Распутываем авианосный клубок мифов и правды
Данная статья распутывает весь «клубок» того, что надо знать об авианосце и его ценности в разные периоды истории. Статья включает: историю, эффективность авианосцев и противодействие им, авиация и противодействие ей в отдельности.
Первая мировая. Зарождение
Хоть авиация и была малоразвита, но уже играла серьезную роль: разведка и корректировка огня. Сами авианосцы только зародились. Пропустим подробности.
Вторая Мировая. Золотое время
Начнем с цифр.
— Вторая мировая началась с 20 авианосцами в строю и еще 26 были в стадии постройки.
— За годы Второй мировой построено 183 единицы (из них 129 эскортных).
— Потоплено 42 (из них 17 эскортных).
— За годы Второй мировой построено 183 единицы (из них 129 эскортных).
— Потоплено 42 (из них 17 эскортных).
Авианесущие корабли играли довольно серьезную роль в данный период времени. Основной послужной список: Таранто, Перл-Харбор, налет на Токио, Коралловое море, Мидуэй, Филиппинское море, залив Лейте и т.д. Бонусом отметим защиту конвоев.
Причины высокой эффективности авианосцев и их ударов во Второй мировой можно свести к следующим факторам.
1. Отставание в развитии средств ПВО от авиации. В начале войны радиолокационные средства только начинали поступать на вооружение, а иные средства были довольно примитивны и основывались на «глаз и слух». В начале войны на сбитый самолет приходилось по 4-6 тыс. снарядов. В годы ВМВ зенитный огонь нанес треть всех потерь в авиации.
2. Колоссальное снабжение. Дело в том, что авианосцы слишком прожорливы. Их автономия исчислялась буквально днями.
3. Хорошая инфраструктура и простота изготовления/переделки. США позволила себе клепать авианосцы и самолеты. А также восполнять потери. По энциклопедии Quid, США потеряли 40896 самолетов на Тихом Океане.
4. Масштабное применение АУГ и их доминирование.
5. Недостаточное развитие подводных лодок (ПЛ). Парадокс: первый авианосец («Корейджис». — Прим.) был отправлен на поиски подлодок, но стал их жертвой. На счету субмарин 1/3 из всех потопленных авианосцев.
2. Колоссальное снабжение. Дело в том, что авианосцы слишком прожорливы. Их автономия исчислялась буквально днями.
3. Хорошая инфраструктура и простота изготовления/переделки. США позволила себе клепать авианосцы и самолеты. А также восполнять потери. По энциклопедии Quid, США потеряли 40896 самолетов на Тихом Океане.
4. Масштабное применение АУГ и их доминирование.
5. Недостаточное развитие подводных лодок (ПЛ). Парадокс: первый авианосец («Корейджис». — Прим.) был отправлен на поиски подлодок, но стал их жертвой. На счету субмарин 1/3 из всех потопленных авианосцев.
Достоинства корабля на тот момент:
— универсальность;
— мощь в любой точке земли;
— мобильность.
— универсальность;
— мощь в любой точке земли;
— мобильность.
Недостатки:
— высокая (по отношению к другим классам кораблей) уязвимость от ударов любых сил противника;
— сложность взлета и посадки (чем меньше корабль, тем актуальнее проблема);
— требование к постоянному снабжению и пополнению;
— проблема ПВО в начале войны (исправлено наращиванием зенитной артиллерии и увеличением истребителей за счет других классов самолетов).
— высокая (по отношению к другим классам кораблей) уязвимость от ударов любых сил противника;
— сложность взлета и посадки (чем меньше корабль, тем актуальнее проблема);
— требование к постоянному снабжению и пополнению;
— проблема ПВО в начале войны (исправлено наращиванием зенитной артиллерии и увеличением истребителей за счет других классов самолетов).
Итог этого периода: палубной авиации принадлежало наибольшее количество потопленных крупных кораблей (36% линкоров, 40,5% авианосцев, 32,7% тяжелых крейсеров). Но стоит оговориться, что приличные очки они набрали в конце войны за счет разгрома Японии. А доминирование авианосцев до 60-х годов медленно угасало.
Послевоенные годы. Нелегкая участь
В связи с ненадобностью, сокращением военного бюджета и появлением ядерного оружия многие авианесущие корабли были сданы на слом, часть переоборудована в гражданские судна или вертолетоносцы, а финансирование программ развития данного класса кораблей было урезано (до войны в Корее). Свое слово сказал и энергокризис. Немногие счастливчики в связи с дальнейшим развитием авиации прошли глубокую модернизацию.
Статистика.
— К осени 1945 года на вооружении флотов мира состояло 149 авианосцев всех типов, а до конца года было достроено еще 10. Большую часть пустили на слом сразу, после окончания военных действий или чуть позже.
— Британия вернула 35 эскортных авианосцев Соединенным Штатам. Из 17 оставшихся, только 3 дожили до 1949 года.
— США. После войны флот подвергся жесткой репрессии. Если к 1946 г. авианосцев было 141 (включая возращенные), то к 1947 году их осталось 79, и 36 строились на судостроительных верфях (достроено 24). В 1948 г. в строю числилось 20 и еще несколько десятков — на консервации. До 1970-х годов дожило 22 единицы.
— Британия вернула 35 эскортных авианосцев Соединенным Штатам. Из 17 оставшихся, только 3 дожили до 1949 года.
— США. После войны флот подвергся жесткой репрессии. Если к 1946 г. авианосцев было 141 (включая возращенные), то к 1947 году их осталось 79, и 36 строились на судостроительных верфях (достроено 24). В 1948 г. в строю числилось 20 и еще несколько десятков — на консервации. До 1970-х годов дожило 22 единицы.
Боевое применение. Американские АУГ участвовали во многих конфликтах, от Кореи до Ливии. К сожалению, у противника не было противодействия им. Так что реальную эффективность и уязвимость невозможно определить.
Факторы, снизившее эффективность авианосцев
1. К концу ВМВ появились не только удовлетворительные радиолокационные станции (РЛС), но и вычислительные системы и системы автонаведения. Все это повышало точность зенитных орудий в 9-10 раз по поршневым самолетам (по реактивным — больше): с 4-6 тыс. в 41 г., до 4-6 сотен выстрелов в 45 г.
В Корейской войне на каждый сбитый самолет приходится в среднем 12-13 стрельб с расходом боеприпасов по СЗА (средняя зенитная артиллерия) свыше 1500 выстрелов и по МЗА (малая) — свыше 2000 выстрелов. Однако чаще стрельба велась заградительным огнем, что не раз срывало планы и разворачивало американскую авиацию обратно на базы. Можно заявить, что наземным огнем было сбито 153 (212) самолетов, а авиацией — около тысячи! Но мы рассматриваем эффективность наземных систем.
Эффективное оружие против авиации появилось в 50-х годах. ЗРК (зенитные ракетные комплексы) сильно осложнили жизнь пилотам. 24 июля 1965 года состоялся первый бой с применением ЗУР (зенитной управляемой ракеты): 63-й и 64-й дивизионы сбили 1 (по советским данным, 3) самолета. Следует отметить, что с появлением ЗРК зенитная артиллерия не потеряла своего значения. Есть предположение, что зенитные средства поставили крест над американскими планами выбомбить северовьетнамцев и побудили к переговорам.
2. С появлением противокорабельных ракет (ПКР) боевые действия вышли на новый уровень. Уже во ВМВ небольшие авиагруппы наносили радиоуправляемыми ракетами и бомбами существенный урон крупным кораблям (не флоту), ставя их на долгосрочный ремонт. На что требовалось гораздо больше самолетов с неуправляемым оружием.
Современные ракеты можно доставить любыми носителями: авиацией, наземным транспортом, кораблями и подводными лодками; они стали быстрее, умнее, незаметнее.
Конечно, боевая эффективность ПКР еще мало изучена из-за малого опыта применения. Ясно только одно: пренебрегать ими невозможно! В локальных войнах степень гибели целей во время атак, ПКР дали самый высокий показатель: 78% (против 25-60% иных типов боеприпасов) атакуемых целей были потоплены.
3. Подводный флот тоже не стоял на месте. После войны произошел качественный скачок: они стали быстроходными и тихими. Многие пренебрегают ПЛ (подводными лодками), но давайте вспомним эпизоды истории: 14 июля 1964 года одновременно всплыли 12 субмарин в районе, где были сосредоточены корабли 6-го флота США. 21 марта 1984 года советская атомная подводная лодка К-314 по случайности протаранила авианосец «Kitty Hawk». 29 февраля 1996 год, посреди НАТОвских учений всплывает К-448… И подобных случаев довольно много. Применение в торпеде электропривода и управление по проводам в сочетании с скрытными и бесшумными ПЛ оставляет противнику мизерные шансы на выживание.
4. Совершенствовалось торпедное оружие: торпеды стали «бесшумными», умными, незаметными, калибр увеличился до 533 мм, а в СССР была создана уникальная 650 мм торпеда 65-73 и дальнейшее её развитие «Кит», несущая более полутоны (или 20 кт) «счастья». По данным экспертов, такого количества добра хватит для потопления (как минимум серьезного повреждения) авианосца. Есть скоростные торпеды «Шквал»(100 м/с), но их круг применения специфичен из-за оставляемого пенного «следа» и невозможности наведения… Но зато дешевая игрушка.
Итог. Сложность конструкций и высокотехнологичность поставили крест на количественном показателе как в авиастроении, так и на авианосцах. С другой стороны, противовоздушное и противокорабельное оружие набирали очки. С появлением радиоуправляемого оружия авианосцы утратили свое доминирование и превратились в широкопрофильную рядовую единицу.
Наше время
К сожалению для читателей, я не взялся за глубокий анализ состояния флота и авиации. Но справедливо отметим, что с падением противостояния блоков НАТО и Североатлантического альянса, флот всех стран морально устарел: средний возраст нашего флота — 25 лет, США — 20 лет.
В связи с тем, что линкоры ушли в прошлое, то на передний план (роль основных кораблей) выходят корабли тоннажем 6,5-10 тыс. тонн и ПЛ.
На данный момент в РФ есть около 25 кораблей тоннажем свыше 6,5 тыс. тонн, в то время как у США их чуть больше 100. Следует учесть, что при обороне наш флот может выставить еще около 70 боевых кораблей с ракетным вооружением и тоннажем менее 6,5 тыс. тонн и с дальностью плавания 900-1000 миль. Есть ещё 45 кораблей с торпедно-артиллерийским вооружением, но им можно пренебречь из-за низкой эффективности. Также прибавим каждой стороне по 70 субмарин. Но это сухие цифры.
Что касается боевых действий, то на деле все корабли разбросаны по свету, и как они объединятся и какие силы будут противодействовать, покажет только военное время.
Только Северный и Тихоокеанский флоты, по понятным причинам, могут противопоставить хоть что-то АУГ. В основном за счет подводных лодок. Скорее всего, атака будет совместно с авиацией наземного базирования. В налете будет участвовать не менее нескольких сотен (возможно, и тысяч) самолетов. Следует учесть, что страшна не только авиация АУГ, но и крылатые ракеты: если несколько сотен самолетов ещё можно спугнуть или сбить с моря и суши всевозможными ПВО, то прикрыться от сотни-другой КР уже невозможно! Поэтому так важно держать АУГ подальше от берега и нанести молниеносный удар. Но что до противоборства самих флотов, то тут уже игра в кошки-мышки: наш надводный флот может сильно потрепать противника, но и сам сильно поредеет.
Конкретный итог боевого столкновения трудно предсказать. С учетом клубка, который описан в предыдущем абзаце, наш флот имеет шансы уничтожить противника только в зоне 900-1000 миль, с поддержкой авиации наземного базирования. С учетом географического положения можно не ждать вторжения в Северный Ледовитый океан и ближайшие от него моря в начале конфликта. В районе Камчатского края будет большая мясорубка из-за специфичной береговой линии (близость к Северной Америке, специфичное расположение полуостровов). А вот пришвартоваться в районе Скандинавского полуострова — довольно удобно и стратегически выгодно: можно спокойно обстрелять Москву «Томагавком» и даже попасть дальше неё.
Россия и авианосцы
Следует отметить, что в СССР была оборонительная доктрина, а географическое положение страны позволяла пренебречь рассматриваемым классом кораблей. Эти факторы и появление ЯО сильно повлияли на приоритеты ВМФ, которые были отведены подводному флоту. Однако главная причина такого выбора кроется в том, что США имели внушительный парк авианосцев… Выбор был очевиден. Так, к середине 1980-х (до сокращения) СССР имел около 450 субмарин; в начале 1991 г. ВМФ СССР насчитывал 285 субмарин, из них треть морально устаревших.
Целесообразность в веролето- и авианосцах появилась в 60-х годах, когда нужны были специализированные корабли для локальных войн и некоторых специфичных задач. Так, до 1990 года было построено 2 вертолетоносца, 5 авианесущих крейсеров (аналог среднего авианосца США) и ещё 2 строились.
В настоящий момент целесообразность авианосцев стоит под большим сомнением: их ценность упала, а времена «мускулов» проходит.
Итог. Предсказать будущее нельзя. Сказать, что они не пригодятся, нельзя тоже. В связи с этим необходимо иметь несколько авианосцев. Если вы страдаете гигантоманией, то можете хотеть и 10 таких кораблей, но целесообразность этого будет мала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий