерством выписаны фигуры собравшихся на праведный суд, какое вдохновение выражает осененное истинно и единственно правильным решение лицо Соломона! Чистота ярких красок и лучи света, пронизывающие картину, подчеркивают торжество справедливости.
Эпохальное полотно «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» (1855 г.), написанное Константином в качестве выпускного экзамена, принесло ему Большую золотую медаль и звание пенсионера Академии, а главное — право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Алчные лица и удивительно светлый в своей беспомощности Иаков производят завораживающее и на удивление реальное впечатление: кажется, что вот-вот мы услышим зловещий шепот разбойников. Картина хранится в Государственном Русском музее.
«Итальянка» (1857 г.), — образ очаровательной девчушки воплощен Флавицким в первые годы жизни его в Италии. Нежный румянец на щечках контрастирует со смуглой кожей красавицы и ее одеянием, чудесным образом гармонируя с коралловыми бусами, задумчиво-мечтательная поза ее дышит умиротворением. Картина хранится в Калужском областном художественном музее.
«Нахождение Моисея дочерью фараона» (1860 г.), — библейские мотивы всегда преобладали в творчестве Константина. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на этой земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, — каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Произведение находится в частной коллекции.
Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной«Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г.). Именно эта полная драматической экспрессии работа сделала художника почетным вольным общником академии, но… не академиком, как он надеялся и мечтал. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Изнуренный непосильной работой и не самыми лучшими жизненными условиями организм больше не может сопротивляться…
Произведение хранится в Государственном Русском музее.
Произведение хранится в Государственном Русском музее.
Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г.), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. Виртуозно выраженное Флавицким безмерное отчаяние гибнущей прекрасной девушки, которой некуда бежать из заливаемой волнами темницы, трогает даже тех, кто незнаком с трагической судьбой княжны – авантюристки. По одной из версий она умерла в стенах Петропавловской крепости от чахотки, не дождавшись суда императрицы. По другой же, — менее правдоподобной, — утонула во время знаменитого петербургского наводнения 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара, затопив тюремные камеры и погубив всех узников, которых не успели или не захотели спасти.
К сожалению, блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи оказалось последним в жизни Константина Флавицкого, «Княжна Тараканова» стала лебединой песней гениального художника. Он умер, не дожив до 36 лет всего несколько дней…
Комментариев нет:
Отправить комментарий