пятница, 11 июля 2014 г.

Кавказский заколдованный круг

Тбилиси в спешном порядке подписал соглашение об ассоциации с ЕС и надеется на скорое принятие графика для вступления Грузии в НАТО
Кавказский заколдованный круг
Фото: ИТАР ТАСС / EPA
Найдется не так уж много вещей, с которыми согласятся все русские. Но одна из них — это Южный Кавказ и Грузия, их Аркадия, их страна мечты. Еще Пушкин и Лермонтов восхищались живописными ландшафтами и неторопливым течением жизни в здешних краях. Любовь к Кавказу питали не только великие поэты: в советские времена сотни тысяч трудящихся могли ежегодно хоть ненадолго сменить суровые рабочие будни севера на пальмы, пляжи, море и тенистые виноградники.
Полчища туристов были вместе с тем нашествием оккупантов. Грузия подвергалась интенсивной русификации, ее душили своей любовью сначала цари, а затем и коммунистические вожди. Но в 1991 году Советский Союз распался, и его южный уголок вместе с другими республиками получил независимость.
Только полуостров Крым с субтропическим южным побережьем так же восхищал и так же манил россиян от Москвы до Владивостока. В народе Крым называют «нашей жемчужиной». В марте Владимир Путин, не считаясь с международным правом, вернул в свою империю первое черноморское сокровище. А что со вторым?
Со времени кавказской войны 2008 года Россия фактически оккупирует пятую часть территории Грузии, признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, установила там марионеточные режимы и периодически провоцирует Тбилиси, проводя военные учения на границе. Министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе убеждена: «На самом деле мы никогда не переставали бояться русских». Ведь может повториться конфликт, подобный украинскому, предупреждает фонд Фридриха Эберта.
27 июня Евросоюз торжественно заключил в Брюсселе с Грузией (а также с Украиной и Молдавией) соглашения об ассоциации, дата подписания была в спешном порядке перенесена на более ранний срок. В сентябре в Уэльсе пройдет очередной саммит НАТО, и правительство в Тбилиси надеется, что он станет еще одним недвусмысленным сигналом, что на нем будет предложен график вступления в оборонительный альянс, идея которого ранее уже получила принципиальное одобрение.
Но пожелают ли европейцы принять в состав ЕС кавказское государство с площадью Баварии и 4,5 миллионами жителей, если НАТО действительно расширится в направлении Передней Азии? Возможно, сами грузинские политики захотят развязать кровопролитный конфликт, который вынудит альянс вмешаться?
В новейшей истории Грузии наверх выбились двое мужчин. 46-летний Михаил Саакашвили — юрист из хорошей семьи, получивший образование в лучших университетах, быстро стал любимцем Запада; его прозвали «кавказским Кеннеди». 58-летний Бидзина Иванишвили всего добился самостоятельно; выходец из бедной крестьянской семьи стал благодаря бизнесу в России миллиардером, а затем и премьер-министром у себя на родине; прозвище от прессы — «таинственный» министр иностранных дел Майя Панджикидзе служила под началом как первого, так и второго, знает их сильные и слабые стороны и, будучи профессором германистики, действительно понимает, как устроен Запад.
Поездка по Грузии, по центрам ее силы и бессилия может показаться путешествием во времени. Современным фасада не под силу скрыть прошлое, с которым так и не разобрались – здесь, в стратегическом междуцарствии, в зале ожидания европейского и азиатского мира.
Батуми – бурно развивающийся город, важный порт и столица туризма
Европа «отметилась» в Батуми задолго до появления Евросоюза: в античные времена на месте «глубокого порта» была греческая колония, позднее — римский торговый пункт. Но старый город несет отпечаток и османского владычества. Балконы выкрашены в кричащие цвета, новая площадь в центре со звонницей напоминает Венецию, может показаться, что ты попадаешь не то в Диснейлэнд, не то в Голливуд. Если из-за угла вдруг появится Микки Маус рука об руку с Белоснежкой, это вряд ли кого-нибудь удивит. Батуми – квинтэссенция китча. Но, похоже, многочисленным туристам это нравится.
Sheraton и Radisson здесь уже представлены, Hilton и Kempinski строятся наперегонки, заложен первый камень небоскреба как на Манхэттене. В город приезжают любопытствующие не только из соседней Турции, но и из Израиля, и из Ирана: в Тель-Авив и в Тегеран есть чартерные и регулярные рейсы. Главная достопримечательность наряду с ухоженными садами и пляжами – многочисленные казино.
Кому город обязан столь стремительным подъемом? Мише, убежден мужчина на ресепшен «Интуриста». Мише, подтверждает официант из ресторанчика на площади Пьяцца. Мише, как в хорошем, так и в плохом, ведь его правительство получало со строительных подрядов миллионные откаты, говорит местный политик в Irish Pub на условиях анонимности.
«Миша» – Михаил Саакашвили, один из инициаторов «революции роз», которая в 2003 году смела выдохшуюся старую гвардию и самого бывшего партийного функционера и друга Германии Эдуарда Шеварднадзе. Полит-новичок быстро стал любимцем не только соотечественников, но и западных журналистов. Беззаботный молодой человек, приятный в обращении, получал образование в Колумбийской школе права и Международном институте прав человека в Страсбурге.
В 2004 году он и его Единое Национальное Движение по итогам свободных выборов одержали убедительную победу. Президент пригласил американских консультантов и инвесторов, капиталовложения в инфраструктуру страны выражались сотнями миллионов, по принципу: что можно — облагородить, что нельзя – снести. Правительство объявило войну мелкой преступности.
Но меряться силами с коррупцией большого бизнеса любимец Запада не решился. А вскоре при желании можно было разглядеть и его фатальную склонность к авторитаризму. Тюрьмы стали наполняться. Но, казалось, это не смущало друга Саакашвили Джорджа Буша-младшего, продолжавшего нахваливать нового союзника. Ободренный этим, президент Грузии пошел на авантюру.
Когда летом 2008 года участились провокации со стороны сепаратистов в Южной Осетии при военной поддержке России, Саакашвили отдал приказ о начале нелепой военной операции: грузинские танки вошли на территорию, которую контролировали совместные российские и южноосетинские силы безопасности. Русские дали мощный военный ответ и вынудили грузинов отступить к 50-му километру от Тбилиси. Вина за случившееся лежала на обеих сторонах, констатировала впоследствии комиссия ЕС, но вооруженная эскалация была на совести Саакашвили. Кремль никогда полностью не придерживался мирного плана по деэскалации, разработанного Европейским Советом, многие грузины были изгнаны или бежали из Южной Осетии. Конфликт продолжает тлеть.
В Тбилиси началась пропаганда «западных ценностей». Но не позднее осени 2012 года стало понятно, что Саакашвили ориентируется скорее на Гуантанамо и Абу-Грейб, чем на билль о правах. Пытки в тюрьмах, заснятые на видео, возмутили людей, что привело к сокрушительному поражению на парламентских выборах.
Уже несколько месяцев Саакашвили в качестве приглашенного профессора читает лекции в Университете Тафтса близ Бостона. Но в то же время он старается, чтобы о нем не забыли как о политике: обращается к ликующей толпе в Киеве («Российская империя прекратит свое существование на Майдане»), нервирует своих преемников на родине, щедро раздавая непрошеные советы. Судя по всему, «кавказский Кеннеди» все еще надеется вернуться в политику.
Тбилиси — живописная столица на холмах и берегах Куры
Издали и при ночном свете фонарей столица с ее церквями, мечетями и синагогами, наплозающими друг на друга крышами и декорированными деревянными балкончиками, увитыми виноградом, производит идиллическое впечатление. Что-то напоминает Сараево, что-то — южную Францию. И только вблизи замечаешь кричащую, хаотичную, избыточную реставрацию и безудержный строительный бум, которые до сих пор препятствовали включению старого Тбилиси в список всемирного культурного наследия.
В красивом старинном здании в конце крутого мощеного булыжником переулка расположено министерство иностранных дел. Нынешний министр, 53-летняя Майя Панджикидзе, изучала германистику в Йене, была послом Грузии в Берлине, в период опалы преподавала немецкий в университете. Дочь писателя занимала дипломатические посты при Шеварднадзе, при Саакашвили и, наконец, при влиятельном политике Бидзине Иванишвили. Насколько последние двое отличаются друг от друга?
«Я с восторгом приветствовала ,революцию роз‘, — верила Саакашвили. — И только позднее у меня стали появляться сомнения, вызванные его авторитарным стилем руководства и многочисленными произвольными арестами. Но как посол я до последнего лояльно представляла свою страну — пока меня не отправили в отставку в результате интриги. На самом деле это было преследование всех членов семьи: муж моей сестры, ныне министр обороны, примкнул к оппозиции — как позднее и я».
Что отличает «Грузинскую мечту» Иванишвили? «Теперь у нас есть свободная, критическая пресса и независимые суды. Недавно международные наблюдатели подтвердили, что местные выборы прошли безупречно, мы приняли закон о недопущении дискриминации, защищающий права меньшинств. Мы сдали все демократические экзамены». Путь в Европу для Панджикидзе — это «возвращение в семью, к которой мы принадлежим и чьи представления о ценностях разделяем».
Министр иностранных дел верит, что сближение с Грузией выгодно и Евросоюзу: «Брюсселю нужны союзники в регионе». Панджикидзе надеется, что будет выработан конкретный график вступления страны в НАТО, подчеркивает заслуги Тбилиси в этой связи: Грузия представлена в Афганистане самым большим контингентом из всех государств, не входящих в НАТО, грузинские военные участвуют и в операции в ЦАР. Но недавно из Брюсселя поступила информация, что НАТО пока воздержится от принятия Грузии — несмотря на принципиальное согласие, данное в 2008 году — но предложит «весомый пакет». Этого мало? «В Тбилиси есть определенные ожидания, люди хотят все и сразу», — вздыхает Панджикидзе.
Россия может «существенно» помешать планам Тбилиси. Грузия не зависит от российского газа так, как Украина или Армения, зато Москва может по своему усмотрению подогревать обстановку с территории мятежных Абхазии и Южной Осетии, как это уже случалось в недавней истории, продолжая строить пограничные сооружения или нарушая воздушное пространство на самолетах ВВС. Пока все ограничивалось скорее небольшими уколами, но ситуация может измениться. «Это не то, на что мы надеемся, но мы готовы ко всему», — отмечает Панджикидзе.
Перед зданием парламента в Тбилиси православные священники раздают листовки: «Европа разлагает нас и пропагандирует однополые браки!» Прохожие бойко разбирают их, в прошлом году тысячи грузинов протестовали против«дьявольского» разложения Западом нравов в стране.
Возможно, политики в Грузии прогрессивнее, чем народ? И кто такой на самом деле этот Иванишвили, ставший в России миллиардером и имеющий хорошие отношения с кремлевской командой? Он уединился в стеклянном дворце над городом, но, полагают все эксперты по грузинской политике, сохраняет бразды правления в своих руках. Иванишвили сам занимал пост премьера, он основал межпартийное объединение «Грузинская мечта», в октябре 2012 года нанесшее Саакашвили поражение на парламентских выборах. Чего хочет политик, которого прозвали «таинственным»?
Гори — Небольшой городок близ границы, место рождения и почитания Сталина
Всего в часе езды от Тбилиси с «Музеем советской оккупации (1921-1991 гг.)» находится совсем другой памятник истории: музей Сталина — со статуей, бюстами и фотографиями вождя в окружении ликующих масс. Заплатив два евро, посетители могут осмотреть спартанский дом Джугашвили и подлинный железнодорожный вагон, в котором ездил по стране советский правитель. На двух этажах выставлены документы и фотографии — вот Иосиф в юности, вот товарищ Сталин встречается с великими мира сего, вот его посмертная маска. О миллионах жертв сталинской политики ни слова — как будто один из самых чудовищных организаторов массовых убийств XX века еще не стал частью истории.
Миллиардер Иванишвили якобы хотел закрыть скандальный музей, огромную статую Сталина демонтировали из центрального парка и поместили на склад, но сам мемориальный комплекс, открытый в 1957 году, претерпел скорее незначительные изменения. В Грузии Сталин пользуется еще большей популярностью, чем в России, его деятельность положительно оценивают 45% населения. Многие гордятся своим земляком — и это чувство перевешивает отвращение к его злодеяниям.
Или, возможно, почитание Сталина безотчетно связано с тоской по советской империи и «сильной руке»? У мужчин на рыночной площади небольшого городка не заметно отторжения советского прошлого, хотя в 2008 году российские войска наносили удары по Гори. Люди восхищаются Сталиным — и Иванишвили, «человеком дела», политиком, возможно, авторитарным, но зато эффективным.
Иванишвили, пятый ребенок в крестьянской семье, появился на свет в селе Чорвила, что западнее Гори. Он учился на экономиста в Тбилиси и Москве, в годы перестройки начал торговать компьютерами, основал банк и приобрел акции металлургических компаний. Иванишвили как царь Мидас обращает в золото все, к чему прикасается; доказать его причастность к каким-то темным делам никому не удавалось, хотя все понимают, что в те времена невозможно было стать миллиардером, не имея определенных связей — и не отличаясь достаточной бесцеремонностью.
Человек, самостоятельно выбившийся наверх, питает слабость к искусству; так, за картину Пикассо он заплатил 95 млн долларов. И он — абсолютно легально — переводит предпринимательские доходы в офшоры, такие как Британские Виргинские острова, экономя на налогах.
Какое-то время у Иванишвили было гражданство России. Он отказался от него, когда возглавил движение «Грузинская мечта» и стал политическим оппонентом Саакашвили. Он не намерен менять западной «привязки» Грузии, но в то же время стремится к хорошим отношениям с Москвой. Уверенности, что удастся совместить первое и второе, у него быть не может: это кавказский заколдованный круг.
После многолетнего бойкота экспорт грузинских вин в Россию возобновился. Да и в отношении «европейских» амбиций в Тбилиси Путин демонстрирует сдержанность — возможно, он и здесь прибегает к обманным маневрам и маскировке. Действует столь же непрозрачно, как и олигарх Иванишвили, о котором никто не может с уверенностью сказать, насколько велика его близость к президенту России. И есть ли между ними негласные договоренности. И не выйдет ли, что однажды Иванишвили втянет НАТО в конфликт с Москвой. Всего после 13 месяцев на посту, в конце 2013 года, «непрозрачный» премьер подал в отставку и теперь контролирует политику, оставаясь в тени — продвигая своих друзей по партии на ключевые посты.
Запад не честен с Грузией: ее вступление в НАТО на настоящий момент столь же нереалистично, как и полное членство в ЕС. И Грузия не до конца честна с Западом: на самом деле она еще очень далека от того, чтобы выполнять критерии Брюсселя. Молодежь смело смотрит в сторону Европы, но многие из старшего поколения ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне времен стагнации СССР. Никто не говорит таких вещей вслух, но большинству это известно.
Решение о том, что будет дальше, будет приниматься прежде всего в Москве. Там, где эту Грузию любят до смерти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий