13 сентября 2013 Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора
Ровно 268 лет назад вышло первое издание «Атласа Российского» - одного из важнейших произведений отечественной картографии. В честь этого мы отобрали 15 иллюстраций из него и других ранних сборников, позволяющих понять, как наши предки видели Россию.
Составление всего лишь девятнадцати карт, наглядно иллюстрирующих Российскую империю и земли на ее границах, отняло у учёных петровских времён долгие два десятка лет работы. Для «Атласа Российского» они проводили съемку громадных территорий при помощи весьма примитивных геодезических приборов. При этом точность составленных ими карт поражает: по ним вполне себе можно ориентироваться и сегодня, не говоря уже о том, какую колоссальную помощь «Атлас Российский» оказал современным историкам, занимающимся изучением первой половины восемнадцатого века.
Авторами произведения выступили влиятельные в то время учёные Жозеф Делиль, Леонард Эйлер, Христиан фон Винсгейм, Готфрид Гейнзиус и Герард Миллер. Кроме того, соавтором можно назвать и Ивана Кириллова, который не обладал официальным статусом, но чьи работы послужили основой для многих карт «Атласа Российского». Несмотря на популярность работы, которая получила несколько дополнительных тиражей, переиздали его только в 2007 году в издательстве «Альфарет». Прекрасное факсимильное издание является полноценной репликой, полностью повторяя особенности оригинала.
Следующий официальный атлас Российской империи пришлось ждать 47 лет, пока в 1792 году не вышло в свет издание под мудрёным названием «Российский атлас, из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества империю разделяющий». Надобность в работе Александра Вильбрехта понадобилась после губернской реформы Екатерины Второй. Украшенный превосходными картушами, он в свою очередь послужил основой для дополненного и переделанного издания 1800 года, когда Павел Первый затеял свою реформу с Россией и губерниями.
Особенностями атласа 1792 года стали условные картографические обозначения, дававшие полезную информацию о, скажем, плотности населения, особенностях ландшафта, наличии полезных ископаемых. А вот дорог на картах «Российского атласа, из сорока четырех карт состоящего и на сорок два наместничества империю разделяющего» отчего-то не было.
Следующее из важнейших картографических изданий в Российской империи вышло свет через добрую сотню лет – и это был уже не самостоятельный атлас, а «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» собственной персоной. Главная российская энциклопедия имела на своих страницах прекрасные карты, дающие наглядное представление о территориальном делении страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий