среда, 25 сентября 2013 г.

Самые известные картины русского живописца Абрама Архипова


Портрет Архипова кисти И. Репина
Портрет Архипова кисти И. Репина
25 сентября 1930 года умер известный русский живописец Абрам Архипов, известный также под фамилией Пыриков, Народный художник РСФСР. Его произведения чрезвычайно популярны в аукционных домах Кристис и Сотбис, за ними гоняются коллекционеры, ведь тонкий и поэтический талант Абрама Ефимовича позволил ему с необычайной силой и филигранной точностью запечатлеть целый культурный пласт из жизни русского крестьянства. Именно этой теме, зачастую безрадостной и временами откровенно мрачной, но всегда необычайно правдиво выраженной, посвящена большая часть полотен Архипова.
img804
Живописец не боялся темных сторон жизни и не старался их скрыть и как-то приукрасить. Родившись в Рязанской глубинке, он видел их все с раннего детства. Учитель юноши, — Василий Перов, — всегда ратовал за правду; Абрам Ефимович оказался его достойным последователем. Жены и детей у художника не было, — всего себя Архипов посвятил рисованию. Часть его работ была приобретена лично П. М. Третьяковым для своей коллекции, практически все произведения получили награды на каких-либо выставках, их драматическое содержание навсегда останется в памяти у тех, кто хоть раз увидит эти жанровые шедевры. Сегодня, в день памяти талантливого живописца, мы подготовили для вас небольшой обзор из самых известных его работ. Посмотрим?
Посещение больной
Посещение больной
«Посещение больной» (1885 г.), — самая знаменитая работа Абрама Ефимовича, преисполненная тихой печали и глубокого сострадания к людскому горю, именно за нее он получил звание «Классного художника» и большую серебряную медаль в МУЖВЗ. Всего 23 года было юноше, когда он изобразил собственную мать (Архипов вырос в очень бедной семье, которая с огромным трудом собрала средства, чтобы отправить его учиться). Сколько покорности, безнадежности и безотрадности в позах обеих женщин! Убогая полутемная изба, соломенная подстилка на кровати… А в открытую дверь врываются лучи солнечного света, напоминая о существующих где-то радости и красоте.
Лед прошел
Лед прошел
От картины «Лед прошел» (1895 г.) веет весенней бодростью. Ее лирическая задушевность и тонкая поэзия выражены с эпической широтой и размахом. Залиты солнечными лучами люди, пришедшие посмотреть на торжество проснувшейся природы, сорваны оковы зимы и широкие просторы Волги совсем скоро будут полностью свободны…
Прачки
Прачки
Тема изнуряющего труда чрезвычайно полно раскрыта художником в картине«Прачки» (1901 г.). Изнеможение, безнадежность, глубокая душевная апатия и предельная усталость женщин сквозят в каждом мазке Архипова; особенно четко он выразил все это в склоненной фигуре старухи на переднем плане. Современные барышни, уставшие от домашнего хозяйства, должны возблагодарить прогресс за наличие стиральной машины.
Северная деревня
Северная деревня
Пейзаж Архипова «Северная деревня» (1902 г.), — самый известный из его цикла посвященных русскому Северу пейзажей, — отличается торжественным, звучным колоритом, приглушенными красками и удивительным богатством цветовой гаммы. Решительные мазки художника смело и уверенно рисуют перед нами покосившиеся избы на берегу, их самобытную деревянную архитектуру и безлюдный остров на заднем плане.
Женщина в красном
Женщина в красном
Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета картины «Женщина в красном» (1927 г., одна из последних работ талантливого живописца) делают ее красочную гамму мажорной, полной жизнеутверждающей силы. Период крестьянских портретов 30-х г.г. вообще отличается ярко-красной гаммой, излюбленным цветом Архипова на тот период. Это цвет революции, победы, признания. Выросшего в нужде художника особенно сильно волновали наступившие глобальные перемены. Он был абсолютно уверен в том, что наконец-то наступила эра светлого будущего…

Комментариев нет:

Отправить комментарий