Понятие «Я» в философии и культуре
7 фактов о зарождении философской концепции «Я» и ее трансформации в различных традициях и эпохах
23.10.2014
1 490
Казалось бы, тема «Я» — простая, которая дана каждому вменяемому человеку вместе с его рождением. Но на самом деле вокруг этой проблемы идут философские баталии. И если посмотреть на историю, то само понятие «Я» появилось совсем недавно. Странно сказать, но только в XVIII веке это местоимение стало философским термином.
1. «Я» в Античности
«Я» в философии и культуре
Философ Александр Доброхотов о зарождении понятия индивидуума, христианской личности и чистом «Я»
Но сама постановка вопроса уже породила определенный парадокс. Как это индивидуум, который в одиночку не может выжить, оказывается субъектом истории, субъектом правовых и политических решений? Греческая философия и литература об этом много думали. Начиная с Сократа, появилась идея, что у человека есть некоторая чистая самость, «Я», которая должна приобрести моральное лицо и тем самым стать неповторимой частицей Космоса. Но здесь ключевое слово «знание»: для Сократа человек рождается, когда он приобретает знание — знание о том, что он ничего не знает (это любимое его выражение). Но заметим, что здесь как раз маячит понятие «Я», у которого может не быть знания, но есть самосознание; понятие «Я», которому что-то нужно для себя и которое само решает, какова его моральная сущность. Собственно, от Сократа идут все античные эксперименты с понятием «Я». И Платон, и Аристотель, и те, кто пытался сделать «Я» абсолютно самопроизвольным, как софисты, и те, кто его растворял в Космосе, — все они предполагали, что точка отсчета — это индивидуальная душа, но она является при этом частицей Космоса. Вот первое великое открытие того, что индивидуум становится носителем общего, и это завоевание греков осталось до сих пор у нас такой неотъемлемой частицей знаний о «Я». И все же в греко-римской культуре «Я» должно было получить какую-то «портретную» объективность, чтобы о нем можно было говорить. В личном письме «я» уместно, а вот в социальном пространстве оно должно стать «душой» или «персоной», социальной маской. Вполне естественно, что Юлий Цезарь пишет о себе в третьем лице: он должен объективировать себя, чтобы быть интересным публике, а до тех пор его «Я» — невидимка. Марк Аврелий может писать дневник «к самому себе», но это именно дневник.
2. Христианский переворот восприятия «Я»
Политические теории патристики
Историк Александр Марей о проблеме земной и духовной власти, понятии греха и проповедях Иоанна Златоуста
3. Картезианское понимание «Я»
Очередная революция — это XVII век и Декарт со своим сogito. Кое в чем он повторил древних, например Августина, но в общем совершил новый поворот: все в мире относительно и сомнительно — несомненно только личное «Я», причем несомненно в акте самосознания. Вот здесь, собственно, и появляется понятие чистого «Я», и впервые, кстати, Декарт и употребил это понятие — латинское Égo и греческое Egó. То есть речь идет о местоимении, не о понятии. Заметим, что слово «местоимение» (а на самом деле должно звучать «вместоимение») означает то, что указывается вместо имени. Здесь чистота «Я» как бы куплена отказом от заполнения его содержанием. Открытие Декарта в том, что он сказал: пустое «Я» — это абсолютно нерушимая субстанция, с которой ни сомнения, ни какие-то ошибки опыта поделать ничего не могут. То есть это, по мнению Декарта, непосредственный Божий дар, который отнять невозможно, но который дает нам право с этим чистым «Я» сравнивать любые данные опыта. А это не что иное, как основная процедура науки на самом деле. Как это ни удивительно, не математика, не физика, а именно чистое самосознание, по Декарту, дает человеку право осуществлять синтез опыта.
4. Кризис Нового времени
Дальше Новое время пошло по этому направлению: Мальбранш, Лейбниц, Беркли развивают тему «Я» метафизически, Локк — психологически. Но после первых восторгов наступает тяжелый кризис в XVIII веке, когда возникает вопрос: пустое «Я» ведь формально, и почему собственно «Я», а не «Оно», не «Мы», если оно является источником безличного и общеобязательного рассудка, науки для всех? Особенно английская традиция XVIII века поработала с тем, чтобы демонтировать такое «Я» и показать, что настоящим является живое, опытное, переживающее «Я». До предела этого направления доходит Юм, который говорит, что никакого «Я» вообще нет, что это фикция. Я думаю, что дальше Юма даже более поздние философы не пошли, потому что он реально разобрал на маленькие кванты впечатлений наш опыт и показал, что «Я» там найти невозможно, что это полезная, но все-таки определенная фикция. Не совсем верно, когда в учебниках пишут, что он отрицал понятие «Я»: он им пользуется, он только запрещает считать это «Я» действительной субстанцией: это лишь наше представление, удобное для организации опыта. Тем не менее «Я» нет, а есть ситуативный пучок впечатлений, который мы привыкли объединять. Только буддизм в мировой философии дошел до такой радикальной крайности.
5. «Я» в немецкой классической философии
Немецкая классическая философия как понятие
Философ Петр Резвых о преемственности, интеллектуальном ландшафте эпохи и освоении рукописного наследия
6. Попытки XIX века растворить «Я» в объективности
В свете этого понятно, что в XIX веке возникла реакция на такой культ абсолютного «Я»: не только философская, но и культурная. Потом идеологи придумают понятие «буржуазный индивидуализм». В XIX веке в эпоху расцвета позитивистской культуры именно буржуазный индивидуализм раздражал всех, и возникла мощная реакция: «Я» захотелось растворить в чем-то объективном и даже стихийном. Начиная с 30-х годов XIX века идут попытки растворить «Я» в мировой воле, в народном духе, в материальном базисе общества, в совокупности позитивных наук, которые делают уместным только психологическое «Я». Кстати, в это время и психология рождается как наука, и этнография, и культурология, которые делают это пустое философское «Я» ненужным. То есть на «Я» идет мощная позитивистская атака до конца XIX века, когда вдруг выясняется, что без «Я» плохо. Конечно, без погружения «Я» в психическую или историческую стихию не было бы в этом веке великой литературы, великой музыки… Но «энтропия» личностного начала привела к его замещению началами демоническими. Собственно, вся следующая эпоха — это мучительная попытка вернуть в культуру личностное «Я». В этом направлении работали и романтические, и ранние экзистенциальные идеи, и понемногу возрождающееся религиозное сознание Нового времени. Но в то же время не исчезает страстное желание избавиться от этого постылого «Я» и растворить его в чем-то: в стихии, в воле, как у Ницше, в народном революционном духе и т. д. И эти интенции причудливо переплетаются.
7. Опыт ХХ века в понимании «Я»
Резюме, видимо, таково: всевозможные «пост-» и «постпост-» периоды исчерпаны; приближается радикально новая культурная эпоха, и в ближайшие годы дискуссия о «Я», за которым стоят разные культурные массивы и разные типы ментальностей, конечно, обострится. Поэтому впереди — интересные споры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий