25 сентября 1930 года умер известный русский живописец Абрам Архипов, известный также под фамилией Пыриков, Народный художник РСФСР. Его произведения чрезвычайно популярны в аукционных домах Кристис и Сотбис, за ними гоняются коллекционеры, ведь тонкий и поэтический талант Абрама Ефимовича позволил ему с необычайной силой и филигранной точностью запечатлеть целый культурный пласт из жизни русского крестьянства. Именно этой теме, зачастую безрадостной и временами откровенно мрачной, но всегда необычайно правдиво выраженной, посвящена большая часть полотен Архипова.
Живописец не боялся темных сторон жизни и не старался их скрыть и как-то приукрасить. Родившись в Рязанской глубинке, он видел их все с раннего детства. Учитель юноши, — Василий Перов, — всегда ратовал за правду; Абрам Ефимович оказался его достойным последователем. Жены и детей у художника не было, — всего себя Архипов посвятил рисованию. Часть его работ была приобретена лично П. М. Третьяковым для своей коллекции, практически все произведения получили награды на каких-либо выставках, их драматическое содержание навсегда останется в памяти у тех, кто хоть раз увидит эти жанровые шедевры. Сегодня, в день памяти талантливого живописца, мы подготовили для вас небольшой обзор из самых известных его работ. Посмотрим?
«Посещение больной» (1885 г.), — самая знаменитая работа Абрама Ефимовича, преисполненная тихой печали и глубокого сострадания к людскому горю, именно за нее он получил звание «Классного художника» и большую серебряную медаль в МУЖВЗ. Всего 23 года было юноше, когда он изобразил собственную мать (Архипов вырос в очень бедной семье, которая с огромным трудом собрала средства, чтобы отправить его учиться). Сколько покорности, безнадежности и безотрадности в позах обеих женщин! Убогая полутемная изба, соломенная подстилка на кровати… А в открытую дверь врываются лучи солнечного света, напоминая о существующих где-то радости и красоте.
От картины «Лед прошел» (1895 г.) веет весенней бодростью. Ее лирическая задушевность и тонкая поэзия выражены с эпической широтой и размахом. Залиты солнечными лучами люди, пришедшие посмотреть на торжество проснувшейся природы, сорваны оковы зимы и широкие просторы Волги совсем скоро будут полностью свободны…
Тема изнуряющего труда чрезвычайно полно раскрыта художником в картине«Прачки» (1901 г.). Изнеможение, безнадежность, глубокая душевная апатия и предельная усталость женщин сквозят в каждом мазке Архипова; особенно четко он выразил все это в склоненной фигуре старухи на переднем плане. Современные барышни, уставшие от домашнего хозяйства, должны возблагодарить прогресс за наличие стиральной машины.
Пейзаж Архипова «Северная деревня» (1902 г.), — самый известный из его цикла посвященных русскому Северу пейзажей, — отличается торжественным, звучным колоритом, приглушенными красками и удивительным богатством цветовой гаммы. Решительные мазки художника смело и уверенно рисуют перед нами покосившиеся избы на берегу, их самобытную деревянную архитектуру и безлюдный остров на заднем плане.
Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета картины «Женщина в красном» (1927 г., одна из последних работ талантливого живописца) делают ее красочную гамму мажорной, полной жизнеутверждающей силы. Период крестьянских портретов 30-х г.г. вообще отличается ярко-красной гаммой, излюбленным цветом Архипова на тот период. Это цвет революции, победы, признания. Выросшего в нужде художника особенно сильно волновали наступившие глобальные перемены. Он был абсолютно уверен в том, что наконец-то наступила эра светлого будущего…
Комментариев нет:
Отправить комментарий