четверг, 17 июля 2014 г.

Русский ответ на американский пресс

ФОТО РИА НОВОСТИ
Усиление внешнего давления на Россию не может не отразиться на приоритетах ее бюджетной политики. Государство будет больше внимания уделять расходам на оборону и безопасность
Правительство намерено повысить бюджетные расходы на оборону и национальную безопасность. Как ожидается, уже к 2017 году затраты на эти сферы составят четверть бюджета. По словам высокопоставленных источников в правительстве, финансирование социальной сферы за три года будет сокращаться, а рост затрат на нацоборону вызван во многом тем, что сейчас государство нацелено на импортозамещение военной продукции, в связи с чем необходимо выделение дополнительных средств на развитие соответствующих производств.
В четверг прошло заседание правительства, посвященное корректировкам расходов федерального бюджета на 2015–2017 годы. В открытых материалах к мероприятию не было сведений об изменениях в основной финансовый документ страны в сфере национальной обороны и нацбезопасности. Но эти вопросы давно проходят под грифом «для служебного пользования» и «секретно». Проектировки бюджета на ближайшие три года предварительно одобрены правительством, но так как доходы бюджета не растут, правительству ничего не остается, как перераспределять средства по приоритетным статьям расходов.
Как сообщил источник в Белом доме, до 2017 года будут повышаться траты на национальную оборону за счет постепенного снижения расходов на социалку. Текущий и последующий годы останутся социально ориентированными по бюджету. Однако если в 2015 году расходы на социалку составят 27,3%, уже в 2016-м начнется снижение затрат на эту сферу, и к 2017-му траты составят 26,5%. А вот рост финансирования национальной обороны и безопасности к 2017 году будет более ощутим. Если сейчас на оборону приходится 17,7% бюджета, к 2017-му показатель будет превышать 21%.
Рост затрат на нацоборону источники в правительстве связывают с принятым ранее решением увеличить расходы в рамках гособоронзаказа. Государство под прессом санкций нацелилось на импортозамещение военной продукции, в связи с чем необходимо выделение дополнительных средств на развитие соответствующих производств. На состоявшемся на прошлой неделе заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества (ВТС) РФ с иностранными государствами президент Владимир Путин указал на необходимость устранения в кратчайшие сроки проблемы импортозамещения в оборонной промышленности. «По ряду направлений в российском ОПК еще сохраняются пробелы. Они должны быть устранены в кратчайшие сроки. Знаю, что Минобороны и правительство РФ проработали фактически все эти вопросы. Хочу еще раз подчеркнуть, это принципиально важно в первую очередь для программы переоснащения отечественных Вооруженных Сил. Все это реально, все это будет сделано. И, судя по всему, конечно, потребует дополнительных денег, но абсолютно подъемных денег и не обременяющих бюджет», - заверил он.
На сегодняшнем заседании правительства глава кабмина Дмитрий Медведев заявил, что Россия вынуждена перестраивать экономические модели развития из-за санкций США и переходить на импортозамещающие технологии. «Мы вынуждены перестраивать экономические модели развития в связи с этими решениями, переходить к импортозамещающим технологиям, в большей степени использовать внутренние источники роста, включая и финансовые ресурсы. Это нормально, а в чем-то даже неплохо для нашей экономики, в чем-то это даже полезно», — цитирует Медведев РИА Новости. Премьер подчеркнул, что давление на Россию не может не отразиться на бюджетной политике РФ и ее приоритетах. «Социальные обязательства, безусловно, все будут исполняться, для этого денег у нас достаточно. Но помимо этого нам придется большее внимание уделять расходам на оборону и безопасность», — сказал Медведев.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизовговорит, что увеличение оборонных расходов может быть связано как с оперативной готовностью наших Вооруженных сил, так и с потребностями импортозамещения. «Готовность наших войск – вопрос сегодня абсолютно не праздный, - пояснил он «Эксперт Online». –Украина, наверняка, продолжит курс на милитаризацию, и силовые инциденты будут учащаться. И хотя трудно предположить вмешательство стран НАТО в этот конфликт, риск военно-политического шантажа со стороны США существовал всегда и теперь он только растет. Вопросы импортозамещения также вошли в фазу срочных проектных задач и требуют оперативного финансирования. А с учетом очередного транша санкций против российских компаний экстренные траты на этом направлении тем более оправданы».
Однако сопредседатель «Деловой России», председатель совета директоров и главный аналитик ОАО ОПК «Оборонпром» Антон Данилов-Данильян указывает, что расходы на импортозамещение лишь отчасти можно отнести к оборонными. «Предприятия ОПК выпускают огромное количество гражданской продукции, и вложения в модернизацию таких производств нельзя назвать расходами на армию»,- пояснил он «Эксперт Online».
Не стоит делать вывод, что украинский фон обязательно подтолкнет правительство к прямому увеличению бюджетных трат на оборону и безопасность, уверена замглавы комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»). Она напомнила, что в совокупности эти статьи составляют примерно треть бюджетных расходов - 16–18% и 12–15% соответственно. При этом даже формальное повышение бюджетных расходов необязательно будет означать фактический рост финансирования обороны и безопасности. Речь может идти о простом изменении схемы финансирования — к примеру, отказу от финансирования оборонного заказа посредством кредитов и переходу к прямому бюджетному финансированию, указала Дмитриева «Известиям».
В Госдуме обсуждение этого вопроса возможно после того, как окончательное решение примет правительство. Однако депутаты — члены профильных комитетов полагают, что необходимость повышения расходов на оборону и безопасность никому объяснять не нужно. Депутат-единоросс Евгений Федоров, входящий в думский комитет по бюджету, уверен, что правительство реагирует на конфликтную ситуацию, которую провоцирует Запад. Его коллега по комитету Виктор Паутов (КПРФ) полагает, что бюджет на 2015–2017 годы постараются сориентировать как на социальную поддержку населения, так и на обороноспособность страны. «Я бы поддержал увеличение расходов на оборону. Таковы реалии сегодня, что оборону надо поддерживать на должном уровне. Чтобы страна получила качественное вооружение для обороны и защиты своих рубежей и населения, - заявил Паутов. - Президент не раз говорил, и премьер его поддерживал, что социальная составляющая будет исполняться в полном объеме. Я считаю, что оборонный бюджет нужно увеличивать, но не в ущерб социальному».
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пуховпризывает осторожней относиться к закачиванию денег в оборонную сферу и в частности в ОПК. «До недавнего времени Центр АСТ приветствовал увеличение расходов на оборону, поскольку наблюдалось острое недофинансирование этой сферы на протяжении с начала 1990-х до середины «нулевых» годов. Однако сейчас мы относимся к этому более осторожно, так как складывается парадоксальная ситуация – целый ряд предприятий ОПК, получив большие деньги из бюджета либо просто не в состоянии их освоить, либо тратят их впустую, не давая на выходе полезной продукции, - пояснил он «Эксперт Online». – Очевидно, что необходима ревизия этой сферы, поскольку закачиваемые в ОПК деньги отбираются у образования, здравоохранения, не идут на  развитие инфраструктуры».
Напомним: по итогам 2013 года Россия вышла на третье место в мире по расходам на оборону, обогнав Великобританию и Японию, подсчитала британская консалтинговая компания IHS. По подсчетам IHS, Россия тратит на оборону вдвое меньше, чем Китай ($139 млрд) и почти в девять раз меньше, чем США ($585,4 млрд). В России в 2013 году расходы Минобороны составили $68 млрд. В текущем запланирован рост расходов на 13% — до $78 млрд. В пределах бюджетной трехлетки (2014–2016 годы), утвержденной Госдумой, расходы России на оборону вырастут до $98 млрд. С 2014 по 2016 год военные расходы вырастут с 2% до 4% ВВП (cтраны — члены НАТО обязаны тратить на оборону не меньше 2% ВВП).

Комментариев нет:

Отправить комментарий