вторник, 28 октября 2014 г.

«Каспийский монстр»: гроза американского флота возвращается на службу в ВМФ России

 
Москва ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов - гибридов корабля и самолета, когда-то наводивших ужас на американских военных. Они могут снова появиться на вооружении Военно-морского флота. Об этом сообщил на совместном заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности и специалистов Лиги содействия оборонным предприятиям гендиректор ассоциации «Космонавтика человечеству» Альберт Никитин. По его словам, в России разработан проект создания и использования экранопланов до 2050 года.

Он напомнил, что по заказу Минобороны конструкторское бюро имени Алексеева провело научно-исследовательскую работу по изучению существующих проблемных вопросов в аэродинамике и гидродинамике экранопланов, а также ведет проработку его облика. «Работа завершена, она принята военным ведомством, но окончательного вывода по облику этих кораблей в ней не сделано», - заявил эксперт.

«Экранопланы - это гениальная разработка, - поддерживает коллегу первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. – «Как пролонгированный вариант она может помочь и с сообщением между Крымом и остальной Россией, в других отраслях. В ноябре мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях эта разработка сможет пригодиться нашей стране. Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности. Они могут пригодиться Минобороны в силу малозаметности и своей скорости».

Летящие по волнам

Экраноплан - бесспорное «ноу-хау» российской промышленности, которое делает нас не только первыми, но и вообще единственными в мире, сумевшими освоить технологию скрещивания корабля и самолета. От первого - экраноплан унаследовал грузоподъемность, от второго - скорость. Кроме того, гибрид еще и экологически безопасен. В отличие от обычных кораблей и судов он, как самолет, летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, «лететь» надо льдом или тундрой.

Технологию экранопланов - судов на динамических воздушных подушках разработал академик Ростислав Алексеев более полувека назад. Суда, более похожие на пассажирские самолеты, передвигались над морем на определенной высоте, благодаря эффекту аэродинамического экрана, что позволяло развивать скорость в сотни километров в час.

В советские времена, как и всегда, этим первыми воспользовались военные. Командование Военно-морского флота увидело в самолете-корабле тот самый козырь, который позволит свести к минимуму гегемонию США в области авианосных соединений. Десантный экраноплан «Орленок», ударный «Лунь» имели скорость в 500 км в час. Для сравнения: у атомных авианосцев США она не превышает 70 км в час. Так, что при всем желании «сбежать» от русского самолета-корабля они просто не смогли бы. Спущенный на воду в 1986 году «Лунь» «летал» на 2 тыс. км и нес груз в 140 тонн.

Солнечный ожог

Но не только скорость делала «Лунь» таким опасным для американского флота. Главным его оружием стали сверхзвуковые крылатые ракеты 3М80 «Москит». На «Луне» их стояло 6 штук. Для сравнения, основными носителями этих ракет в советском ВМФ были эсминцы 955 проекта типа «Современный». На корабле их 8. Но вот скорость эсминца всего 35 узлов. Так, что в условиях оперативно реагирования на возникающие угрозы он не столь эффективен как экраноплан.

Каждый «Москит» размером с истребитель. Летает на расстоянии в почти что 200 км. На каждой ядерная или фугасная боевая часть весом до полутоны. Скорость ракет такова, что их не видят радары. Кроме того ракета постоянно меняет высоту и направление полета выписывая над водой замысловатую «змейку», резко набирает и сбрасывает высоту делая так называемую «горку», в результате этого полностью сливается с окружающей обстановкой.

По словам моряков, заметить «Москит» можно только под самым бортом корабля, когда увернуться от встречи с этой машиной уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе «Sunburn» - «Солнечный ожог». А сам «Лунь» за размеры, сопоставимые с эсминцем - «Каспийским монстром» (испытания кораблей проходили в советское время на Каспийском море). Впрочем, за акваторию Каспия «монстр» так и не вышел, оставшись одной из страшилок эпохи холодной войны и противостояния Востока и Запада.

Хорошо забытое старое

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, - объяснил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». – Самая главная их проблема в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей.

По словам Касатонова, при «бумажной-теоретической» красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными. В постсоветский период «Лунь» и «Орленок» пошли на «иголки». Однако идея скоростного большегрузного морского сообщения все еще витает в умах российских руководителей.

Владимир Гутенев - один из энтузиастов возрождения уникального направления в кораблестроении, где Россия бесспорный мировой лидер. Тем более, что создание экранопланов укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством несколько последних лет. Ее суть в создание возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые ее труднодоступные регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург и Калининград, отрезанный от «континентальной» России двумя границами, Камчатку, Сахалин,  Курильские острова с Владивостоком.

«Особое значение этот проект имеет для развития Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны, - утверждает Альберт Никитин. - В частности, на сибирских реках, в прибрежных районах Северного морского пути.

Именно поэтому экранопланы видятся сегодня конструкторам, прежде всего, как пассажирский транспорт. Самые перспективные проекты этих самолетов-кораблей могут перевозить от 40 до 200 пассажиров, или от 50 до 600 тонн, летать со скоростью 500 км в час и не бояться 3-метровой волны. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 тонн.

Сейчас ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева разрабатывает морской пассажирский экраноплан «A-050», который сможет развивать скорость 450 км в час и брать на борт 100 пассажиров. Генеральный директор бюро Сергей Платонов заявлял, что подготовка опытного образца пассажирского экраноплана должна завершиться к 2017 году. По заказу Минпромторга компания «Экранопланостроительное объединение «ОРИОН» создала первый рабочий прототип экраноплана «Стерх-10». На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 млн. рублей. Машина массой 10 тонн рассчитана для полетов на высоте до 6 м и способна перевозить до 20 человек.

Мечты и реальность

«Полномасштабные опытно-конструкторские работы по «большим» экранопланам предусмотрены госпрограммой вооружений с 2016 года, но, не имея понимания по облику, конечно, развертывать такую работу нецелесообразно, - говорит депутат Гутенев. По его словам, необходимо дополнительно проработать, как минимум, три проблемных вопроса. 

Первый состоит в том, что сегодня имеется очень высокая степень технических рисков от создания экранопланов. Поэтому требуется не только научная, но еще и техническая проработка возможности его создания. Не определено и место экранопланов в системе боевого применения Вооруженных сил России.

«Это связано, прежде всего, с созданием межвидовых группировок войск и сил», - объясняет Гутенев. - Минпромторг разработал проект развития экранопланов военного и гражданского назначения. Этот проект прорабатывается совместно с Минобороны, и по результатам этой проработки будут приняты окончательные решения об открытии ОКР для военного ведомств.

«Экраноплан очень дорог в эксплуатации», - констатирует адмирал Игорь Касатонов. – «Лунь», например, приводили в движение 8 авиационных двигателей. В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30-40 минут. Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час опасно. В военном плане использовании таких кораблей, при наличии у противника мощных космических и радиолокационных средств контроля пространства, авиационных группировок, также сомнительно. Экраноплану не дадут развернуться в море так, как быстро обнаружат и начнут противодействовать - подчеркивает адмирал.

Как бы там ни было, но эффект «динамических подушек» похоже, всерьез захватил умы парламентарием и конструкторов. Даже если экранопланы больше никогда не вернуться в Военно-морской флот как ударные единицы, то в гражданском секторе экономики они найдут свое применение. При единственном условии, что самолеты-корабли нового поколения станут экономичней своих предшественников «Каспийских монстров» СССР.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий