Как индейцы принесли в жертву отряд конкистадоров
В 1520 году, через год после того, как Эрнан Кортес высадился в Мексике, сотни людей из конвоя завоевателей были захвачены в плен. Их, вероятно, принесли в жертву и съели.
Раскопки городка Сультепек-Текоаке (Zultepec-Tecoaque), расположенного к востоку от Мехико, раскрыли новые драматические детали столкновения двух цивилизаций.Принесение человека в жертву. Изображение из ацтекского Кодекса Мальябекки. Фото: Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies / Wikimedia Commons / Public domain.
Испанский конвой направлялся в Теночтитлан (столицу ацтеков) с грузом для завоевателей. Люди акольуа, союзники ацтеков, жившие в Сультепек-Текоаке, захватили в плен 15 испанцев, 45 пехотинцев из Кубы (африканского и индейского происхождения), женщин и 350 индейцев-союзников испанцев. Их пол и этническую принадлежность удалось установить по черепам, найденным при раскопках.
Очевидно, победителей удивил внешний вид пленников и неизвестные животные. На территории города нашли глиняные фигурки, авторы которых пытались повторить необычный вид пришельцев. Возможно, авторами статуэток были индейцы, но нельзя исключить также, что пленников заставили вылепить свои «автопортреты». Затем статуэтки были символически обезглавлены. «У нас есть статуэтки негров и европейцев, которые затем были обезглавлены», – говорит Энрике Мартинес (Enrique Martinez), руководитель раскопок.
Пленников поместили в камеры без дверей и держали там в течение шести месяцев. Постепенно индейцы приносили их в жертву и, видимо, поедали лошадей, мужчин и женщин. Принося в жертву пришельцев, акольуа просили защиты от них у своих богов.
Похоже, что свиньи, которых привезли с собой испанцы, показались индейцам подозрительными, и поэтому их не стали есть. «Свиней принесли в жертву и убрали их останки в ямы, но доказательств, что их готовили в пищу, нет», – говорит Энрике Мартинес. В отличие от останков свиней, скелеты пленников-людей были разделены на части. На их костях сохранились следы разделки, указывающие на то, что мясо отделяли от костей.
Испанские хронисты подробно описали резню, произошедшую в 1520 году, но умолчали о некоторых деталях. Теперь они стали известны благодаря работам археологов. Так, никто из испанцев не писал о том, что в отрядах конкистадоров были женщины. По словам Энрике Мартинеса, в конвое, захваченном испанцами, было около 50 женщин и 10 детей. Все они были убиты, причём индейцы вели себя с ними совсем не по-рыцарски. Как и мужчин, женщин месяцами держали в закрытых камерах. Еду им передавали через маленькие окошки. Недавно археологи нашли на центральной городской площади расчленённые женские останки. Среди тазовых костей обнаружили череп годовалого ребёнка. Вероятно, это был какой-то ритуал, но его смысл пока неясен.
Интересно, что к испанским вещам индейцы оставались в основном равнодушными. Дорогая европейская майолика была выброшена в яму, так же, как и украшения испанцев. В яму отправились шпоры и стремена, которые были бесполезны для индейцев. А вот рёбра лошадей они ценили – из них вырезали музыкальные инструменты.
Кровожадность временных победителей сохранилась во второй части названии города – Текоаке. На языке науатль (язык ацтеков) она переводится как «место, где они ели их». Когда солдаты Кортеса вернулись в город, они увидели, что головы пленников из конвоя были нанизаны на деревянные «вешалки», рядом с черепами лошадей. Об этом сообщили Кортесу, и он отправил в город карательную экспедицию. Узнав об этом, горожане попытались спрятать останки испанцев – побросали их в неглубокие ямы. Потом индейцы покинули город.
Исследование добавляет новое измерение к тому, как происходило завоевание Америки. «Существует неправильное представление о том, что коренные народы просто сдались превосходящим силам европейцев», – говорит Сьюзан Гиллеспи (Susan Gillespie), археолог из Университета Флориды, не принимавшая участия в раскопках. По её мнению, работы в Сультепек-Текоаке показывают, что его жители в тот момент были победителями, которые сами писали историю войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий