четверг, 26 сентября 2013 г.

7 ЯЗЫКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТА, КОТОРЫМ ГРОЗИТ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ


26 сентября – Европейский день языков. Мы вносим свой скромный вклад в празднование этой даты: рассказываем о языках, которые слышно все реже и демонстрируем ролики с речью их носителей.
1. Вепсы отделились от прочих финно-угорских народов веке примерно в 10, да так и жили до недавнего времени особняком, в труднодоступных селах Карелии и Ленобласти. До 1917 года их официально именовали «чудью», и под таким наименованием этот славный народец вошел в русские сказки и былины. Сегодня вепсов осталось примерно 6000 человек, и они стремительно ассимилируются.
2. На юге Германии, в Саксонии, до сих пор сохраняется небольшой этнический очаг лужицких сербов. Они единственные из полабских славян умудрились сохранить 2 своих языка: верхнелужицкий и нижнелужицкий, несмотря на многочисленные попытки насильственной германизации, начатые при Карле Великом и закончившиеся со смертью Гитлера. Но то, что не удалось германским империалистам, довершила глобализация. Верхнелужицкий язык еще используется в образовании, прессе и т.п., постепенно уступая место немецкому. А нижнелужицкий – умирает: на нем говорит лишь 7000 человек, и их число все меньше с каждым днем.
3. Идиш – это германский язык европейских евреев-ашкенази, на котором в начале 20 века разговаривали 11 миллионов человек. После известных всем печальных событий культура идиш стала угасать: евреи США стремительно перешли на английский, а израильтяне – на иврит. Тем не менее, евреи-традиционалисты в разных концах мира по-прежнему считают идиш родным языком. Но его редкие разновидности – например, бессарабский идиш – сегодня можно услышать лишь в ходе этнографической экспедиции в молдавское захолустье.
4. Ирландский (гэльский) язык одни лингвисты считают угасающим, другие – лишь «неблагополучным». Скептики оценивают количество реально говорящих на нем в 65000 человек. Но ирландцы слишком гордый народ, чтобы признать свою культурную ассимиляцию, поэтому в официальных переписях число владеющих им всегда оказывается в районе полутора миллионов.
5. На бретонском языке разговаривали кельты, заселившие север Франции в раннем средневековье. С течением времени они все меньше становились бретонцами и все больше – французами. Богатейшая литературная традиция бретонцев к 17 веку увяла, а в 19 веке на этом языке даже запретили преподавать. Тем не менее, сегодня на нем свободно изъясняются 270 тысяч человек, а по российским каналам даже одно время шел забавный ситком «Иможен Ледентек из Плюгерека» о взбалмошной бретонке средних лет.
6. В 1768 году Италия уступила Франции остров Корсика вместе с его вполне итальянским населением. Уроженец Корсики Наполеон Бонапарт прославил родной остров и до сих пор воспламеняет своим примером сердца его жителей, которые периодически устраивают референдумы об отделении от Франции. Тем временем, французский язык все больше вытесняет из употребления корсиканский диалект итальянского, который в обозримом будущем останется лишь на вывесках и в меню местных тратторий.
7. Гуцульский язык – это наречие карпатских украинцев-гуцулов. Когда они жили под властью Австро-Венгрии, им было отказано в праве считаться украинцами. Сегодня гуцульский язык и культура признаются властями Украины, но многие украинцы считают гуцулов горцами-чужаками. А фильм Параджанова о гуцулах «Тени забытых предков» Эмир Кустурица назвал лучшим из когда-либо снятых на этой земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий