Злая сила Ричарда Никсона
16 июля 2014, 19:41Ольга Кузьменко
«Русская планета» вспоминает биографию единственного президента США, ушедшего в отставку из-за коррупционного скандала
16 июля 1973 года во время прямой трансляции слушаний по Уотергейтскому делу один из помощников президента Ричарда Никсона Александр Баттерфилд сообщил, что Никсон записывал на пленку все свои разговоры в Овальном офисе и других помещениях Белого дома. Эти показания дали новый поворот расследованию одного из самых громких политических и коррупционных скандалов в истории, затронувших 69 государственных служащих США, 48 из которых были признаны виновными. Президент Никсон, хотя и не понес никакого наказания, был вынужден уйти в отставку.
Никсон: начало
Политическая карьера республиканца Ричарда Никсона началась в 1945 году, когда он получил кресло в Конгрессе. Через пять лет он стал сенатором, а в 1953 году — вице-президентом при президенте Дуайте Эйзенхауэре. Избирательная кампания сопровождалась скандалом: Никсона обвинили в использовании части предвыборного фонда в личных целях, в частности, на покупку своим детям щенка кокер-спаниеля. Политик все обвинения отрицал и утверждал, что собаку ему подарили друзья.
Ричард Никсон с кокер-спаниелем. Фото: AP
В 1960 году Никсон баллотировался в президенты от Республиканской партии, но тогда его с минимальным отрывом обошел демократ Джон Кеннеди. После неудавшейся попытки избраться на пост губернатора Калифорнии, Никсон дал пресс-конференцию, на которой обвинил СМИ в покровительстве своему оппоненту и объявил о своем уходе из политики.
Этот «уход», однако, продлился недолго. Переждав следующие президентские выборы, в 1968 году Никсон снова выдвинул свою кандидатуру. Граждане США тогда переживали тяжелые, полные неуверенности в завтрашнем дне времена. Во ходе кампании Никсон позиционировал себя как человека, способного сплотить американскую нацию и восстановить порядок. Обещание «благородно» закончить разорительную войну во Вьетнаме и голоса «молчаливого большинства» помогли кандидату от Республиканской партии выиграть выборы с перевесом в 0,7% голосов.
Начало его президентства ознаменовалось высадкой американских астронавтов на Луну, а также выводом американских войск из Вьетнама. Никсон также активно занимался решением внешнеполитических проблем, а в конце своего первого срока стал первым американским президентом, посетившим Китай и Советский Союз.
Водопроводчики
В 1971 году газета The New York Times опубликовала документы Пентагона, свидетельствующие о том, что администрация предшественника Никсона Линдона Джонсона намеренно добивалась эскалации войны во Вьетнаме, что вызвало новый виток недоверия американцев к действиям властных структур. Сразу после этого Никсон создал секретное подразделение, получившее название «Водопроводчики Белого Дома». Первое задание, которое они выполнили: пробраться в офис бывшего аналитика госдепартамента США Дэниела Эллсберга, слившего документы журналистам, с целью найти на него какой-нибудь компромат.
В 1972 году Никсон баллотировался на второй срок. 17 июля, в разгар предвыборной кампании, полиция арестовала пятерых человек, пытавшихся установить прослушку в помещении штаб-квартиры Национального комитета Демократической партии в гостиничном комплексе «Уотергейт» в Вашингтоне. Мужчины были в деловых костюмах и резиновых хирургических перчатках. При обыске у них было обнаружено два мини-микрофона, набор отмычек и $5300 наличными. Один из арестованных — Джеймс Маккорд — оказался бывшим агентом ЦРУ и сотрудником Комитета за переизбрание президента. Еще один взломщик был специалистом по электронике, остальные трое — кубинскими эмигрантами и членами антикастровского движения.
На первый взгляд совершенное ими преступление выглядело как обычное ограбление. Расследованием дела занялась группа сотрудников ФБР под руководством заместителя директора Федерального бюро Марка Фелта. Оказалось, что мужчины проникли в штаб-квартиру по указанию руководителей «водопроводчиков», бывшего агента ЦРУ Говарда Ханта и консультанта Комитета за переизбрание президента Гордона Лидди. В январе 1973 года Хант и Лидди были признаны виновными в организации прослушки, и вместе со своими подчиненными получили небольшие тюремные сроки.
Во время избирательной кампании расследование дела продвигалось достаточно вяло. Несмотря на постоянно всплывающие подробности о том, какую роль в этой истории играл сам президент, в ноябре 1972 года Никсона переизбрали на второй срок.
Глубокая Глотка
Внимательнее всего за развитием событий следили журналисты газеты The Washington Post Боб Вудворт и Карл Бернстайн. Исследователи называют работу репортеров переломным моментом в истории американской журналистики, поскольку Вудворту и Бернстайну с помощью репортажей удалось сделать то, чего раньше не удавалось никому — подорвать авторитет избранного абсолютным большинством голосов главы государства настолько, что он был вынужден уйти.
Ричард Никсон (в центре) среди свердловских школьников во время визита в СССР. Фото: РИА Новости
В отличие от большинства американцев, которые заинтересовались Уотергейтским процессом только после начала слушаний, Вудворт и Бернстайн не оставляли это дело без внимания с момента задержания «водопроводчиков». В сентябре 1972 года они опубликовали материал о бывшем генпрокуроре Джоне Митчелле, который, по их сведениям, контролировал секретный республиканский денежный фонд, из которого оплачивались работы по сбору компромата на кандидатов от Демократической партии.
Через две недели репортеры, ссылаясь на установленные агентами ФБР факты, описали размах предвыборной кампании Никсона. «Установление слежки за семьями кандидатов от Демократической партии и составление досье об их личной жизни, публикация фальшивых писем в СМИ, снабжение журналистов ложной или выдуманной информацией, срыв предвыборных мероприятий, добыча конфиденциальных файлов о кампании», — вот неполный список того, чем занимались люди Никсона в рамках, казалось, рутинного процесса изучения оппонента.
В феврале 1973 года в Сенате была создана специальная комиссия по расследованию Уотергейтского дела. Вудворд и Бернстайн вели свое параллельное расследование, регулярно публикуя на страницах The Washington Post сенсационные подробности скандала. Репортеры черпали необходимую информацию из близкого к правящим кругам источника, которому дали двусмысленный псевдоним Глубокая Глотка (аллюзия на одноименный порнофильм 1972 года). Общественный интерес уже заключался не в том, стоит ли Никсон за группой из пяти пойманных взломщиков, а то, как президент реагирует на все новые компрометирующие его администрацию и его самого подробности.
«Я не жулик»
По мере того, как свидетели давали показания, все больше людей из окружения Никсона оказывались вовлеченными в преступную схему. В апреле 1973 года ушли в отставку глава управления делами президента Боб Хэлдеман, советник президента по внутренней политике Джон Эрлихман и генеральный прокурор США Ричард Клейндинст. Через год их признали виновными в сговоре с целью препятствия расследованию и назначили им разные сроки лишения свободы.
Тогда же в апреле Никсон уволил советника Белого дома Джона Дина, который стал одной из ключевых фигур в расследовании Уотергейтского скандала после того, как исполняющий обязанности директора ФБР Патрик Грей дал показания в юридическом комитете Сената. Когда Грея спросили, имеют ли сотрудники Белого дома доступ к материалам следствия, глава ФСБ ответил, что лично передал их Дину, а затем по указанию советника уничтожил записи, касающиеся Говарда Ханта.
Параллельно сенатскому комитету, расследованием занималась специальная ведомственная комиссия, которую по поручению Никсона создал новый генеральный прокурор Элиот Ричардсон. Ее главой, то есть государственным обвинителем по особо важным преступлениям стал Арчибальд Кокс.
В мае начались слушания по Уотергейтскому делу, которые в прямом эфире транслировались на всю страну. В зале суда Дин признался, что обсуждал планы по препятствованию расследования Уотергейта с Никсоном как минимум 35 раз. Затем следствие обнаружило адресованную Эрлихману записку с описанием детального плана ограбления офиса психиатра обвиняемого по делу о документах Пентагона Даниэля Эллсберга.
В июле бывший сотрудник аппарата президента Александр Баттерфилд рассказал, что Никсон записывал все свои разговоры и телефонные звонки в стенах Белого дома. Эти пленки должны были стать главной уликой в Уотергейтском деле, но Никсон отказался отдать их сенатскому комитету и комиссии Кокса, ссылаясь на привилегию исполнительной власти — право должностных лиц не предоставлять информацию законодательной власти и судам.
Офисное здание Уотергейт. Фото: Bob Daugherty / AP врез: Марк Фелт. Фото: AP
В октябре Никсону пришлось искать нового вице-президента: подозреваемый в покрывании незаконной деятельности сотрудников Белого дома Спиро Эгню подал в отставку в связи с обвинениями в коррупции. Новым вице-президентом стал лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Джеральд Форд.
Следствие продолжало требовать записи разговоров Никсона. Президент нашел выход в передаче их сенатору-демократу Джону Стеннису, который бы подготовил доклад по их содержанию и предоставил комиссии Кокса. Гособвинитель по особо важным преступлениям отказался, и тогда Никсон приказал Ричардсону уволить его. Глава министерства юстиции отказался выполнять приказ и подал в отставку. Вслед за ним ушел и его заместитель Уильям Ракелсхауз, к которому президент обратился с аналогичной просьбой. Заместитель генерального прокурора Роберт Борк, который стал самым старшим сотрудником в министерстве, Кокса все-таки уволил, мотивировав свой поступок тем, что кому-то все равно придется подчиниться президенту. Журналисты окрестили эти события, произошедшие вечером 20 октября 1973 года, «субботней резней», а для Конгресса они стали поводом задуматься об импичменте.
В ноябре президент США выступил с речью «Я не жулик!», в которой отрицал все обвинения в свой адрес, после чего наконец передал пленку прослушки новому главе специальной комиссии по расследованию Уотергейта стал Леону Яворски. По неустановленным причинам на кассете были стерты 18,5 минут записи, но Белый дом свою причастность к этому обстоятельству отрицал. Глава администрации президента Александр Хейг предположил, что фрагменты пленки стерла «какая-то злая сила». Запись так и не удалось восстановить.
Амнистия для президента
В начале марта 1974 года обвинительные приговоры были вынесены еще одной «уотергейтской семерке», в том числе бывшему генпрокурору Митчеллу, ушедшим в отставку Эрлихману и Хэлдеману и еще четырем ближайшим помощникам Никсона. Яворски потребовал записи переговоров президента с осужденными, но Белый дом предоставил следственной комиссии только 1200 страниц прошедших редактуру расшифровок.
Но Яворски нужно было не это, а пленка, которую сам президент назвал «дымящимся ружьем» («smoking gun»). Это был разговор Никсона и Хэлдемана, записанный в Овальном кабинете 23 июня 1972 года, через шесть дней после поимки «водопроводчиков», из которого очевидна причастность президента к этому эпизоду. В конце июля 1974 года Верховный суд обязал Никсона предоставить запись этого и еще 63 разговоров следственной комиссии. 5 августа «дымящееся ружье» было предано огласке. Через четыре дня Никсон стал единственным подавшим в отставку американским президентом.
Джаральд Форд, ранее назначенный вице-президентом вместо ушедшего в отставку Эгню, теперь автоматически стал президентом США. 8 сентября 1974 года он воспользовался правом на помилование и амнистировал Никсона за все выявленные и невыявленные преступления.
В мае 2005 года бывший заместитель директора ФБР Марк Фелт признался, что это он был осведомителем Вудворда и Бернстайна Глубокой Глоткой. Молчать в течение 30 лет его заставил страх наказания за совершенное должностное преступление, но истекший срок давности и поддержка семьи, которая считает его героем, подтолкнули Фелта раскрыть себя. Через три года 95-летний осведомитель скончался в калифорнийском хосписе.
Подробнееhttp://rusplt.ru/world/nikson-i-ego-druzya-11313.html
Подробнееhttp://rusplt.ru/world/nikson-i-ego-druzya-11313.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий